Найти в Дзене
Жизнь в ритме танго

–Молодой человек, вы на моей дочери хотите жениться или на моей квартире? – спросил отец

Марьяна Соболева была единственной и, естественно, любимой дочерью своих родителей. Отец ее имел довольно успешный бизнес, мать занимала небольшой пост в городской администрации.

По меркам областного города семья была достаточно обеспеченной. Соболевы жили в четырехкомнатной квартире в центре города, имели дачу в экологически чистом районе на самом берегу озера, две машины. На одной ездил глава семьи– Илья Алексеевич, на второй – его жена Лилия Викторовна.

Марьяне отец машину не покупал, хотя возможности такие имелись. Он вообще придерживался того мнения, что каждый должен получать только то, что заработал, и дочь особенно не баловал.

Марьяна училась в обычной школе, расположенной рядом с домом. Закончив одиннадцатый класс, поступила в университет на бюджет. На занятия девушка ездила на общественном транспорте.

При всем этом о будущем дочери родители подумали и купили ей двухкомнатную квартиру. Не в центре – в новостройке, и оформили ее пока на отца.

Весь первый курс девушка спокойно отучилась, не доставляя родителям никаких тревог и волнений, хорошо сдавала сессии, участвовала во всех студенческих делах.

А к середине второго курса Марьяна влюбилась.

Объектом ее обожания стал студент четвертого курса – Станислав Кудряшов. Хотя, если говорить правду, инициатором их отношений был молодой человек. Именно он первый подошел к Марьяне и заговорил с ней, пока они стояли в очереди в университетской столовой.

Взяв подносы, они сели за один столик. Слава – так он представился девушке – остроумно шутил и делился опытом, как сдать зачет или экзамен тому или иному преподавателю.

А на следующий день молодой человек пригласил Марьяну на городской каток.

– Я не умею кататься на коньках, – смутилась девушка.

– Это просто, я тебя научу, – пообещал Слава.

Они провели на катке почти два часа, у девушки уже стало что-то получаться. Потом зашли в кафе и согрелись горячим чаем с ее любимыми эклерами.

Они стали встречаться. Конечно, не каждый день, но довольно часто.

Слава рассказал Марьяне о себе. Он живет с мамой в однокомнатной квартире в старой пятиэтажке. Отца не помнит, мама сказала, что тот ушел из семьи, когда Славе было три года. Мама работает в паспортном столе, зарплату получает небольшую.

– А ты не пытался подрабатывать, чтобы помочь маме? – спросила Марьяна.

– Что ты! Мама против того, чтобы я работал, пока учусь. Нам помогают бабушка и дедушка – у них дом в деревне, свое хозяйство, так что мы не бедствуем, – пояснил Слава.

Узнав о материальном положении семьи молодого человека, Марьяна перестала соглашаться ходить с ним в кафе, потому что он возражал, когда она пыталась оплатить счет пополам, а вводить Славу в расходы Марьяна не хотела.

– Вот окончу в этом году бакалавриат и пойду работать, – сказал как-то молодой человек. – Правда, пока не знаю, куда. – Тебе хорошо, тебя ждет рабочее место в фирме отца, а мне еще придется побегать, прежде чем я найду работу.

– А разве ты в магистратуру поступать не будешь? – удивилась девушка.

– Я бы хотел, но на бюджет я не пройду – там такой конкурс, да и тесты очень сложные. А платный вариант мы не потянем. Может, когда-нибудь позже, – ответил Слава.

Марьяна ничего ему не сказала, а дома вечером спросила отца, взял бы он к себе на работу выпускника университета, который только что закончил учебу и не имеет опыта работы.

– Но какой-то опыт у него все равно есть, – сказал отец. – Не может быть такого, чтобы парень проучился четыре-пять лет и ни разу нигде не работал, хотя бы на каникулах. Мы в свое время с ребятами и вагоны разгружали, и овощи перебирали, и ночными сторожами работали. А если здоровый двадцатилетний парень сидит на шее у родителей, от него и потом толку не будет. Зачем мне такой?

Марьяна не стала передавать Славе слова отца напрямую, но решила как бы между прочим посоветовать парню найти какую-нибудь подработку хотя бы для того, чтобы было что ответить будущему работодателю.

-2

Тем временем отношения молодых людей развивались. И уже в апреле Слава сделал Марьяне предложение. Она согласилась выйти за него замуж.

– Завтра я приглашаю тебя к нам. Моя мама очень хочет с тобой познакомиться, – сказал Слава.

Понятно, что Марьяна не могла не сказать об этом родителям.

– Мама, Слава сделал мне предложение. Мы поженимся. Завтра я пойду знакомиться с его мамой. Как ты думаешь, что мне надеть? – спросила девушка.

Вопрос дочери о том, что ей надеть, меньше всего волновал Лилию Викторовну.

– Но ведь вы только недавно стали встречаться, – удивилась она. – После Нового года, если я не ошибаюсь?

– Мама, но мы любим друг друга, – ответила дочь.

