108K подписчиков

Поездка на родину-2

21K прочитали

НАЧАЛО

– Что-то ты быстро выспалась, – увидев сестру, произнесла Валентина.
– Хватит, еще ночь впереди, сколько можно лежать, поговорить хочу, – сказала Ольга, – особенно про внука, ведь я и не знала о нем, неужели мы столько лет не общались, мне казалось, что года три, а оказывается шесть с лишним лет, а где же его папа?
– Папа за неимением работы здесь, в Гуровке, ездил в Москву на работу, да там и нашел себя лучшую жизнь, его мать говорит, что новая жена намного старше его, зато он там живет по-человечески, вот только нам не помогает.
– А алименты?

НАЧАЛО –  Что-то ты быстро выспалась,  – увидев сестру, произнесла Валентина.

Валентина хмыкнула:

– Да кто их сейчас платит, все эти кобели бегают от алиментов, как черти от ладана, и наш тоже. Иногда бабушка вторая помогает, чем может, но и у нее, как и у меня, пенсия такая же мизерная.
– А мне ведь, сестренка, сны помогли к вам приехать, постоянно снились мои родители, а потом и ты начала сниться, ну я решила, что пора съездить на родину.
– Мы с Лизой следим за могилами, за всеми. Из нашей семьи только мы с ней тут и остались, завтра с ней сходите на кладбище. У нас тут в округе можно набрать тюльпанов, Женя пробежится по брошенным дворам и наберет вам цветов. Правда мы много и на могилах рассадили, но лишними они не будут. Можно еще в Ястребово сходить, в церковь, но до него семь километров, сможешь ли ты? Нам правда оставили несколько велосипедов те, кто уехали в город. Можно на них поехать, Лиза с Женей в магазин иногда ездят, когда сахар берут, муку или еще что-то тяжелое.
– Надо попробовать, я же с юности на велосипед не садилась.
– Можно еще соседа попросить, он далеко не ездит, а до Ястребово довезет, но ему платить надо.
– Вот лучше я заплачу, – засмеялась Ольга, – а рисковать не стану.

Вскоре пришли Лиза с Женей, для своих лет мальчик был очень высоким, а Лизу Ольга и не узнала: перед ней стояла очень симпатичная женщина, в ней еще не было видно той хронической усталости женщин, полностью отдающих себя семейной жизни, а главное, воспитанию детей. Лиза была в таком возрасте, который еще не позволял ей махнуть на себя рукой. Она была одета очень современно, хотя и не в фирменные вещи. Увидев гостью, она очень удивилась:

– Тетя Оля, как вы к нам попали, неужели шли пешком?
– А что, можно было прилететь на персональном самолете? – смеясь спросила Ольга, но не было не только самолета, и автобуса не было в ваш медвежий угол. Вот и пришлось только пешком, а остальной автомобильный транспорт требует непомерных финансовых вложений. Лиза, завтра мы едем с каким-то соседом в Ястребово, а еще идем на кладбище, реши сама с чего мы начнем. За дорогу завтра и далее я буду платить сама. То есть пока я в гостях, все финансовые издержки буду нести я. Еще за мной подарки, но только тогда, когда вы решите, что именно вам нужно.
– Да нам много не нужно, надо только Жене все к школе приготовить. Но мы решили, что на это за лето накопим. Вы лучше сами что-нибудь из нашего списка выберите, – смущенно сказала Лиза.
– Но а тебе и маме что надо? Или для дома что-нибудь?
– Для дома только дрова нужны, но это очень дорого, мы сами попозже их приобретем. А так больше ничего не надо.
– А куда же Женя в школу пойдет? Я вместо школы видела только заросший травой пустырь.
– В Ястребово еще начальная школа осталась, трое детишек из нашей Гуровки туда пойдут, папа одного из них и будет нас возить. В хорошую погоду, конечно, а в метель дома будем сидеть, да и в дождь, наверное, тоже. Дорога-то обычная, проселочная.
– Я поняла, что местные “Ломоносовы” за знаниями будут ездить на машине по проселочной дороге, весело у вас тут, – печально сказала Ольга Николаевна.

