Найти тему

Маркиз Астольф де Кюстин о Нижегородской ярмарке

Редкое путешествие иностранцев по России обходилось без посещения Нижнего Новгорода и Нижегородской ярмарки - крупнейшего торга, соединявшего Европу с Азией. В 1839 году его посетил французский писатель и путешественник маркиз Астольф де Кюстин. Мировую известность он получил после публикации своих путевых заметок, в которых описывал впечатления от визита в страну.

Маркиз Астольф Луи Леонор де Кюсти́н
Маркиз Астольф Луи Леонор де Кюсти́н

Мы собрали для вас выдержки из книги «Россия в 1839 году», в которых маркиз весьма красноречиво рассказывает о путешествии в «срединный город».

В Нижнем Новгороде известного путешественника, которому покровительствовал сам Император Николай I, встретил губернатор Михаил Петрович Бутурлин. Он лично показывал город и, разумеется, Нижегородскую ярмарку. Первое, что поразило месье Астальфа – это нижегородские пейзажи, которые разительно отличались от столичных: в Москве и Санкт-Петербурге красота создана человеком, а в Нижнем – прекрасна сама природа.

Место, где расположен Нижний,— красивейшее из всех виденных мною в России; […] здесь целая гора, настоящая гора, образующая мыс у слияния Волги и Оки[…]. Нижегородский верхний город, построенный на этой горе, возвышается над необъятною, словно море, равниной; у подножия этого мыса открывается целый бескрайний мир, по соседству же с ним устраивается крупнейшая в мире ярмарка; ежегодно в течение шести недель у слияния Волги и Оки встречаются купцы обеих богатейших частей.

Плашкоутный мост, соединявший Нижний Новгород и Нижегородскую ярмарку
Плашкоутный мост, соединявший Нижний Новгород и Нижегородскую ярмарку

Из города на Нижегородскую ярмарку маркиз добирался на карете через плашкоутный мост, который в те годы считался самым длинным в Европе. Успел рассмотреть «низменную треугольную площадку» на слиянии двух рек, а на торжище увидел разнообразие народностей:

На Нижегородской ярмарке, которая ныне стала крупнейшею на свете, встречаются самые чуждые друг другу народы, то есть самые несхожие по облику, по одежде и языку, по верованиям и нравам своим. Жители Тибета и Бухары — стран, соседствующих с Китаем, сходятся здесь с персами, финнами, греками, англичанами, парижанами.

-3

Количество купцов со всего света настолько поразило маркиза де Кюстина, что он выведал у сопровождавшего его губернатора Бутурлина статистику. И очень удивился контрасту: в самом Нижнем проживало около 20 тысяч человек, а на Ярмарке собиралось до 200 тысяч!

Число иностранцев, постоянно находящихся в Нижнем на всем протяжении ярмарки, составляет двести тысяч; образующие это множество люди несколько раз сменяются, но количество остается примерно одинаковым; в иные же дни этого съезда негоциантов в Нижнем бывает одновременно до трехсот тысяч человек; средний расход хлеба в сем мирном лагере — четыреста тысяч фунтов в день; по окончании же промышленно-торговых сатурналий город вымирает.

На Ярмарке писатель боялся заблудиться без провожатого: ровные ряды типовых лавок и складов формировали длинные торговые улицы, они выходили на площади, в скверы и на аллеи. И блуждать по ним можно было часами. На фоне стройной застройки выделялись своей причудливостью Китайские ряды, в которых торговали чаем.

Китайские ряды Нижегородской ярмарки
Китайские ряды Нижегородской ярмарки

Этот обширный торговый городок состоит из широких, длинных и совершенно прямых улиц […]; над лавками возвышается около дюжины павильонов причудливого стиля, называемых китайскими[...]. Этот прямоугольный базар кажется безлюдным, настолько он велик: стоит углубиться в ряды его лавок, как толпы уже больше не видать, в то время как у подходов к этим улицам теснятся целые орды.

На Ярмарке было чисто, отмечал де Кюстин: за порядком следили вежливые казаки.

И, конечно же, французский писатель не мог не отметить главную диковинку торгового города, построенную Августином Бетанкуром, - продуманную и самую технологичную на тот момент систему канализации.

Дома купцов стоят поверх другого, подземного города — это […] огромный лабиринт, где без опытного проводника можно заблудиться. Каждому ярмарочному ряду соответствует подземная галерея, которая тянется под ним на всю его длину и служит стоком для нечистот. Эти стоки, выложенные тесаным камнем, несколько раз в году промываются с помощью многочисленных насосов, качающих воду из ближних рек. В подземные галереи можно проникнуть по широким лестницам, сложенным из отличного камня.[…] Это одно из самых грандиозных сооружений, виденных мною в России. Здесь есть образцы, которым могли бы следовать строители парижских стоков. По своей величине и прочности это напоминает Рим.

Астольф де Кюстин провел в России три летних месяца, успел посетить крупные города и побывать на Нижегородской ярмарке в разгар торгового сезона. А его книга «Россия в 1839 году» разошлась огромным тиражом по всему миру, знакомя иностранцев с культурой, бытом и торговыми традициями огромной страны.

А какое впечатление производила Нижегородская ярмарка на своих знаменитых посетителей вы узнаете из других наших статей:

Александр Пушкин о "Суетливом Макарии"

Александр Островский о Ярмарке как о "зрелище поразительном"

Теофиль Готье о том, можно ли жить, не повидав Нижнего Новгорода