Оборудование для автоматизации платной парковки – это не только шлагбаум и касса. В чем отличие различного парковочного оборудования и систем платной парковки, а так же назначение отдельных устройств – все это вы узнаете из этой статьи.
Любая автоматизированная система платной парковки состоит из неотъемлемых частей - элементов делающих возможным ее работу. В этой статье мы рассмотрим основные термины которые вы можете услышать эксплуатируя систему на платных паркингах и попробуем разобраться в их назначении.
Паркомат - Автоматизированная парковочная касса принимающая платежи наличные и безналичные и выдающая сдачу. Паркоматы бывают уличного исполнения и внутреннего. Уличное исполнение подразумевает наличие отопительного элемента делающего возможной работу чувствительного оборудования на улице. Обычно паркомат располагают возле входных групп, лифтов, эскалаторов или по пути следования пользователя на парковку.
Парковочная стойка - Устройство позволяющее выдавать идентификаторы при въезде на парковку, идентифицировать постоянных посетителей через смарт-карту и открывать шлагбаум. Так же через данное устройство возможна связь с оператором.
Парковочный идентификатор - может быть в виде пластиковой карты, талона фанфолд, чековой ленты, жетона, qr-кода отображаемого на стойке, RFID либо BLE метки или государственного регистрационного номерного знака(при наличии установленной системы распознавания номеров). Парковочные идентификаторы могут быть многоразовые(карты, жетоны) либо одноразовые.
Интересный факт: именно наши российские инженеры одни из первых придумали в качестве идентификатора использовать многоразовые плаcтиковые карты формата EM-marine и Mifare. Ранее во всем мире использовались именно парковочные талоны.
Устройства выдачи и считывания идентификатора - к таким устройствам относят:
- Диспенсеры выдачи и приема карт(для систем выдающих Парковочную карту)
- Принтеры печати парковочного талона
- Сканеры считывания парковочного талона
Идёт давний спор между тем то лучше: диспенсер выдающий карту или термопринтер печатающий талон. У каждого устройства выдающего идентификатор есть свои достоинства и недостатки. Так например, пластиковые карты - удобнее в эксплуатации, ввиду того что их проще вставить в выездную стойку и они являются многоразовым идентификатором. Однако этот же факт является их самым главным минусом - многоразовые карты постоянно грязнятся, прилипают друг к другу в диспенсере и иногда пользователи "паровозики" уезжают с ними, что заставляет владельца автоматизированной парковки держать постоянный запас пластиковых карт. К тому же на пластиковую карту не наносится время въезда и номер транспортного средства в момент выдачи на въезде, в отличие от билета на термо картоне (fanfold) или чековой бумаге.
К примеру, получив парковочных талон с распечатанным на нем номером автомобиля, пользователь во-первых точно знает во сколько он заехал, а если на талоне указан номер автомобиля, то даже потеряв этот талон пользователя можно будет идентифицировать в системе и службе паркинга не нужно будет требовать штраф. Но к сожалению на больших проектах с высокой плотностью потока машин и бесплатным временем нахождения на парковке, парковочные талоны будут постоянно заканчиваться и будут составлять основную статью расходов на содержание парковки.
Системы автоматизации парковки которые используют в качестве идентификатора автомобильный номер лишены всех этих недостатков. Помимо того что эти системы исключают расходы на парковочные идентификаторы, их растущая популярность обусловлена лёгкостью и простотой установки, более демократичной ценой реализации проектов по сравнению с обычным оборудованием для парковки, а так же, что немаловажно, большей надёжностью в повседневной эксплуатации.
Технологии распознавания, основанные на нейросетевой аналитике позволяют точно и быстро идентифицировать транспортное средство, существенно снижать расходы на эксплуатацию и сделать работу с системой максимально комфортной как для владельца, так и для посетителя парковки
Тип связи оборудования В настоящий момент между устройствами парковочного оборудования производителями реализуются подключение через два стандарта связи:
- Через протокол RS-485
- Через протокол TCP\IP.
