Найти в Дзене

Загадочные Арийцы. Кто они? Откуда появились?

Оглавление

Изначально термин "ариец" означал "цивилизованный", "благородный" или "свободный" и не связывался с какой-либо этнической группой. Этот термин впервые был использован для самоидентификации мигрирующей группой людей из Центральной Азии, позднее известной как индоиранцы, осевшие на Иранском нагорье, а затем распространившиеся к югу и заселившие северную Индию.

До XIX века этот термин не имел широкого распространения в этническом контексте, за исключением использования его персами для различения себя от своих арабских завоевателей-мусульман в VII веке. Даже после этого можно утверждать, что это было скорее классовое и личностное различие, чем этническое. До завоевания Персия была известна как "земля арийцев", а термин был придуман для обозначения тех, кто не был арийцем.

Термин "арийский" стал ассоциироваться с этнической принадлежностью и превосходством светлокожих, только после того, как западноевропейские ученые начали переводить и неправильно интерпретировать санскритские тексты в XVIII и в большей степени в XIX веках. Сэр Уильям Джонс в 1786 году утверждал об общем источнике для европейских и индийских языков, что способствовало развитию расистских теорий об "арийской крови" и превосходстве белой расы.

Долина Инда
Долина Инда

Эти идеи были дальше разработаны французским элитистом де Гобино и политическим философом Чемберленом, что стало основой для нацистской идеологии. Работы Мюллера, исследовавшего Риг-Веду и историю Инда, сформировали миф об арийском вторжении, который в конечном итоге был отвергнут.

Работы Уилера, хоть и были дискредитированы в настоящее время, оказали значительное влияние на то время, особенно в контексте британского колониализма в Индии. В настоящее время термин "ариец" используется для обозначения ранней индоиранской и индоарийской миграционной группы или только индоиранцев, исходя из его исторического контекста и использования в персидских империях.

Ранние миграции и происхождение термина

Согласно предположениям, мигрирующая группа людей, позднее известная как индоиранцы и индоарийцы, происходила из района современного Казахстана около реки Урал и постепенно двигалась к Иранскому нагорью, достигнув его примерно в III тысячелетии до нашей эры. В это время они, вероятно, не имели специфического самоидентификационного термина, но позже приняли название "арии", чтобы обозначить себя, подчеркивая свою свободу, благородство и цивилизованность, в отличие от других, не разделяющих их ценностей. Нет доказательств расового различия, только различия в классе. Этот термин, кажется, использовался так же, как сегодня мы могли бы различать людей высшего и низшего класса.

Бассейн реки Урал
Бассейн реки Урал

Исследователь Кавех Фаррох отмечает, что на древнеиранских языках слово "арий" означает "благородный", "господин" или "свободный человек" и не связано с расовыми доктринами, распространенными в Европе в XIX веке. Археолог Дж. П. Мэллори утверждает, что термин "арий" лучше всего ограничить индоиранцами, а имя "Иран" ("земля ариев") происходит от Aryanam, формы множественного числа в авестийском языке.

Основные индоиранские неолитические стоянки и цивилизации Инда
Основные индоиранские неолитические стоянки и цивилизации Инда

В древней индийской культуре термин "арий" также означает "благородный" или "превосходный" и не связывается с этническими или расовыми коннотациями. Это понятие сохраняет свое значение и в буддизме, где "арий" означает "благородный" или "превосходный". Ученый Джон Кэй приводит мнение индийского историка Ромилы Тхапар о том, что "арий" вероятно никогда не использовался в этническом контексте.

Миграция и цивилизация долины Инда

В течение некоторого времени, предположительно между 1900 и 1500 годами до н.э., индоарийская группа из начальной миграционной волны направилась на юг, в Индию, где, как считается, смешалась с коренным населением цивилизации долины Инда, также известной как Хараппская цивилизация или Хараппская культура, существовавшая примерно с 7000 по 600 год до н.э. Эта древняя цивилизация отличалась высокоразвитым уровнем культуры, что подтверждается археологическими находками, включая стоянку Мехргарх, заселенную до 7000 года до н.э., где жители занимались сельским хозяйством, религиозными обрядами, домашним скотоводством и развивали художественные навыки.

Руины Мехргарх
Руины Мехргарх

К 2600 году до н.э. возникли города Хараппа, Мохенджо-Даро, Ганеривала и более тысячи других, свидетельствуя о передовом уровне градостроительства и технологий. В этих городах были созданы водопроводы и сложные системы канализации, а дома обладали уникальной архитектурой и вентиляцией. Цивилизация долины Инда также разработала письменность, музыкальные инструменты, сельскохозяйственные инструменты и имела развитую торговлю с соседними регионами, включая Месопотамию и Египет.

