Найти тему
Тихий океан 1/72

Northrop P-61 "Black Widow" на Тихом океане. Бизнес, ничего личного?

Несмотря на сравнительно малую распространенность и ограниченность применения, ночной истребитель Армейской Авиации США Northrop P-61 "Black Widow" ("Черная вдова", в среде отечественных моделистов - просто "Вдова") всегда пользовался повышенным вниманием людей, интересующихся авиацией. Возможно, дело в нестандартном и запоминающемся виде (самолет, который очень сложно в трезвом виде назвать красавцем, был двухбалочной схемы). Возможно, в некой ностальгии: модель P-61 от НОВО помнит большинство возрастных дяденек - основного и сокращающегося контингента "сочувствующих". Что делать, но тем не менее...

Вероятно самая известная "Вдова". P-61B-2, с/н 42-39408, "Lady in the Dark", 548-я эскадрилья (548th NFS) о. Ие Шима, август 1945. Экипажу самолета (Lt. Robert W. Clyde и оператор радара Lt. Bruce K. LeFord) приписывают последнюю воздушную победу во ВМВ: сбитый 14 августа 1945 года Nakajima Ki-44. Ну как сбитый, "Tojo" сам вот взял и упал вводу, уходя от "Вдовы", поэтому дымить, как на бокс-арте Hobby Boss,  в принципе не мог.  Естественно,  с японской стороны подтверждения нет, да и победа не признана подтвержденной .  К самолету тоже есть вопросы.  Установку стрелковых башен на "Вдовы" возобновили с суб-модификации  P-61B-10, на P-61B-2 был контейнер с четырьмя пулеметами, да и экипаж машины состоял из двух человек (стрелка не было).
Вероятно самая известная "Вдова". P-61B-2, с/н 42-39408, "Lady in the Dark", 548-я эскадрилья (548th NFS) о. Ие Шима, август 1945. Экипажу самолета (Lt. Robert W. Clyde и оператор радара Lt. Bruce K. LeFord) приписывают последнюю воздушную победу во ВМВ: сбитый 14 августа 1945 года Nakajima Ki-44. Ну как сбитый, "Tojo" сам вот взял и упал вводу, уходя от "Вдовы", поэтому дымить, как на бокс-арте Hobby Boss, в принципе не мог. Естественно, с японской стороны подтверждения нет, да и победа не признана подтвержденной . К самолету тоже есть вопросы. Установку стрелковых башен на "Вдовы" возобновили с суб-модификации P-61B-10, на P-61B-2 был контейнер с четырьмя пулеметами, да и экипаж машины состоял из двух человек (стрелка не было).

В США понимали важность радиолокации, работы начались в середине 30-х, однако между "хотелками" и реальностью имеющегося технологического уровня была пропасть. Как обычно, двигателем прогресса выступила Война. В частности, обобщение американскими "иxтaмнeтaми", находящимися на территории Великобритании, британского опыта ночной фазы Битвы за Британию, во многом и сформировало облик американского ночного истребителя: двухмоторный, тяжелый самолет, оснащенный бортовым радиолокатором и способный находиться в воздухе максимально длительное время. Большую скорость не требовали - главное догнать будущую жертву, бомбардировщик. Естественно подобную машину были готовы закупать и англичане (последние скупали у янки тогда все, что только можно), о чем и было сообщено представителям фирмы Northrop, находящимся в Лондоне. В октябре 40-го года были сформированы технические требования и работа закипела.

В ночь с 22-го на 23-е июля 1940 года, над Ла-Маншем, произошло знаковое событие: экипаж тяжелого истребителя "Бленхейм" MK. IF сбил бомбардировщик Dornier Do-17 из эскадры KG3. Это была первая победа, одержанная с использованием радиолокатора, установленного на истребителе.   На подобную машину янки вероятно и смотрели (тогда  смотреть было больше не на что). На фото Bristol "Blenheim" Mk.IF  из 54 OTU  - "учебки" для двухмоторных истребителей.
В ночь с 22-го на 23-е июля 1940 года, над Ла-Маншем, произошло знаковое событие: экипаж тяжелого истребителя "Бленхейм" MK. IF сбил бомбардировщик Dornier Do-17 из эскадры KG3. Это была первая победа, одержанная с использованием радиолокатора, установленного на истребителе. На подобную машину янки вероятно и смотрели (тогда смотреть было больше не на что). На фото Bristol "Blenheim" Mk.IF из 54 OTU - "учебки" для двухмоторных истребителей.

