Анастасия Ефимова
Победителем «гонки» за лучший экспонат прошедшей выставки «Ученица Рериха. А.В. Щекатихина-Потоцкая», по мнению нашей аудитории, становится фарфоровый пласт с изображением Александры Васильевны, набравший наибольшее количество голосов. О нём и расскажет куратор выставки Анастасия Ефимова.
Автор росписи этого изящного произведения, Инна Соломоновна Олевская, считала его самым удачным из запланированной ею серии «Мои учителя».
Так чем же эта композиция из фарфора поразила нас, заставив за неё проголосовать? Перед нами статная дама, едва ли в ней можно уловить реалистичные черты портретируемой, настолько художница отстранена, погружена в саму себя. Отрешённый взгляд, полный напряжённого «вдумывания» и «вчуствования» обращён за пределы произведения. На самом деле автор руководствовался двумя фотографиями Щекатихиной-Потоцкой, хранившимися в доме М.Н.Потоцкого и И.А.Потаповой (прим. сын и невестка Щекатихиной), с которыми она была дружна. Как и Щекатихина, Олевская работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова (с 2005 г. на Императорском фарфоровом заводе) (с 1969 по 2021 гг.), вдохновляясь яркими, эмоциональными образами Александры Васильевны в фарфоре.
В портрете видна одухотворённость, сила и характер портретируемой. Из-под золотой кисти художницы угадывается сюжет «Материнства», столь для неё характерный сюжет и в фарфоре, и в живописи. «Материнство» – интерпретация иконописного образа Богоматери с младенцем Иисусом на руках, в нём она представляла себя и сына Мстислава. Хорошо решено цветовое сочетание: в сдержанной серой гамме выделяются пурпурный и золотой, цвета исконно царственные. На заднем плане, за то ли троном, то ли ширмой, жители «Северной столицы» определённо узнают Университетскую набережную с видом на сфинксов и Исаакиевский собор. В воздухе воспаряют ангелы, давая нам понимание города-творца, утонувшего в белоснежной дымке фарфора.
По мнению И.К.Майстренко, «стилистика композиции отличается особой, своеобразной выразительностью, которая может возникнуть у художника только как результат личного переживания».