– Марьяна, а ты не торопишься? Тебе всего девятнадцать. И учиться еще целых четыре года! А если ребенок родится? Ты ведь не сможешь окончить университет! И на что вы будете жить?

– Слава в этом году окончит бакалавриат и пойдет работать, – ответила Марьяна. – И я буду подрабатывать. Мы не будем сидеть у вас на шее.

– Ладно, завтра познакомишься с мамой Славы, а потом приводи его к нам. Я скажу, когда. Сама понимаешь, надо с папой посоветоваться, – сказала Лилия Викторовна.

На следующий день Марьяна и Слава, купив торт, подошли к старенькой пятиэтажке, на третьем этаже которой жил молодой человек. Его мать – Серафима Андреевна – встретила их на пороге.

Обычная однокомнатная квартира. Давно не крашенные двери, такое же деревянное окно. У одной стены – диван, напротив двери – сервант, на полках которого за стеклом стоят несколько хрустальных фужеров и чайный сервиз. Рядом с сервантом кресло-кровать. У третьей стены – разложенный стол-книжка, на котором все готово для чаепития.

Больше всего поразило Марьяну обилие вязанных крючком салфеток. Очевидно, этим увлекалась Серафима Андреевна.

Хозяйка была приветлива, но очень любопытна. Ей было интересно все: где работают родители Марьяны, где она сама собирается работать, зачем ей учиться два дополнительных года, если бакалавриат – это уже высшее образование.

– Еще четыре года учиться? А как же детки? – спросила женщина.

– Какие детки, Серафима Андреевна? – удивилась Марьяна. – Когда я магистратуру окончу, мне только двадцать три года исполнится. Еще год-два можно будет поработать.

– А жить-то вы где планируете? – поинтересовалась мать Славы. – У нас, видите, теснота. А у ваших, родителей, Слава говорил, целых четыре комнаты и еще вторая квартира есть. Может, они ее вам отдадут? Хотя, пока ты учишься, вам лучше жить с родителями, на их, так сказать, обеспечении. Ведь у Славы то зарплата сначала будет небольшая.

Слава заметил, что разговор на эту тему смутил Марьяну, и остановил мать:

– Мама, давай лучше поговорим о свадьбе, – предложил он. – Мне кажется, начало августа – самое хорошее время. Еще тепло, но уже жары нет, много овощей и фруктов – свадебный стол дешевле обойдется.

– О свадьбе надо с родителями Марьяны говорить, – сказала Серафима Андреевна. – У нас с тобой родственников нет, так что приглашать некого, только я буду. А остальные – их гости, так что банкет они должны оплачивать. Марьяночка, спроси родителей, когда мы со Славой к вам прийти сможем, чтобы все обговорить.

Когда Марьяна пересказала родителям весь этот разговор, Лилия Викторовна очень удивилась, а Илья Алексеевич даже рассмеялся.

– Так это своего Славу имела в виду, когда интересовалась, возьму ли я на работу человека без опыта? – спросил он. – Ты хочешь сказать, что твой жених, дожив до двадцати одного года, ни дня не работал, что у него нет квартиры и он живет за счет матери?

– Но Слава через месяц получит диплом и будет искать работу, – сказала дочь.

– При таких условиях он будет искать работу до морковкина заговенья, – усмехнулся отец. – У меня в фирме шестеро студентов работают на полставки, а летом заменяют штатных работников, которые уходят в отпуск. Трое из них в этом году окончат магистратуру – вот их я возьму без разговоров.

– Подумай, Марьяна, – сказала мать, – мне кажется, что Слава – не самый удачный вариант. И не потому, что у него ничего нет. Мы с твоим папой тоже с нуля начинали. Но он, по-моему, и не собирается ничего делать, а все проблемы хочет решить за счет других.

– Мама, но я люблю его! – воскликнула Марьяна.

-3

Посовещавшись, родители Марьяны решили, что не станут препятствовать дочери, и пригласили Славу и его мать для обсуждения свадьбы.

– Я уже говорила Марьяночке, что у нас близкой родни нет, поэтому со стороны жениха буду одна я. А вы, наверное, человек сто пригласите? – спросила Серафима Андреевна.

– Да нет, мы тоже решили ограничиться только своим присутствием, – сказал Илья Алексеевич. – А то неудобно как-то: от вас никого, а от нас – куча народа. Платье Марьяне купим, чтобы фотографии на память остались. Распишутся, закажем столик в ресторане на пять человек. Посидим своей семьей.

– А куда дети в свадебное путешествие полетят? Слава уже и паспорт заграничный сделал. Марьяна, вы выбрали?

– Что вы, Серафима Андреевна! Какое путешествие? – удивился отец. – Славе надо уже сейчас работу искать. И кто ему сразу же отпуск даст? Да и Марьяна с середины июня до сентября будет работать у меня в фирме, как и в прошлом году. Да и на какие деньги они полетят? Слава сможет оплатить путевки?

– Илья Алексеевич! Дорогой! Неужели вы для единственной дочери денег на свадебное путешествие не найдете? – воскликнула Серафима Андреевна.