Бесценным бонусом к будущему "ночному" сотрудничеству англосаксов, была передача англичанами наработок в области компактных бортовых радиолокаторов и участие ведущих британских специалистов в разработках. Достаточно сказать, что первая армейская РЛС для истребителя, радиолокатор SC-540, устанавливаемый на первом же серийном ночном истребителе Douglas P-70, был ничем иным, как «чистокровным британцем» AI Mark IV. Янки использовали задел по полной программе, этого у них не отнять, причем последующие разработки "учеников" дали фору "учителям".

Нельзя сказать, что будущая «Вдова» создавалась на безальтернативной основе. Самый простой и быстрый вариант, конверсия в ночной истребитель штурмовика Douglas A-20 "Havoc", никого не устроил. Потенциальные заказчики (англичане) от «ночника» A-20 принципиально отказались. Свои (USAAC), ограничились «временным решением»: мелкосерийной переделкой «Бостонов» в ночной истребитель (Douglas P-70 «Night Havoc»).

Главным недостатком ночных истребителей P-70 (а всего в "ночники" было переделано 211  A-20 различных модификаций) была низкая высотность штатных двигателей Wright R-2600 "Twin Cyclone". Создать модификацию с турбокомпрессором не получилось (хотя пытались).  Или не хотелось, ведь куда интереснее создавать новый, сложный и по определению дорогой самолет с "нуля"  (сарказм).  На фото, на переднем плане, Douglas P-70B-2 «Night Havoc» 481-ой группы подготовки ночных истребителей (481st NFOTG), США, Флорида, 1943.
Главным недостатком ночных истребителей P-70 (а всего в "ночники" было переделано 211 A-20 различных модификаций) была низкая высотность штатных двигателей Wright R-2600 "Twin Cyclone". Создать модификацию с турбокомпрессором не получилось (хотя пытались). Или не хотелось, ведь куда интереснее создавать новый, сложный и по определению дорогой самолет с "нуля" (сарказм). На фото, на переднем плане, Douglas P-70B-2 «Night Havoc» 481-ой группы подготовки ночных истребителей (481st NFOTG), США, Флорида, 1943.

С прямым конкурентом, ночным истребителем XA-26A того же Дугласа, модификацией будущего «Инвэйдера», вообще получилась мутная история. То на Дугласе могли и хотели заниматься «ночником», то не очень-то и хотелось: не было ни времени, ни свободных мощностей. То заказчик (USAAC) так хотел версию ночного истребителя A-26, что кушать не мог, то уведомлял фирму, что заказов на их ночной истребитель не будет. В общем, приоритет работ был ниже плинтуса, прототип XA-26A взлетел только 27 января 1943 года (на восемь месяцев позже XP-61), а программу благополучно закрыли.

Douglas XA-26A. Единственный и неповторимый прототип и соискатель-неудачник. Ведь кому нужна унификация ЛА в рамках огромных ВВС?  (*почти сарказм)
Douglas XA-26A. Единственный и неповторимый прототип и соискатель-неудачник. Ведь кому нужна унификация ЛА в рамках огромных ВВС? (*почти сарказм)

В общем, жизнь на фирме Нортроп явно удалась и после эффектного «нежданчика» от 07.12.41, контракт стал расти как на дрожжах. К февралю 42-го заказали 150 машин, которые были только в проекте. В феврале 42-го – еще 410 машин, из которых 50 должны были уйти по Ленд-Лизу англичанам. Ну и т.д.

Первый прототип взлетел 26 мая 1942 года, а когда «ночная война» на Тихом океане уже была в самом разгаре, в октябре 43-го, выкатили из цеха и первый серийный P-61A. Причем было бы большим преувеличением сказать, что на «ночном» Тихоокеанском фронте у янки было все хорошо. Из-за несостоятельности P-70 в качестве ночного истребителя (японцы быстро поняли что к чему, подняли рабочую высоту ночных налетов выше 6000 м и просто "выключили" "Ночных Опустошителей") , на Гуадалканале и в окрестностях в качестве такового использовались обычные Lockheed P-38 в связке с наземными прожекторами. Пара «Лайтнингов», с установленными в полевых условиях радарами, снятыми с P-70, были скорее «свадебными генералами».