На следующий день рано утром они пошли на кладбище, могилы родных были в полном порядке. И памятники не требовали замены. Возложив цветы, которые Женя набрал в палисадниках заброшенных домов, они с четверть часа постояли возле могил своих родных, думая о своем, и молча вернулись домой. И уже через пять минут они ехали с пожилым соседом в Ястребово. Дорога была плохая, и сосед говорил Лизе:

– Петька на этой дороге машину угробит, так что долго он вас возить не захочет, думаете, бабоньки, о другом варианте, лучше в Боровое определяйте ребят, там хоть и дальше, но зато по трассе.
– Да, вы, вероятно, правы, – произнесла Ольга Николаевна и, наконец, увидела церковь.

Она была видна издалека, старинная и красивая церковь, которую Ольга помнила с самого детства. И ее и Валю там крестили, и маленькими они во все церковные праздники посещали ее с бабушкой. И Ольга опять ушла в прошлое, вспоминая, как они с Валей стояли там со свечкой в руках, а еще завороженно слушали, как поют , но почему-то без музыки.

Они зашли, служба, как им показалось, подходила к концу. Внутри было торжественно и красиво. Ольга дала Лизе денег и сказала, чтобы она составила полный список родных:

– И подавай после того, как все проверишь, вдруг кого пропустишь. Свечей побольше бери, они маме дома понадобятся.

Они провели в церкви почти час, Ольга поговорила с местными жителями об истории церкви, о местной школе, о дорогах страны, как местных, так и федеральных, о видах на урожай в огородах местных жителей. А потом они вернулись домой. Если в первую ночь в селе уставшая от дороги Ольга спала, как убитая памяти, то в эту ночь ей не спалось. Она как бы восстановила в памяти все события дня. Умиротворенная, получившая какую-то новую энергию от посещения церкви, Ольга анализировала проведенный день до тех пор, пока не поняла, что именно она сама от себя хочет:

– Помочь им, помочь всем троим. Но если я пока не знаю, как помочь сестре и Лизе, то зато я готова забрать с собой Женю, правда оформлять его в школу должна мать, но это уже детали, главное, чтобы они согласились. Но мне кажется, что они против не будут.

Все утро она помогала сестре готовить завтрак, а после завтрака помогла также ей выйти во двор, боясь, как бы она не упала. Затем усадила ее в беседке и вместе с маленьким Женей пошла по двору, разглядывая все вокруг. Конечно, здесь требовалась мужская рука.

– Но где ее взять? – задавала себе Ольга риторический вопрос, – и есть ли смысл все это ремонтировать, так как все равно все скоро отсюда уедут, а некоторые может быть и остануться, но уже навечно. Да, сейчас практически одни пенсионеры остались, но им, в принципе, все равно, где доживать: магазин пока работает, свет есть. А отопление? Как тут они зимой живут, – вдруг подумала Ольга, – надо узнать.

Но пока она думала о Лизе:

– Возможно, она самая молодая жительница Гуровки. Тут у Лизы еще есть работа и подработка, а потом? Потом она будет вынуждена отсюда уехать, в никуда, ведь дом они даже за пятак не продадут, кому нужен, если отсюда уже почти полдеревни уехало. Но если отсюда уезжать, то это нужно делать сейчас, пока Елизавета еще молодая. Замуж она вряд ли выйдет без жилья и с Женей. Сейчас все стали меркантильными, и мужчины, и женщины. Все ищут во всем выгоду. Ехать Лизе надо на Север, там еще можно заработать, хотя бы на комнату в малосемейке для начала.

Оглядев весь двор, они вернулись, рядом с Валей сидел рыжий пес, который тут же завилял хвостиком.