У каждого из этих типов протоколов, как обычно, есть достоинства и недостатки. Например протокол RS-485 является индустриальным стандартом де-факто для СКУД оборудования и оборудования пожарной безопасности. Данный протокол является достаточно надежным, но на рынке парковочных решений есть мнение что он является неподходящим для комплексного применения и построения на нём систем платных паркингов, ввиду того что между оборудованием на платной парковке может реализовываться не только простая передача сигналов по двухпроводной линии, а например размещаться дополнительное оборудование, такое как устройство обеспечивающие IP связь между пользователем и оператором, камеры видеонаблюдения, либо терминал для оплаты банковской картой на выезде которому необходим IP интерфейс. В этом случае монтирующей оборудование платной парковки организации однозначно придётся прокладывать несколько линий связи к местам установки, что может быть экономически и физически нецелесообразным или невозможным. Благо с появлением и развитием оптических систем связи и прогрессу устройств стандарта Ethernet в области удлинения линий связи через различные репитеры и усилители, оборудование построенное на стандарте RS-485 фактически проигрывает cистемам построенным на TCP/IP стеке.
Сервер парковочной системы - обычно это мощный компьютер позволяющий работать внутри себя системе управления парковкой и базе данных. Часто, на этот же сервер устанавливается система распознавания государственных номерных знаков. В некоторых случаях на высоконагруженных проектах применяют rack версии сервера устанавливаемые у стойку с RAID системой хранения данных и возможностью горячей замены комплектующих. Чаще серверные платформы для паркинга строятся на базе двух семейств операционных систем:
- MS Windows совместимые включающие серверную операционную систему, СУБД MSSQL и всё необходимое в виде соответствующего фреймворка. Системы на данной платформе обладают хорошей надёжностью, но требовательны к особенностям лицензирования со стороны Microsoft. Чем больше оборудования и подключений к базе данных - тем дороже будет стоить пакет лицензий.
- Linux совместимые среды и программное обеспечение распространяемые по свободной лицензии GNU GPL. На наш взгляд использование этой связки систем и сервисов порождает более конкурентоспособный и не менее надёжный конечный продукт. Например, в качестве операционных систем, обычно устанавливаемых в среду виртуализации наподобие PROXMOX, используются дистрибутивы построенные на базе Debian GNU/Linux или Ubuntu Linux, а в качестве СУБД наиболее популярно используются свободная объектно-реляционная система управления базами данных PostgreSQL или MySQL.
Оба принципа являются похожими архитектурно, обладают приблизительно одинковыми возможностям и отличаются только типом лицензирования программного обеспечения.
Сервер обычно устанавливается у заказчика на месте работы парковки что зачастую не очень правильно. Дело в том что концепция построения серверной инфраструктуры подразумевает физическое расположение сервера в дата центрах не ниже Tier III класса, подразумевающих необходимое оборудованию охлаждение и обслуживание, либо в специализированных серверных комнатах или уличных серверных шкафах , которых практически никогда не бывает на местах установки. Так же, зачастую ресурсы сервера поставляются в "избыточном" количестве (например для автоматизации двух проездов и одного паркомата устанавливается серверная платформа за ~ 2000 USD) что неоправданно увеличивает бюджет проекта. Важной особенностью на местах эксплуатации On-Premise архитектур является постоянная необходимость обслуживания самого сервера и базы данных, в процессе жизни парковочной системы. Поэтому организацией поставщиком зачастую продается ещё и сервисный контракт.
Заплатить за сервер один раз дорого и навсегда - не получится, заказчик в любом случае вынужден принять сервисный контракт на обслуживание, иначе может лишиться гарантии вендора на систему
Но есть ещё третий тип архитектуры, существенно отличающийся от описанных выше, в котором сервер с установленной ОС и системой управления предоставляется как услуга по модели PaaS (Platform as a Service, «платформа как услуга») В данном режиме распространения вы получаете все преимущества установленного в сертифицированном датацентре сервера, необходимый сервисный уровень обслуживания по понятной цене и отсутствие необходимости заморачиваться с местом установки или обслуживанием сервера. Подробнее вы можете узнать на сайте
Способы оплаты парковки - в настоящий момент ввиду непрерывного развития технологий и удобства платежной инфраструктуры можно выделить следующие типы платежей по популярности:
- Через торговый эквайринг - безналичные и бесконтактные платежи в паркомате ( когда карта прикладывается), безналичные контактные ( когда карта вставляется либо прокатывается), безналичная оплата на выезде.
- Через интернет эквайринг - например оплата по QR коду или номеру автомобиля через сайт или приложение поддерживающее СБП
- Наличными через паркомат, либо оператору через ручную кассу.