Lockheed P-38G "Lightning", 6-я эскадрилья (6th NFS),  Гуадалканал, 1943 год.  Полевая конверсия местных "самоделкиных" в "ночник". Переделали  два самолета и успокоились. Массивные электронные блоки радиолокатора SC-540 разместили в ПТБ. Главарь "кулибиных", лейтенант Ричардсон, получил орден "Легион Почета", командование сделало вид, что ничего и не было, "производственники" и не почесались.   Ведь куда интереснее создавать новый, сложный и дорогой самолет с "нуля" (с).
Lockheed P-38G "Lightning", 6-я эскадрилья (6th NFS), Гуадалканал, 1943 год. Полевая конверсия местных "самоделкиных" в "ночник". Переделали два самолета и успокоились. Массивные электронные блоки радиолокатора SC-540 разместили в ПТБ. Главарь "кулибиных", лейтенант Ричардсон, получил орден "Легион Почета", командование сделало вид, что ничего и не было, "производственники" и не почесались. Ведь куда интереснее создавать новый, сложный и дорогой самолет с "нуля" (с).

«Чудо-Юдо» Нортропа, трех-местная машина (пилот, сидящий за пилотом стрелок и оператор РЛС в хвостовой части гондолы), несмотря на габариты и вес, сравнимые с бомбардировщиком B-25 «Mitchell», вышла на редкость маневренной. Спасибо, в частности, развитой механизации крыла с интерцепторами. Два двигателя Pratt & Whitney R-2800 «Double Wasp», двухтысячесильные «палочки-выручалочки» американской авиации, обеспечивали махине максимальную скорость под 600 км/ч. А большего по сути и не требовали.

«Фишкой» самолета было вооружение. Четыре курсовые 20-мм пушки дополняла дистанционно управляемая башня General Electric A4 c четырьмя крупнокалиберными пулеметами, обеспечивавшая круговой обстрел, причем огонь могли вести и стрелок, и оператор РЛС, и пилот (последний только по курсу полета). По канонической версии, наличие такой башни было пожеланием англичан.

Ну и конечно, радиолокатор, без которого хороший ночной истребитель, как свадьба без драки. «Ночные глаза Вдовы» : 10-см радар фирмы Western Electric, SCR-720, был создан в сжатые сроки и обладал массой плюсов. Обзор в 180 градусов, селекция целей на фоне земли, практически невосприимчивость к новомодным «Window» - дипольным отражателям, которые в конце войны использовали все, кому не лень. Плюс четыре режима работы, на одном из которых декларировалась сверх-оптимистичная дальность обнаружения под 150 км. Радар, вернее его модификации, были приняты на вооружение учителями-англичанами как AI Mark X. Причем устройство оказалось долгожителем, вместе с NA F-82 «Twin Mustang» пройдя Корейскую войну, а вместе с DH.112 «Sea Venom» - Суэцкий кризис.

Слева: параболическая антенна радиолокатора SCR-720. Справа: гость из будущего, night binoculars - ночной прицел в кабине пилота, который появился на модификации P-61B.
Слева: параболическая антенна радиолокатора SCR-720. Справа: гость из будущего, night binoculars - ночной прицел в кабине пилота, который появился на модификации P-61B.

Были и маленькие минусы.
Вся программа имела не самый высокий приоритет, поэтому смежники нередко задерживали поставку узлов и компонентов (например винтов Curtiss), соответственно разработка, производство и поставки в войска задержались, а машины попали на фронт только к лету 44-го.

Самолет считался легким в управлении и стабильным на всех режимах полета, за исключением одного малозначительного пустяка: полет на одном двигателе был практически невозможен, "Вдовушка" сваливалась в штопор.

С "фишкой", стрелковой башней, тоже не обошлось без приключений. При повороте или подъеме блока стволов пулеметов башни, вокруг которой во многом и строилась компоновка машины, появлялась серьезная вибрация. Пока решали проблему (изменили форму башни) выяснилось, что многие компоненты башни совпадают с таковыми у башен бомбардировщика Boeing B-29, у которого был приоритет "Куда лезешь!? За мной не занимать". Поэтому башни достались только 45 первым P-61A и 355 P-61B, начиная с серии P-61B-10. И это при 706 выпущенных самолетах. Отсутствие башни добавило всего 8 км/ч скорости плюс свободное и комфортабельное пассажирское место стрелка.