– Уважаемая сватья, я предоставляю молодым двухкомнатную квартиру с ремонтом. Но она пустая. Сейчас надо купить туда мебель и технику. А это, между прочим, недешево. Я, конечно, человек не бедный, но сразу и мебель, и путешествие не потяну, – сообщил Илья Алексеевич.

– А что ж вы раньше-то о мебели не побеспокоились? – удивилась Серафима Андреевна.

– Мы просто не рассчитывали, что дочь так рано замуж соберется, – пояснила Лилия Викторовна.

– Ну, что, если все ясно и вопросов больше нет, то пойдемте за стол, – пригласил всех Илья Алексеевич.

– У меня еще вопрос есть, – остановил его Слава. – Скажите, вы сейчас оформите на нас с Марьяной квартиру или только после свадьбы?

– Позвольте задать вам, молодой человек, встречный вопрос: вы женитесь на моей дочери или на моей квартире? – усмехнулся Илья Алексеевич.

– Разумеется, я женюсь на Марьяне, но хочу, чтобы не осталось неясных моментов, – ответил Слава.

– Первое время вы будете в этой квартире просто жить, и если жить будете хорошо, то через два года я оформлю дарственную на Марьяну. Я ответил на ваш вопрос?

– Да, спасибо, все ясно, – кивнул Слава.

-4

А на следующий день Слава подошел к Марьяне после занятий и сказал, что им надо поговорить.

–Понимаешь, Марьяна, я все хорошо обдумал и пришел к выводу, что я пока не могу позволить себе жениться – у меня даже работы нет. Я думаю, что нам лучше расстаться. Извини.

Слава повернулся и ушел, а девушка еще долго сидела на скамейке и не могла прийти в себя. Еще вчера они обсуждали, как пройдет их свадьба, а сегодня все рухнуло.

Следующие два дня Марьяна не ходила на занятия – она почти все время плакала. Родители не знали, как ей помочь. Через две с половиной недели должна начаться сессия, а Марьяна неподвижно лежала на кровати и смотрела в потолок.

Тогда Лилия Викторовна договорилась со своей знакомой и взяла справку о том, что Марьяна больна. Позвонила куратору в университет и вместе с дочерью улетела на неделю в Турцию.

Два дня в Стамбуле и пять дней на пляже на побережье Средиземного моря если и не вылечили боль полностью, то, по крайней мере, вернули девушку к жизни.

Она успешно сдала сессию и начала работать в фирме отца.

Первого сентября Марьяна была полностью готова к учебе. Все события, связанные со Славой, казались ей произошедшими в какой-то прошлой жизни.

Но новости, которые сообщила ей подруга, заставили Марьяну все вспомнить.

– Марьяна, ты сидишь? – спросила Кристина, войдя в аудиторию. – Вот и сиди и руками крепче за стул держись. Твой Славик женился!

Кристина замолчала, желая посмотреть, какое впечатление эта новость произвела на подругу.

– Он уже почти три месяца как не мой, – спокойно сказала Марьяна.

– Ты не знаешь главного – на ком он женился! – держала интригу Кристина. – На Алине Поляковой! Она с ним в одной группе училась.

– Ну и счастья им большого, – сказала Марьяна.

– Ты что не понимаешь? Ведь Алинкин папа Славика ей купил! И не говори, что Славка в нее влюблен. Во что там влюбляться? Рост – метр пятьдесят, вес под восемьдесят килограммов, волосенки тоненькие и всегда немытые. И на личике, как говорила моя прабабушка, черти горох молотили. Да ладно, с лица не воду пить! Но ведь она глупая – каждую сессию папа пересдачу оплачивает, да еще и завистливая.

– Если Славка на ней женился, значит, его все устраивает, – сказала Марьяна.

– Конечно, устраивает. Родители Алинки им на свадьбу подарили двушку в доме напротив университета. Славка разъезжает на не хилой такой иномарке. И тесть им обоим оплатил магистратуру – вместе учиться будут, – закончила свой рассказ Кристина.

-5

Расписание занятий у магистров было составлено таким образом, что Марьяне удавалось практически не встречаться со Славой. Они ни разу не разговаривали – рядом с ним почти всегда была его жена. Но и так было видно, что Слава не особенно счастлив. Хотя он получил все, что хотел - квартиру, машину, оплаченную учебу. Ради этого он готов был терпеть капризы неумной и некрасивой жены. Что же, действительно, "каждый выбирает по себе".

Через год Марьяна уже сама удивлялась, как она могла любить этого человека. Сначала она испытывала к нему жалость, затем ей на смену пришло равнодушие.

Девушка окончила университет. Последние два года, обучаясь в магистратуре, она после занятий работала в фирме своего отца.

Как-то, составляя договор с одним из поставщиков, Марьяна познакомилась с Игорем – симпатичным молодым человеком двадцати восьми лет и через год вышла за него замуж.

Как живет Слава, она не знала. Да ей это было и не интересно.

Автор – Татьяна В.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые рассказы, ставьте лайки, пишите комментарии.