6,6K подписчиков

Пятая симфония Бетховена - плагиат или цитирование "с фигой в кармане"?

320 прочитали

Конечно, речь пойдёт не о всей симфонии целиком. Это же не рок-песенка, которая изначально похожа на тысячу и одну своих однотипных клонов, как две блестящие на солнце капли гудрона.

Моё внимание обращено на элементарный вступительный мотив, давно ставшим общемировым мемом (символом): та-та-та-таа. У кого в голове он не прозвучал? Отпишитесь в комментариях - кину ссылку послушать для расширения кругозора.

У этой темы есть несколько интерпретаций. Наиболее известная: анекдот от секретаря Бетховена Антона Шиндлера, придумавшего романтическую историю о "стучащейся в дверь судьбе".

А мне больше импонирует байка о скабрезной подтекстовке. Об этом на канале выходила статья Швабское приветствие - острая приправа классической музыки. Ссылка есть в каталоге.

Где Бетховен мог подслушать свой знаменитый мотив?

Тот же Шиндлер свидетельствовал, что композитор испытывал чрезвычайное пристрастие к фортепианным сонатам итальянца Муцио Клементи. Это сейчас его имя мало кто знает, но при жизни Клементи пафосно называли "отцом фортепианной музыки". Его самобытное творчество оказало влияние на всех венских классиков, впрочем, имел место и обратный процесс.

В 34-ой опус Клементи, изданный в 1795 году в Лондоне, вошли две сонаты и два каприччио. Первая часть соль минорной сонаты № 2 построена на простом и экономичном мотиве, который Бетховен впоследствии трансформирует в "тему судьбы" Пятой симфонии.

Соната Клементи начинается Largo e sostenuto с характерной темой. Возвращение Largo в начале репризы предвосхищает аналогичный приём, использованный Бетховеном в Восьмой ("Патетической") и Семнадцатой ("Буря") сонатах.

И, пожалуй, ключевой момент. По словам ученика Клементи Людвига Бергера, первоначально его соната была ... симфонией. Что, в принципе, очень хорошо слышно: все пассажи являются следствием доминирующей идеи, которая никогда не теряется из виду. Британский музыковед Катберт Гердлстон, рассуждая об этой сонате, как-то заявил:

Только Клементи мог научить Бетховена удовлетворять ту жажду единства, которую он и принёс с собой в музыку.

Другую версию происхождения открывающего мотива Пятой симфонии высказал британский дирижёр Джон Элиот Гардинер. По его мнению, музыка симфонии повествует о самой радикальной и шокирующей трансформации государственной системы в мировой истории - Великой французской революции.

С одной стороны, Бетховен всем своим видом и музыкой поддерживал идеи "Свободы, Равенства и Братства" и, возможно, искренне сочувствовал беднейшим слоям населения. В тоже самое время композитор целиком зависел от существующей аристократической системы, охотно брал деньги у власть имущих, увековечивал их имена в своих шедеврах.

Пятая симфония посвящена богатым "кормильцам" Бетховена - князю Лобковицу и графу Разумовскому. Получается, что этот публичный жест - ширма-прикрытие настоящих мыслей композитора, своеобразная "фига в кармане".

Конечно, речь пойдёт не о всей симфонии целиком. Это же не рок-песенка, которая изначально похожа на тысячу и одну своих однотипных клонов, как две блестящие на солнце капли гудрона.

Во время работы над симфонией войска Наполеона вошли в Вену. В такой деликатной политической обстановке открыто восхвалять вражеские идеалы было чревато потерей своего положения, поэтому Бетховен призывает на помощь музыку, и в начале симфонии цитирует фрагмент из патриотического "Hymne au Panthéon" ("Великого хора во славу мучеников свободы и её защитников") итальянца Луиджи Керубини - одного из главных композиторов французской революции.

Человек слушает музыку симфонии, у него возникают ассоциации с произведением Керубини, а там и до текста рукой подать:

Мы все клянемся, с оружием в руках,
Умереть за Республику
И за права человека ...

Немецкий музыковед Арнольд Шмитц утверждает, что именно эти слова вдохновили Бетховена на создание вступительных тактов.

В финале симфонии дирижёр Гардинер слышит отголоски другого революционного сочинения - "Дифирамбического гимна о заговоре Робеспьера и революции Девятого термидора", сочинённого небезызвестным капитаном инженерного корпуса Клодом Руже де Лилем в тюрьме Сен-Жермен-ан-Ле.

Кто не знает, что он ещё написал - жду сигнала в комментариях, дам ссылку на статью Кто сочинил Марсельезу? Впрочем, вы можете найти её самостоятельно в постоянно обновляющемся КАТАЛОГЕ публикаций канала.

Традиционная несмешная байка сегодня будет о Бетховене и его младшем брате Николаусе, который, как известно, был абсолютно равнодушен к музыке, но с удовольствием зарабатывал деньги на поставках медикаментов французской армии.

Николаус любил освежать память брата о своих жизненных успехах, что не добавляло композитору мягкости характера. Однажды, Николаус, купив участок земли в Гнейксендорфе, послал Людвигу на Новый год открытку с подписью:

Николаус Иоганн ван Бетховен, землевладелец.

Получив корреспонденцию, композитор написал на обратной стороне:

Людвиг ван Бетховен, владелец мозга,

и отправил её своему гордому родственнику обратно.