P-61A-1, "Nightie Mission", с/н 42-5526, 6-ой эскадрильи (6th NFS), Сайпан, июль 1944. На Тихоокеанском ТВД проблему ослабления вооружения решали установкой в местных ТЭЧ стандартизованного контейнера с четырьмя неподвижными 12.7 мм пулеметами, напоминавшего формой злополучную башню. Явление было массовое, мало того, злые языки клевещут, что на Тихом океане не использовалось ни одного P-61 со штатной башней.   На фото кожух контейнера снят (обведено красным кружочком).
P-61A-1, "Nightie Mission", с/н 42-5526, 6-ой эскадрильи (6th NFS), Сайпан, июль 1944. На Тихоокеанском ТВД проблему ослабления вооружения решали установкой в местных ТЭЧ стандартизованного контейнера с четырьмя неподвижными 12.7 мм пулеметами, напоминавшего формой злополучную башню. Явление было массовое, мало того, злые языки клевещут, что на Тихом океане не использовалось ни одного P-61 со штатной башней. На фото кожух контейнера снят (обведено красным кружочком).

К техническим проблемам добавились организационные. Для начала, англичане, получив весной 44-го образец P-61 и испытав его, от поставок "Вдов" по Ленд-Лизу отказались. У причины отказа было имя собственное, "Москито". Мало того, 5 июля 44-го, с не очень понятной целью, были проведены сравнительные испытания: DH "Mosquito" NF Mk XVII 125-ой эскадрильи RAF выступил против P-61A 422-ой эскадрильи USAAC. По всем параметрам, включая максимальную скорость, сенсационно победила "Вдова". В малахольной западной историографии муссируется тема, что англичане сыграли в поддавки, ибо в случае отказа USAAC от P-61, им пришлось бы предоставлять "Москито", а совсем не потому, что кто-нибудь, в высоких кабинетах за океаном, задался бы вопросом, а стоило ли создавать новый, сложный и дорогой самолет с "нуля", если аналог можно было получить у союзников?

De Havilland DH.98 "Mosquito" NF MK.30, 416-ой эскадрильи (416th NFS), Италия, зима 1945. Эскадрилья - единственное американское подразделение"нахтягеров", оснащенное "деревянным чудом". Планировалось перевооружение на P-61, но до конца войны не успели.  Да.  К слову, данная модификация  оснащалась РЛС  AI Mark X (читай тем же, что и "Вдова") и разгонялось почти до 640 км/ч.
De Havilland DH.98 "Mosquito" NF MK.30, 416-ой эскадрильи (416th NFS), Италия, зима 1945. Эскадрилья - единственное американское подразделение"нахтягеров", оснащенное "деревянным чудом". Планировалось перевооружение на P-61, но до конца войны не успели. Да. К слову, данная модификация оснащалась РЛС AI Mark X (читай тем же, что и "Вдова") и разгонялось почти до 640 км/ч.

Как бы там ни было, производство набирало обороты, а с июля 44-го в серию пошла модификация P-61B. Установка более мощной модификации радара SCR-720C потребовала удлинения носовой части на 8 дюймов (203 мм). Под каждым крылом появилось по дополнительному пилону для подвески ПТБ или бомб. Створки основных стоек шасси были разделены на две части, чтобы на взлете-посадке прикрыть огромные ниши шасси от попадания мусора.

P-61B-2, " Our Panther", с/н 42-39428, 548-я эскадрилья (548th NFS), Ие Шима, август 1945. На самом деле, самым существенным отличием P-61B  от P-61A было увеличение запаса топлива. Если в P-61A c двумя ПТБ влезало немногим более 3500 литров, то у P-61B, способного нести четыре ПТБ, запас топлива практически удвоился, боевой радиус подбирался к 2000 км, а взлетный вес достигал семнадцати тонн. На данной машине в пулеметном контейнере на фюзеляже отсутствуют пулеметы.  Окрашивание машины целиком  черной, глянцевой краской ввели еще на P-61A. Глянцевое покрытие считалось более эффективным, чем матовое.
P-61B-2, " Our Panther", с/н 42-39428, 548-я эскадрилья (548th NFS), Ие Шима, август 1945. На самом деле, самым существенным отличием P-61B от P-61A было увеличение запаса топлива. Если в P-61A c двумя ПТБ влезало немногим более 3500 литров, то у P-61B, способного нести четыре ПТБ, запас топлива практически удвоился, боевой радиус подбирался к 2000 км, а взлетный вес достигал семнадцати тонн. На данной машине в пулеметном контейнере на фюзеляже отсутствуют пулеметы. Окрашивание машины целиком черной, глянцевой краской ввели еще на P-61A. Глянцевое покрытие считалось более эффективным, чем матовое.