Шлагбаум - на платных парковках обычно применяют высокоскоростные, высокоинтенсивные шлагбаумы со стрелой до 3х метров, либо низкоскоростные и высокоинтенсивные для небольших проектов. Высокая интенсивность - это параметр редуктора предоставляющий возможность непрерывной работы шлагбаума при постоянном потоке машин. Мы всегда рекомендуем применять на платных паркингах высокоскоростные и высокоинтенсивные шлагбаумы. Это позволит сделать каждый въезд или выезд автомобиля более быстрым и снизит вероятность появления “паровозиков” - автомобилей выезжающих без оплаты в притирку за порядочным водителем. Для крытых парковок обычно применяются шлагбаумы с изломом стрелы.
Островок безопасности - конструкция на которой устанавливается оборудование проездных групп, а также располагается коммутация силовых линий и линий связи. Оборудование располагаемое на островке проще и быстрее может быть смонтировано, а с точки зрения организации проезда применение островка частично исключает столкновение автомобиля с оборудованием расположенным на нем. Обычно островок представляет из себя сборную металлическую конструкцию заливаемую бетонным раствором после сборки и укладки коммуникаций, но есть варианты возведения островка с применением съёмной опалубки, и даже бордюрного камня.
Детектор индукционных петель - Техническое устройство представляющее из себя датчик реагирующий на изменение магнитного поля при наезде автомобиля на индукционную петлевую антенну. Детектор, реагируя на металл, определяет наличие автомобиля на одной из петель, и в зависимости от этого предоставляет парковочному контроллеру стойки информацию для правильной обработки событий проезда. Например если вы подойдете к стойке въезда без автомобиля и нажмете на кнопку выдачи талона, у вас не получится взять парковочный идентификатор, если детектор не увидел автомобиль на петлевой антенне возле стойки.
На рынке парковочных решений есть масса устройств, но самым продвинутым и зарекомендовавшим себя детектором индукционных петель является CAME SMA2 позволяющий настраивать гибкую логику наезда на петлю, съезда с нее, время задержки, чувствительность и другие необходимые параметры безопасности, а так же в зависимости от этого реагировать на события автоматизации.
Петлевая антенна - по своей сути это бычная катушка индуктивности закладываемая в асфальтовое покрытие для детекции автомобиля перед стойкой, либо после шлагбаума. При наезде на данную катушку детектор индукционных петель определяет изменение магнитного поля и дает логический сигнал на контроллер. На одном проезде обычно используются две петлевых антенны: одна перед стойкой и другая за шлагбаумом по ходу движения. Но в отдельных случаях, для замены фотоэлемента, может использоваться и три петлевые антенны. Для прокладки петлевой антенны используется гибкий кабель ПуГВ/ПВ-3 сечением до 1,5 мм2
Кабель укладывается в несколько слоев и свивается на подводе к детектору для исключения наводок и помех.
Фотоэлемент безопасности - парное техническое защитное устройство представляющее из себя приёмник и передатчик луча инфракрасного спектра. Устройство обычно располагается под стрелой шлагбаума и позволяет дать контроллеру сигнал не закрывать стрелу если под шлагбаумом находится автомобиль, либо человек. Одним из самых популярных фотоэлементов используемых в проектах организации платных парковок является CAME DIR10
Диспенсер выдачи купюр - устройство в составе паркомата обеспечивающее хранение и выдачу денежных средств необходимых для сдачи. Обычно, в автоматизированных парковочных системах для платных паркингов используются диспенсеры выдающие сдачу двумя номиналами купюр. Но есть варианты диспенсеров для выдачи сдачи вплоть до четырёх и более номиналов. В настоящий момент самыми популярными диспенсерами являются Puloon LCDM 2000, GRG, Talaris
Купюроприёмник - устройство в составе паркомата обеспечивающее прием денежных купюр установленных номиналов. В составе купюроприёмника обычно есть съёмная кассета для купюр запираемая на ключ. Одним из самых надежных устройств на рынке являются устройства марок CashCode серии SM или GX , JCM и innovative
Ресайклер - устройство в составе паркомата сочетающее в себе купюроприёмник и диспенсер выдачи купюр. Устройство позволяет принимать купюры от одного клиента парковки и, валидируя их, складывать в накопитель для выдачи сдачи другому клиенту парковки. В настоящий момент эти устройства являются спорным решением в виду сложности эксплуатации и обслуживания, но тем не менее активно применяются некоторыми производителями оборудования. Стоит отметить что в большинстве своем, отечественные производители автоматизированных парковочных систем предпочитают ставить два раздельных устройства на приём денежных средств и их выдачу
Онлайн касса - устройство в составе паркомата обеспечивающее фискализацию платежей и отправку чеков пользователю и оператору фискальных данных согласно ФЗ-54. В настоящий момент популярными решениями являются Прим 21 ФА, PayOnline, Казначей ФА. Дополнительно с онлайн кассой в паркомате устанавливается принтер для печати чеков.
