Возможно вы слышали о том, что желательно не употреблять в пищу океаническую рыбу крупного размера, ведь в ней может содержаться свинец в опасных для здоровья человека концентрациях.
Содержание свинца в океанической рыбе может быть связано с несколькими факторами:
- Загрязнение окружающей среды: Свинец является одним из тяжелых металлов, который может быть выброшен в окружающую среду из различных источников, таких как промышленные выбросы, сельское хозяйство и использование свинцовых топлив. Этот свинец попадает в водоемы и аккумулируется в тканях рыбы.
- Биоаккумуляция: Некоторые виды рыб имеют тенденцию накапливать токсичные вещества, такие как свинец, в своих тканях в процессе жизнедеятельности. Это происходит через пищевые цепи: рыбы поглощают свинец, потребляя других загрязненных организмов, и этот свинец остается в их тканях.
- Поглощение через кожу и жабры: Рыбы могут поглощать свинец через свою кожу и жабры из окружающей среды, если в воде присутствует загрязнение свинцом.
Эти факторы могут привести к тому, что рыба, особенно длительно проживающая и накапливающаяся в окружающей среде, содержит опасные концентрации свинца. Поэтому важно следить за качеством и происхождением рыбы при ее выборе для употребления в пищу.
Чем же так опасен свинец для здоровья человека?
Свинец является токсичным металлом, который может нанести серьезный вред здоровью человека. Вот некоторые из основных опасностей, связанных с попаданием свинца в организм:
- Неврологические проблемы: Свинец может нанести вред нервной системе, вызывая такие проблемы, как раздражительность, бессонница, головные боли, проблемы с памятью и концентрацией внимания. У детей даже небольшие уровни свинца могут привести к серьезным проблемам развития и поведения.
- Проблемы с пищеварением: При поглощении больших доз свинца возможны проблемы с желудочно-кишечным трактом, такие как тошнота, рвота, диарея и боль в животе.
- Повреждение почек: Свинец может вызвать повреждение почек, что может привести к появлению белка в моче, учащенному мочеиспусканию и другим проблемам с мочевым пузырем.
- Повреждение костей и мышц: Длительная экспозиция свинцу может привести к понижению уровня кальция в костях и мышцах, что может привести к ослаблению костей, болям в суставах и мускульным проблемам.
- Проблемы с размножением и развитием: У женщин, находящихся в период беременности, свинец может вызвать проблемы с развитием плода, включая преждевременные роды, низкий вес при рождении и другие дефекты.
Это лишь несколько примеров, и воздействие свинца на здоровье может быть гораздо более широким и серьезным, особенно при длительной или повторяющейся экспозиции.
Как так вышло, что окружающая среда оказалась загрязнена этим токсичным металлом?
История добавления свинца в топливо связана с поиском способов увеличения октанового числа бензина. Октановое число - это мера сопротивления самовозгоранию бензина в двигателе внутреннего сгорания. Чем выше октановое число, тем менее склонен бензин к предварительному воспламенению или стуку двигателя.
В начале 20-го века проблемой было то, что высококачественные бензины с высоким октановым числом были дорогими и ограниченно доступными. В 1923 году три крупнейшие американские корпорации «Дженерал моторс», «DuPont» и «Standard Oil» создали совместное предприятие, названное «Ethyl Gasoline Corporation». Название «этил» было выбрано специально, чтобы не пугать людей словом «свинец». Автор этого изобретения Томас Миджли прекрасно знал об опасности отравления свинцом и предупреждал начальство, но деньги были важнее. Почти сразу у рабочих на производстве стали появляться неустойчивая походка и нарушения психики. В 1924 году на одной плохо вентилируемой установке за несколько дней погибли пять рабочих и еще тридцать пять стали инвалидами. «Ethyl Corporation» всегда следовала практике твердого отрицания ядовитости своей продукции. В последующие несколько десятилетий основная масса бензина в США содержала ТЭС. Тетраэтилсвине́ц (ТЭС) Pb(CH3CH2)4 — ядовитое и канцерогенное металлоорганическое соединение.
Ну а дальше, представьте себе, это вещество стало попадать в воздух, почву и воду, добравшись даже до вечных льдов Арктики и Антарктики.
Ученый всю жизнь посвятивший борьбе с этим ужасным явлением.
История борьбы Клэр Кэмерон Паттерсона с использованием свинца в автомобильном топливе - это удивительный пример того, как научное исследование и активизм могут привести к изменениям в законодательстве и улучшению общественного здоровья.
В начале 1960-х годов Клэр Паттерсон, американский геохимик и геолог, исследовал содержание свинца в земных образцах и ледяных ядрах. Его работа привела к выводу, что концентрация свинца в атмосфере земли значительно увеличилась с начала индустриальной революции, и это увеличение было особенно ярко выражено в городах.
Паттерсон начал исследовать источники этого свинца и обнаружил, что основным источником является автомобильный выхлоп, содержащий тетраэтилсвинец (TEL), добавку, используемую для повышения октанового числа топлива. Его исследования показали, что свинец из топлива накапливается в почве, воде и тканях животных, что представляет серьезную опасность для здоровья людей и окружающей среды.
Клэр Кэмерон Паттерсон провел исследования, связанные с содержанием свинца в костях, в рамках его работы по изучению влияния свинца на окружающую среду и здоровье человека. Он использовал методы изотопного анализа, чтобы изучить содержание свинца в долговременных архивных образцах, таких как костные ткани. Его исследования выявили, что содержание свинца в костях людей резко возросло с начала промышленной эры в конце 19 века и достигло пика в 1960-х годах, что совпало с распространением использования тетраэтилсвинца в автомобильном топливе.
Результаты исследований Паттерсона показали, что свинец, который ранее считался относительно инертным и безвредным для человеческого здоровья, фактически накапливался в тканях организма и мог оказывать токсическое воздействие на человеческое здоровье.
Паттерсон стал активным борцом за уменьшение использования свинца в автомобильном топливе. Его научные данные и публичные выступления привлекли внимание общественности и правительства. Благодаря его усилиям и работе других активистов, в том числе исследователей и общественных организаций, был постепенно введен запрет на использование тетраэтилсвинца в автомобильном топливе в различных странах.
В США использование тетраэтилсвинца в автомобильном бензине было постепенно сокращено вплоть до его полного запрета в 1996 году благодаря действиям правительства и регуляторных органов, в том числе за счет влияния исследований и активизма Паттерсона.
Таким образом, Клэр Кэмерон Паттерсон сыграл ключевую роль в установлении связи между использованием свинца в автомобильном топливе и его вредными последствиями для здоровья и окружающей среды, а также в осуществлении изменений в законодательстве, направленных на снижение использования свинца.