Последней серийной модификацией, выпускавшейся в годы Второй Мировой, была модификация P-61C. Двигатель Pratt & Whitney R-2800-77 с турбокомпрессором и мощностью в 2800 л.с поднимал "максималку" с 600 км/ч до почти 700 км/ч. Хотя у машины декларировались проблемы с надежностью турбокомпрессора, производство запустили в июля 45-го, заказав около 400 P-61C, но в связи с окончанием войны, после выпуска 45 машин, контракт был аннулирован. Ни один P-61C не успел принять участие в боях.

С боевым использованием тоже все было не так, чтобы однозначно. Из четырнадцати эскадрилий, получивших на вооружение "веселых Вдов", девять использовались на Тихоокеанском ТВД, причем, как уже говорилось, поставка машин подзадержалась (первая победа одержана только 30.06.44 у Сайпана). В успехи обычно записывают заявки на 59 побед на весь колхоз (как известно, между "заявкой на победу" и "реальной победой", особенно ночной, может быть пропасть).

P-61A-10, " Jing Bow Joy Ride", с/н 42-5626, 426-ой эскадрильи (426th NFS), Ченду, Китай, 1945.  В 1945 году "Вдовы", в составе двух эскадрилий, попали и на самый спокойный ТВД, т.н. CBI (Китай-Бирма-Индия). Речь о 426 NFS и 427 NFS.  У 427-ой не было ни одной заявки на воздушные победы, у 426-ой "осетра урезали": из  шести заявок осталась одна. Самолеты использовали в качестве штурмовиков, причем часть машин на месте была доработана под подвеску пакетов НАР.
P-61A-10, " Jing Bow Joy Ride", с/н 42-5626, 426-ой эскадрильи (426th NFS), Ченду, Китай, 1945. В 1945 году "Вдовы", в составе двух эскадрилий, попали и на самый спокойный ТВД, т.н. CBI (Китай-Бирма-Индия). Речь о 426 NFS и 427 NFS. У 427-ой не было ни одной заявки на воздушные победы, у 426-ой "осетра урезали": из шести заявок осталась одна. Самолеты использовали в качестве штурмовиков, причем часть машин на месте была доработана под подвеску пакетов НАР.

Естественно, наибольшее количество заявок было у подразделений, находящихся в "горячих точках": Филиппины - Сайпан - Окинава (6 NFS, 418 NFS, 421 NFS). Обычным боевым распорядком было двухчасовое патрулирование в районе охраняемого объекта, и так от заката до рассвета, с условием, что в воздухе должен был обязательно находиться один дежурный самолет.

Срабатывала такая схема не всегда. Нет, например в молодецких ночных рейдах с Иводзимы на базы B-29 на Сайпане с ноября 44-го по январь 45-го, японцы теряли самолеты исправно, но и потери наносили. Проводи японцы налеты массированно, а не отдельными звеньями и хорошо, если не полными эскадрильями, да и просто будь более удачливыми, дело бы не ограничилось одиннадцатью сожженными на земле "Сверхкрепостями" и сорока пятью трупами. Справедливости ради, дело было не столько в недостатках "Вдовы" как ночного истребителя, сколько в организации боевого процесса.

P-61A-1, “Jap Batty”, с/н 42-5528, 6-ой эскадрильи (6th NFS), Сайпан,  1944. На боковичке показан установленный вместо неудалой стрелковой башни  дополнительный топливный бак использовавшийся при перегонке самолетов.
P-61A-1, “Jap Batty”, с/н 42-5528, 6-ой эскадрильи (6th NFS), Сайпан, 1944. На боковичке показан установленный вместо неудалой стрелковой башни дополнительный топливный бак использовавшийся при перегонке самолетов.

Хотя это больше напоминало забивание гвоздей микроскопом, "Вдовы", за малочисленностью потенциальных воздушных жертв, повсеместно использовались в БШУ по наземным целям, причем зачастую днем.

С потерями все тоже в тумане. Нет, общее количество потерянных за войну "Вдов" известно. На всех ТВД, включая Европейский, по всем причинам было потеряно 149 P-61. Беда в том, что у многих бортов неизвестно место события, даже с точностью до ТВД, не говоря уже об обстоятельствах и причинах потери. Известно, что на Тихоокеанском ТВД было потеряно минимум 33 P-61, причем формально все были "аварийщиками" (что-то приключилось без участия противника), что видится явным перебором, учитывая массовое использование машины в качестве штурмовика. В единственное исключение наверное можно записать б/н 42-39455, подбитый 31.03.45 из стрелкового оружия "партизанами" у Иводзимы.

В сухом остатке видится следующее.