Существенным недостатком данных устройств является стоимость их обслуживания и настройки, если они установлены в паркомате на платной парковке, что предполагает постоянную фискализацию каждого отдельного паркомата с частотой один раз в год, либо раз в три года (в зависимости от используемой системы налогообложения).
В последнее время все более популярной становится онлайн фискализация и размещение ККТ в облаке. Данный подход позволяет существенно сэкономить на покупке и обслуживании фискальных регистраторов, а так же избавиться от чековой бумаги, которая является одним из основных расходных элементов при эксплуатации платной парковки. Проще говоря, на платной парковке возможно применение одной облачной ККТ для нескольких паркоматов. В этом случае можно получить кратную выгоду в зависимости от количества точек оплаты и исключить применение принтера и чековой ленты, что приведет к большей надёжности и экономии.
В качестве примера, для фискализации трёх паркоматов на УСН понадобится:
- Если размещать в паркомате: ККТ с фискальными накопителями в каждом 3 шт. + принтеры чеков с запасом чековой ленты 3 шт. + ОФД + работы от сервисной организации.
Итого: ~ от 90000 руб. до 247000 руб.
- Если использовать облачную ККТ: Фискальный накопитель 1 шт. в облаке + ОФД + 1900 руб/мес. для отправки чеков.
- Итого: от ~ от 18000 руб. единоразово за накопитель + 1900 руб/мес.
Для многих владельцев автоматизированных парковочных систем вопрос работы с кассами является некой зубной болью, связанной со сложностью ведения кассовой дисциплины, несхождением отчётов, подгрузкой чеков в систему учета и проблемами с физикой самого кассового аппарата. А учитывая что предоставление платных парковочных мест иногда не является основной деятельностью предприятия которое является владельцем платной парковки, мы разработали альтернативный вариант фискализации платежей в рамках нашей платформы для управления платной парковкой parkovka-online.ru
Используя данную платформу вам не нужно заниматься фискализацией платежей, подключением ККТ и закупкой чековой ленты. Подробнее вы можете узнать обратившись к нашим менеджерам через форму обратной связи на сайте.
Эквайринговый терминал приёма банковских карт - устройство в составе паркомата обеспечивающее приём банковских карт для оплаты за парковку. Эквайринговый блок может представлять из себя три отдельных устройства:
- Криптозащищенная пинпад панель(Например: Yarus K2100 и ingenico iup250)
- Контактный считыватель карт, картопртемник (Например: Sankyo ICT 3K7)
- Устройство для бесконтактной оплаты paypass или paywave (Например Yarus T2100/T2100Lite или ViVOpay Kiosk III ).
Либо же уличный банковский pos терминал может быть в исполнении три в одном как на картинке:
На наш взгляд более практичными и недорогими решениями являются именно pos терминалы 3в1, так как их стоимость зачастую в три раза более выгодна, по сравнению с отдельно собираемыми решениями. Как итог – это позволяет существенно повысить надёжность приема банковских карт и снизить себестоимость паркомата.
Терминал приёма банковских карт для оплаты на выезде - по сути тоже самое что и терминал используемый в паркомате, только устанавливается на выездной стойке платной автоматизированной парковочной системы и позволяет производить оплату парковки из автомобиля на выезде, перед шлагбаумом.
Этот метод оплаты является очень удобным для посетителей, так как не требует поиска паркомата и стояния в очереди. Пользователь просто подъезжает к стойке выезда, получает информацию о необходимости оплаты на терминале, далее прикладывает карту и после успешной транзакции выезжает с территории парковки.
Мы с вами рассмотрели основной состав терминов встречающийся на платных паркингах, но технологии не стоят на месте и возможно появятся новые подходы и устройства делающие парковку более простой и комфортной. Следите за нашим блогом и мы расскажем об этом!
Сайт: parkovka-online.ru
Почта для связи: info@parkovka-online.ru