Раскопки в средневековом аббатстве Бомонт во Франции выявили почти 800-летнюю историю до того, как Французская революция закрыла его.
Раскопки средневекового французского аббатства выявили на его кладбище более 1000 захоронений, в том числе жертв чумы, а также остатки почти 1200-летней деревни под зданием.
Раскопки в аббатстве Бомонт показывают, что оно использовалось почти восемь столетий до того, как события Французской революции закрыли его. Впервые в Европе были полностью раскопаны аббатства, что позволило получить новую информацию об эволюции католического монастыря.
Расположенное за пределами Тура в долине Луары во Франции, примерно в 110 милях (178 километрах) к юго-западу от Парижа, аббатство Бомон было основано в 1002 году на месте, которое уже было занято деревней Бельмонс, по крайней мере, с 845 года. Исторические записи показывают, что аббатство быстро росло, став крупнейшей общиной монахинь в провинции
Но в 1789 году, в разгар Французской революции, в ходе которой Людовик XVI и Мария-Антуанетта окончательно потеряли голову , аббатство и его земли были захвачены государством, а 46 монахинь, оставшихся в Бомонте, были изгнаны. Церковь и прилегающие к ней постройки были снесены в начале 19 века.
Археологические раскопки начались в аббатстве Бомонт в сентябре 2022 года под руководством Филиппа Бланшара из Национального института превентивных археологических исследований и завершились в декабре 2023 года.
«Поскольку это уникальный ансамбль, — сказал Бланшар в переведенном заявлении, опубликованном 16 февраля, — мы раскопали как можно больше элементов этого аббатства: всю церковь, весь монастырь, все периферийные здания, все помещения , жилища аббатства, трапезная, кухня, раковины, гостиная, подвал, голубятня, печи, цистерны, трубы, прачечная, уборные, холодильник, свалки» и более 1000 захоронений разных периодов времени. Команда также нашла вещественные доказательства существования деревни Бельмонс.
Эта работа на данный момент показала, что церковь аббатства претерпела как минимум два крупных структурных изменения, прежде чем была снесена.
Первое воплощение было небольшим, с плоской апсидой — полукруглым сооружением с полукупольной крышей — которое увеличилось вдвое примерно в 11 или 12 веке. Еще столетие или два спустя церковь выросла с добавлением амбулатория, то есть проходов вдоль нефа или центральной части церкви, в которой находятся прихожане.
Но на протяжении восьми столетий существования аббатства происходили и менее масштабные реконструкции. «Они добавляют комнаты, переделывают плитку, добавляют туалеты; они постоянно меняются», — сказал Бланшар.
Как и аббатство, кладбище в Бомонте со временем разросло и использовалось несколькими группами, включая самих монахинь и служанок, работавших в аббатстве. Анализ обнаруженных скелетов только начался, но Бланшар надеется определить, откуда прибыли люди, что они ели и каково было состояние их здоровья.
«Мы знаем, что в 1563 году произошла эпидемия чумы, — сказал он, — и что на той же неделе девять монахинь — две из них в один и тот же день — умерли и были похоронены в одной могиле».
Среди могил также могут быть высокопоставленные члены церкви, поскольку в текстах упоминается могила настоятельницы, похороненная с дюжиной горшков, сказал Бланшар. Речь идет об аббатисе, возможно, мадам де Бурбон-Конде, внучке Людовика XIV. Она стала монахиней около 1720 года и настоятельницей Бомонта в 1732 году и умерла в 1772 году. Настоятельница, вероятно, жила относительно комфортной жизнью со своим собственным домом и слугами, которые им управляли. Фарфоровый чайный сервиз XVIII века, обнаруженный во время раскопок, позволяет предположить, что монахини импортировали прекрасную керамику из Китая , вероятно, за большие деньги.
Хотя усыпальница мадам де Бурбон-Конде, вероятно, была обнаружена, поскольку в церкви есть только одна такая гробница, Бланшар сказал, что там было лишь несколько костей и керамики, а надгробие было обнаружено в другом месте на этом месте.
«Эта гробница, обязательно очень заметная, является [мы должны себе представить] одной из первых, которые были открыты во время революции», — сказал Бланшар. В то время свинца было мало, и склепы были открыты, чтобы свинцовые гробы можно было использовать для изготовления так называемых патриотических пуль для Революционных армий.