Сказать, что Northrop P-61 "Black Widow" - плохой самолет, язык не поворачивается. По БРЭО это самый совершенный ночной истребитель Второй Мировой. Вопрос даже не в том, на сколько он был нужен (ночной истребитель был естественно нужен). Дело в том, как, в какие сроки и "какой кровью" Армия могла бы получить машину подобного назначения, пойдя другим, альтернативным путем. Известные определения, "попил-распил бюджетов", "занос чемодана зеленых денег", даже не рассматриваются. В демократическом обществе это невозможно (* саркастически).

У "конкурирующих организаций", Флота и КМП, был свой взгляд на ночные истребители и где-то  с середины 43-го  были вполне работоспособные образцы компактных бортовых радиолокаторов AN/APS-4 и AN/APS-6.  Это не Япония, где отношения между ведомствами были уровня "маразм", и Армия вполне могла получить наработки для Флота. Что собственно и сделала. В октябре 44-го фирме "Локхид" была поручена разработка модификации "Лайтнинга"-ночного истребителя (ой. А что случилося-то? А как же "Вдова"?).    Не мудрствуя лукаво, инженеры добавили на серийном P-38L чуланчик для оператора РЛС, прямо за местом пилота, а под носовой частью установили контейнер радара AN/APS-4. Всего таким образом было переделано 70 "Лайтнингов", которые попасть в строевые части до конца войны не успели.  На фото  P-38M,  "Shady Lady", с/н 42-5528, 421-ой эскадрильи (421h NFS), Кларк Филд, Филиппины. Послевоенный снимок. Контейнер радара демонтирован.
У "конкурирующих организаций", Флота и КМП, был свой взгляд на ночные истребители и где-то с середины 43-го были вполне работоспособные образцы компактных бортовых радиолокаторов AN/APS-4 и AN/APS-6. Это не Япония, где отношения между ведомствами были уровня "маразм", и Армия вполне могла получить наработки для Флота. Что собственно и сделала. В октябре 44-го фирме "Локхид" была поручена разработка модификации "Лайтнинга"-ночного истребителя (ой. А что случилося-то? А как же "Вдова"?). Не мудрствуя лукаво, инженеры добавили на серийном P-38L чуланчик для оператора РЛС, прямо за местом пилота, а под носовой частью установили контейнер радара AN/APS-4. Всего таким образом было переделано 70 "Лайтнингов", которые попасть в строевые части до конца войны не успели. На фото P-38M, "Shady Lady", с/н 42-5528, 421-ой эскадрильи (421h NFS), Кларк Филд, Филиппины. Послевоенный снимок. Контейнер радара демонтирован.

Назвать успешной и длительной послевоенную карьеру "Вдов" тоже не получается. Ночные истребительные подразделения начали перевооружать на North American F-82 "Twin Mustang", "всепогодные" версии которого так же несли РЛС SCR-720 и формально, в "войне справочников", не сильно отличались от P-61C. В общем, к 1950 году P-61 в строевых подразделениях не осталось. Занавес.

Давным-давно, в другой жизни была собрана и модель "Вдовы".

Наличие декали от Kits-World определило выбор варианта: P-61B-6, "NIGHT TAKE-OFF", c/н 42-39525, 548-я эскадрилья (548th NFS), Иводзима, весна 1945 года. Неизвестно, что такое забористое добавляли в рацион персоналу эскадрилий ночных истребителей, но по бортовой живописи в жанре "Ню", последний (персонал) наверное впереди планеты всей .

-13

Модель от Dragon, при всей своей безальтернативности в масштабе 1/72 (ИМХО), была внесена в почетный список "Еще хоть раз собрать такое? Спасибо, но нет".

Dragon в комплекты, что P-61A, что P-61B, кладет один и тот же пластик и этот пластик соответствует P-61A (короткий нос, цельные створки основного шасси). Это не беда.

Внутренняя расшивка, если просто закрыть глаза на сравнение с чертежами, варьируется от "стремящейся к нулю" до "Матчевской траншеи". Но это тоже только цветочки. А вот при сборке, дружба с балками не заладилась настолько, что потребовалось не просто ведро шпаклевки, но и отпиливание с последующим доворотом хвостовой части правой балки.

Доработка свелась к ремешкам-проводке-силовому набору в кабине стрелка, вставке, удлиняющей носовую часть фюзеляжа перед обтекателем РЛС, дополнительной фаре на носовой стойке шасси, доработке створок шасси в двухсекционные, смоляным двигателям QuickBoost и конечно самовыпиленному пулеметному контейнеру.

Всем добра.

* Использована информация из открытых источников.