– Филя, ко мне, пойдем побегаем, – предложил ему Женя, но тот даже не повернулся к нему, он так хорошо лежал на скамейке, на которую попадало солнце и это ему, вероятно, нравилось.
– Валюша, скажи что мне надо делать, вы ведь сажаете огород?
– Да, без него здесь никак нельзя. А сейчас все землю вскопать надо.
– Тогда говори, где взять лопату.
– Иди в сарай, тебе Женька покажет, но ты сразу и грабли бери, можешь пока все вскопать, а вечером Лиза покажет, что надо сделать дальше.
– Я помню, как мама грядки делала, у нее так ловко и аккуратно все получалось, я, наверное, не смогу.
– Ну грядки и Лиза сделает, а ты только вскапывай.

Приготовленная к высадке рассада стояла на веранде, которая хоть и была застеклена, но там с утра все же было прохладно. А Ольга не знала хорошо это или плохо. Вечером пришла расстроенная Лиза, она сообщила, что приходила на почту жена того мужчины, который обещал их возить в Ястребово и сообщила, что они переезжают в город.

– Она сказала, что не видят смысла здесь оставаться, что рано или поздно все равно уезжать, так лучше сейчас. Я, конечно, понимаю, что они правы, но им-то легче, они вдвоем будут работать, а еще они сказали, что будут копить на ипотеку, потому что по-другому никак не получится.

Тут Ольга и сказала:

– Всех вас я забрать не могу, а вот Женю, думаю, вы должны отдать мне, чтобы он пошел в обычную городскую школу и не бегал потом по разным школам в разных местах, ведь в любом случае вам придется уезжать отсюда, деревня наша почти уже вымерла. Магазин, почта, электричество – вот и все, что здесь осталось от цивилизации, потом закроется почта, следом в магазин, ну и последним отключат электричество.
– Ой, не пугай нас, Ольга, не может такого быть, здесь ведь людей еще много.
– Вот поэтому и будет все исчезать постепенно, чтобы поторопить вас с отъездом.
– Не может такого быть, тетя Оля, уезжать ведь людям некуда. Вот нам, например, значит придется нам здесь оставаться, а наша сельская администрация должна о нас позаботиться.
– Бедная девочка, она на что-то еще и надеется, – подумала Ольга и спросила сестру, – Валентина, а как вы сейчас дом отапливаете зимой?
– Да также, как и в нашем детстве, дровами.
– А где вы их вы берете?
– Покупаем.
– Это дорого стоит?
– На зиму покупаем на 20 тысяч приблизительно, ну и немного всегда остается.
– То есть вы летом копите на зиму, да?
– Да на мамину пенсию и мою зарплату не получится без накопленного. Тогда нам на что будет почти целый месяц продукты покупать.
– А где вы дрова покупаете?
– Ну у нас уже свои поставщики есть, они сами ходят по домам, и мы с ними договариваемся о том, сколько и когда надо привезти.
– Да сложно жить в деревне, особенно без мужчины. Я помню с детства, как отец складывал привезенные дрова в поленницу, – сказала Валентина.
– А я вот этого момента совсем не помню, не помню и того, чтобы я мерзла дома.– зимой, значит, дома всегда было тепло? – спрашивала Ольга.
– Да, Оленька, тогда в детстве и у нас, и у вас дома было тепло, уютно и просторно, хоть и небогато.
– Ладно, не будем спорить, я вам все же предлагаю забрать Женю. Я живу одна в двухкомнатной квартире, мне вовсе не в тягость будет его содержать, заниматься с ним, водить в школу и забирать его, пока он не привыкнет, а вы может быть соберете какие-то деньги за год, или за два, чтобы купить в городе ну хотя бы комнату с подселением или комнату в малосемейном общежитии, если не хватит, то я вам сколько смогу добавлю. Подумайте, не говорите сразу нет.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Благодарю моих дорогих читателей за лайки и комментарии и желаю всем много радости, счастья и любви!

Читайте также и другие рассказы на моем канале:

Счастье по соседству

Солнечные лучи сострадания

Так начинается любовь

Хрупкое право на жизнь