555 подписчиков

О признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды

Постановление Арбитражного суда Северо – Кавказского округа от 6 октября 2023 года по делу № А63-2723/2022.

Суть спора: Предприятие обратилось в суд с требованием к Административному органу о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды.

Решение суда:
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Предприятия.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.
Суд кассационной инстанции оставил акты судов нижестоящих инстанций без изменений.

Фабула дела:
По результатам документарной проверки, проведенной в отношении Предприятия, Административным органом было установлено несоблюдение Предприятием требований в области охраны окружающей среды при сборе и транспортировке жидких бытовых отходов. Как было установлено Административным органом, Предприятие собирает ассенизаторскими автомобилями жидкие бытовые отходы и отходы из выгребных ям из сооружений и устройств, не подключенных к централизованной системе водоотведения, а затем транспортирует их. Факт сбора и транспортировки отходов подтвержался путевыми листами на специализированные автотранспортные средства (ассенизаторские машины), эксплуатируемые Предприятием. При этом, лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности у Предприятия отсутствует. На основании этого, Административный орган выдал Предприятию предписание об устранении выявленных нарушений.
Предприятие не согласилось с указанными выводами и обратилось в суд с требованием об отмене предписания. В обоснование своей позиции Предприятие указало, что сам факт отсутствия присоединения выгребных ям к централизованной системе водоотведения не исключает оценки жидких бытовых отходов как сточных вод. Предприятие ссылается также на тот факт, что оказывало услуги по водоотведению сточных вод из выгребных ям, и взимало плату за оказанные услуги по тарифу на водоотведение.

Правовое обоснование:
1.В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ установлено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - ФЗ № 99).

2.Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 99 лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Суд указал, что на основании этого, сбор, транспортирование жидких бытовых отходов является деятельностью, подлежащей лицензированию.

3.В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242 «Об утверждении федерального классифицированного каталога отходов»  (далее – ФККО) отходы (осадки) из выгребных ям имеют код 7 32 100 01 30 4, отходы коммунальные жидкие не канализованных объектов водопотребления имеют код 732 101 01 304. Согласно п. 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов (утв. Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792) конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11 - значной системе. Одиннадцатый знак 11 - значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду:

  • 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов;
  • 1 - I класс опасности;
  • 2 - II класс опасности;
  • 3 - III класс опасности;
  • 4 - IV класс опасности;
  • 5 - V класс опасности.

Как указал суд, вышеуказанные отходы относятся к IV классу опасности в соответствии с нормативными требованиями.

4.В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

5.Согласно пп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354) (далее - Правила № 354), коммунальная услуга водоотведения - это отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

6.В соответствии с абз. 18 п. 2 Правил № 354, централизованные сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем). Таким образом, по указанию суда, услуга водоотведения включает в себя полный цикл от приема стоков до их очистки.

7.Кроме того, как указал суд, в блоке 7 ФККО к отходам при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов установлено исключение для вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты. Поэтому отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. Если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, они являются сточными водами и обращение с ними регулируется водным законодательством. Если же такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, они не обладают признаками сточных вод, определенными Водным кодексом Российской Федерации от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ и ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», они являются жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми осуществляется в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, а деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, подлежит лицензированию.

Резюме суда:
Очистка, откачка септиков (выгребов) при выгребной канализации, а в дальнейшем транспортирование автотранспортными средствами, оборудованными специализированными вакуумными цистернами не является услугой по водоотведению

Постановление Арбитражного суда Северо – Кавказского округа от 6 октября 2023 года по делу № А63-2723/2022.