Мохенджо-даро
Мохенджо-даро

Однако в какой-то момент между приблизительно 1900 и 1500 годами до н.э. цивилизация долины Инда пришла в упадок. Города были заброшены, и произошла значительная миграция населения на юг. Этот период совпал с развитием ведической мысли и ведическим периодом, когда были созданы Веды, священные тексты индуизма на санскрите. Возникновение ведической эпохи связывают с доминированием санскритоязычных народов в долине Инда примерно между 2000 и 1500 годами до н.э. Считается, что ведическая культура в Индии смешалась с культурой коренного населения, что привело к формированию уникальной культурной традиции.

Расовое переосмысление

В 1829 году исследователь Чарльз Массон (псевдоним британского солдата и ученого Джеймса Льюиса, 1800-1853 гг. н. э.) обнаружил руины города Хараппа. В это время мало кто знал о существовании этой цивилизации. Позже западные ученые, применяя свои расовые теории, пришли к выводу, что города были разрушены массовым вторжением ариев, которые изгнали выживших на юг. В 1786 году н.э. сэр Уильям Джонс опубликовал свою протоиндоевропейскую теорию языка, исследуя индийские языки. Однако в то время мало что было известно о цивилизации долины Инда, и если бы она была известна, ее, вероятно, приписали бы другой расе. Это был период систематического расизма, который в значительной степени определил исторические интерпретации того времени.

Руины города Хараппа
Руины города Хараппа

Жозеф Артур де Гобино, будущий ученый и писатель-фантаст из аристократической французской семьи, опубликовал в 1855 году работу "Эссе о неравенстве человеческих рас". В этом эссе он высказал расистские взгляды, включая идею о том, что термин "ариец" применим к светлокожим европейцам, которые, по его мнению, обладают "арийской кровью" и превосходят людей с более темным оттенком кожи. Гобино был сторонником композитора Рихарда Вагнера, который также разделял его взгляды. Эти идеи нашли отражение в работах Хьюстона Стюарта Чемберлена, другого сторонника Вагнера, который связывал арийство с этнической принадлежностью.

Идеи Гобино и Чемберлена вдохновили нацистскую партию в Германии и стали одним из источников идей Адольфа Гитлера. Хотя после Второй мировой войны эти теории были отвергнуты, они все еще оказывают влияние на некоторые научные исторические интерпретации. Сэр Мортимер Уиллер, археолог, проводивший раскопки в Хараппе и Мохенджо-Даро в 1944-1948 годах н. э., также принял теорию арийского вторжения.

Заключение

В 1960-х годах утверждения Уилера, основанные главным образом на скелетах, обнаруженных во время раскопок, были опровергнуты. Не было обнаружено никаких доказательств, подтверждающих утверждения о вторжениях и завоеваниях на древних объектах, и этому не было опровержения со времени его исследований. В настоящее время теория арийского вторжения отвергнута и продвигается только теми, кто выступает с расистской или националистической повесткой дня.

Вместо устаревшей теории, которая ранее преподавалась в школах и университетах, где утверждалось, что светлокожие арийцы завоевали темнокожих дравидов, сейчас более обоснованное и реалистичное понимание миграции и смешения культур.

Также отмечено, что люди цивилизации долины Инда в равной степени вносили свой вклад в культурном плане, а отношения между ними были взаимовыгодными. Несмотря на то, что термин "ариец" до сих пор ассоциируется с ошибочной и невежественной концепцией превосходства белой расы, в будущем, возможно, эта ассоциация изменится, и термин "ариец" вернется к своему первоначальному значению, описывая человека благородного и уважающего достоинство других. Также термин "ариец" может быть расширен и увеличен в универсальном смысле, чтобы включать любого человека, который уважает неотъемлемое человеческое достоинство и права любого другого, независимо от цвета кожи, класса или культурной принадлежности.

Автор данной статьи осуждает и не одобряет нацизм и фашизм и любые его проявления, не пропагандирует и не пытается пропагандировать никакие идеологии. Данные материалы созданы только для ознакомления и развлечения.

Подпишитесь на наш канал, чтобы первыми получать уведомления о новых статьях!

Рекомендуем к прочтению:

Наука
7 млн интересуются