Выбирая лёгкие пути, будьте готовы к засиженным местам.
Хочу признаться: был не прав. В публикации четырёхлетней давности, основываясь на математических умозаключениях Сергея Прокофьева для младших школьников, я сделал вывод:
На недостаток мелодий может жаловаться только тот, у кого проблемы с талантом и фантазией, кто привык оперировать тремя аккордами и простейшими народными наигрышами. У такого композитора все мотивчики одновременно похожи друг на друга и на мелодии других авторов.
Однако, в первом комментарии читатель заметил, что из шести миллиардов комбинаций для восьми нот, вычисленных Прокофьевым "лишь малая часть будет являться мелодиями. В основном это просто набор звуков. Новых мелодий уже появляется всё меньше и меньше ..."
Так оно и есть!
Количество сочинённой на сегодняшний день музыки не поддаётся никакому подсчёту, а возможности её распространения просто фантастические.
Определённо, раньше композиторам было намного легче. Мозг не был забит чужим музыкальным материалом. Сидишь себе спокойно и сочиняешь новые темы и гармонии, не опасаясь, что их уже успел придумать кто-нибудь другой.
А чем дальше, тем труднее. Вот написал в 1851 году Джузеппе Верди элегантный мотив к песенке Герцога для оперы "Риголетто", ту самую "La donna è mobile".
Но оказывается, за 67 лет до этого Вольфганг Амадей Моцарт опубликовал Сонату для клавира № 12, в первой части которой звучит ну очень похожая тема в до мажоре.
А теперь послушайте начало Сонаты для скрипки и фортепиано, представленную гениальным австрийцем летом 1871 года. В каталоге Кёхеля ей присвоен номер К377.
И сравните с арией Джильды "Caro nome che il mio cor" ("Сладкое имя, покорившее моё сердце") из первого акта "Риголетто". Наивная дочурка придворного шута предаётся любовным грёзам о запудрившем ей мозги Герцоге.
Слышал Верди именно эти пьесы Моцарта или не слышал - я не знаю. Может и не слышал, а сам составил ноты в приятную для уха последовательность по естественным музыкальным законам.
Следующий пример.
У Петра Ильича Чайковского в прощальной арии Ленского "Куда, куда, куда вы удалились ... " из оперы "Евгений Онегин" присутствует нисходящий мотив скорбного характера. Все его знают.
Но аналогичный мотив можно услышать и у Ференца Листа в фортепианной пьесе "Долина Обермана" из цикла "Годы странствий", законченной лет так за двадцать до оперы Чайковского.
Повторю мысль из старой статьи.
Человека невозможно изолировать от музыки, она его окружает, звучит из каждого утюга, откладывается на подкорке. Таким образом, при сочинении композитор вполне искренне может считать, что мелодия пришедшая из глубин подсознания его собственная.
Именно поэтому так трудно быть композитором в наше время. Всё мелодичное, эпическое, красивое, романтичное, изысканное уже могло быть придумано кем-то до него.
За спиной современного автора столетия музыкальных эпох: барокко, классицизм, романтизм, модернизм и так далее. Плюс чудовищных размеров пласты фольклора, саундтреков и эстрадной музыки.
Как выход: творчество в экстравагантных композиторских техниках. Кажется, Сергей Слонимский говорил, что сочинять авангардную музыку гораздо сложнее, чем традиционную тональную. Другое дело, что найти слушателя таких произведений ещё та задачка.
Публикация отправляется в раздел Великие воруют друг у друга постоянного КАТАЛОГА канала. Ещё по теме:
- Плохие композиторы подражают великим, великие - крадут друг у друга (Бетховен у Моцарта, Моцарт у Гайдна, Вагнер у Берлиоза)
- Оммаж и Реминисценции - Пётр Ильич Бизе
- Подражание, заимствование и борьба - Чайковский. Изображая Вагнера
- Пятая симфония Бетховена - плагиат или цитирование "с фигой в кармане"
И, собственно, Плагиат и заимствование. Могут ли закончиться мелодии?
Вместо традиционной несмешной байки лёгкое задание.
Сможете определить, какой композитор "вдохновился" мелодией Тихона Хренникова из "Колыбельной Светланы" для фильма "Гусарская баллада"?