Найти тему

О цветах и искусстве: Аквилегия

Свое латинское название Aquilegia, состоящее из двух частей (в переводе с латинского aqua - «вода» и legere - «собирать») цветок получил в XVIII веке благодаря ученому-классификатору из Швеции Карлу Линнею. Русское название является дословным переводом: «водосбор», в народной традиции закрепляется также «голубки».

Альбрехт Дюрер, Водосбор, 1526 год
Альбрехт Дюрер, Водосбор, 1526 год

В античности, а именно в древнеримской традиции, цветок называли «колумбина» (в переводе с латинского columbina - «голубка») – из-за схожести лепестков с цветом голубиной грудки, а также формы – соцветие напоминает голубку или голубиное гнездо.

Peter Esser, Ботаническая иллюстрация,1859 год
Peter Esser, Ботаническая иллюстрация,1859 год

Аквилегия была одним из цветов-атрибутов Венеры - богини любви и в этом смысле имела символическое значение чувственных отношений и связывалась с представительницами древнейшей профессии. Корни ядовитой аквилегии еще в IV веке н. э советовали применять при мужском бессилии, а семена использовались как народное средство для прекращения нежелательной беременности. Такая, мягко скажем, сомнительная репутация цветка перекочевала из античности и в Средневековье, где аквилегия символизировала плотские утехи и женскую неверность и интерпретировалась так вплоть до XVI-XVII веков.

Франческо Мельци, Флора, около 1520 года
Франческо Мельци, Флора, около 1520 года

Преподнесенный букет водосбора мог считаться оскорблением – намеком на легкомысленное поведение девушки или женщины, или двусмысленное положение несведущего мужа в семье. В этом смысле аквилегии, вероятно, помещает Иероним Босх на свой триптих «Сад земных наслаждений».

Иероним Босх, Сад земных наслаждений (фрагмент), 1500—1510 годы
Иероним Босх, Сад земных наслаждений (фрагмент), 1500—1510 годы

Вместе с тем в средневековой христианской иконографии вырастает второе смысловое значение водосбора, и аквилегия становится одной из аллегорий Святого Духа, по одной версии – из-за связи с водой и, таким образом, с таинством Крещения, по другой – как «голубка», женская ипостась голубя как образа, прочно связанного с этим значением. По одной из трактовок, пять лепестков символизировали пять голубок, тройчатые листья – Троицу, а три бутона на стебле аквилегии – три добродетели – веру, надежду и милосердие.

Гуго ван дер Гус, Мадонна Портинари, около 1475 года
Гуго ван дер Гус, Мадонна Портинари, около 1475 года

К тому же темно-синий цвет лепестков прочно ассоциировался с цветом Богородицы, а с ней - со стойкостью, искуплением и страстями Христовыми. Обратите внимание на Богородицу на центральной части Гентского алтаря – среди прочих цветов ее корону увенчивают кобальтовые аквилегии, словно вторящие сдержанно-синему плащу.

Хуберт и Ян ван Эйк, Богоматерь. Центральная часть Гентского алтаря (фрагмент), 1432 год
Хуберт и Ян ван Эйк, Богоматерь. Центральная часть Гентского алтаря (фрагмент), 1432 год

На полотнах старых фламандских мастеров аквилегия иногда олицетворяла семь христианских добродетелей.

Бальтасар ван дер Аст, Натюрморт с фруктами (фрагмент), около 1625 года
Бальтасар ван дер Аст, Натюрморт с фруктами (фрагмент), около 1625 года