108K подписчиков

Поездка на родину-3

15K прочитали

НАЧАЛО

И Ольга добавила:

– Может Жене и не стоит сейчас ничего покупать, все равно он за лето вытянется. Давайте я вам отдам деньги, что у меня сейчас для вас приготовлены,, пусть они будут началом той суммы, которую вы будете собирать на покупку городского жилья, а может быть и не не здесь вовсе, а у нас в городе, чтобы всем вместе жить, ведь для всех так будет лучше. Думайте, а мы с Женей пойдем погуляем, погода стоит чудесная, почти летняя.

НАЧАЛО И Ольга добавила: – Может Жене  и не стоит сейчас ничего покупать, все равно он за лето вытянется.

И Ольга, взяв мальчика за руку, вышла из дома. Она направилась в другую сторону деревни чтобы посмотреть и там количество брошенных хозяевами домов.

– Как можно выжить здесь двум женщинам, одна из которых инвалид. Никак, это нереально. А ведь они живут, Лиза даже ненадолго не может сейчас бросить мать, е если бы она работала по специальности, она бы зарабатывала больше.

В этой стороне деревни была та же картина, они прошли до конца улицы и более половины домов оказались нежилыми. Да и в жилых домах никакого движения не было, несмотря на прекрасную погоду, а ведь сейчас самый разгар подготовки земли к посадке, даже Ольга, совершенно несведущая в этом деле, знала об этом. Она увидела людей только в двух дворах, копали там пожилые люди, пока еще оба, муж и жена. Мужчины копали лопатами, а женщины почему-то вилами.

– Ими, наверное, легче, – подумала Ольга.

А вскоре, дойдя до последних домов и посмотрев вдаль, где была видна кромка далекого леса, Ольга повернула назад. На обратной дороге она увидела еще одну женщину в огороде, которая тоже вскапывала землю вилами, это женщина, как поняла она по запомнившемуся ей кусту сирени, жила совсем недалеко от их дома.

Ольга подошла ближе, женщина подняла голову видно почувствовала взгляд Ольги.

Они встретились глазами, что-то очень знакомое было во взгляде женщины, Ольга посмотрела на дом, ну да здесь, в этом доме тогда, в детстве жила Верочка Фомина, ее одноклассница. Она перевела взгляд на женщину и неуверенно спросила:

– Верочка?
– Да, – растерянно сказала та, а вы кто?
– А я Оля, Оля Быстрова, помнишь?
– Быть такого не может, Оля ты же куда-то далеко уехала. Да заходи же, заходи, калитка открыта.

И она, воткнув вилы в землю, направилась к калитке, а когда Ольга зашла, обняла ее, следом зашел и Женя. Они сидели за чаем с медом. Родители Верочки где-то в конце двора чем-то занимались и не видели, что к ним пришли гости.

– Я сюда приезжаю, чтобы помочь, чаще с мужем. Но в этот раз он не смог, его на работу срочно вызвали. Поэтому я в этот раз на автобусе приехала, а он подъедет завтра. А родители пока здесь живут, у отца до сих пор здесь пасека, он уже сколько лет медом занимается, так что мы безбедно живем. Я работаю в городе экономистом, муж в городских электросетях инженером, у меня двое детей и внучка уже есть. А вот твои родственники, Оля, бедствуют, им ведь отсюда не выбраться, две женщины, одна еще и инвалид. Да, ты скажи Лизе пусть ко мне зайдет, я узнала о том, о чем она меня просила, и даже передам ей весь список документов которые надо оформить.
– Хорошо, я передам.
– Расскажи, как ты, где живешь, надолго ли в наши края? Ольга рассказала о себе, сказала, что живет одна в двухкомнатной квартире.
– Вот и забери к себе парня, ему же даже учиться негде.
– Я им только что предложила такой вариант, и мы с Женей пошли гулять, чтобы они, оставшись вдвоем, сразу и обсудили этот вопрос Так что сейчас вернемся и все выясним.

Вскоре подошли родители Веры, Ольгу они помнили, но не узнали, ведь столько лет прошло. За столом с ними они сидеть не стали, у них были какие-то срочные дела. Уходя, они забрали с собой и Женю, который уже допил свой чай и спокойно сидел, ожидая, когда можно будет идти домой. А женщины посидели еще немного, вспоминая школьные годы, одноклассников, Вера рассказала Ольге о всех, с кем до сих пор общалась. Вскоре появился Женя, держа в руках баночку меда.

– Ты завтра загляни на минутку, я хочу узнать, как вы с Женей решили, ты видишь, какой он умный и спокойный. Нет, для нынешней сельской школы он слишком хорош, вот в нашу родную школу тех, наших, лет, я бы его отдала, а возить его в Ястребово смысла нет, и их школу наверняка тоже через некоторое время закроют.

Распрощавшись с Верой, Ольга с Женей пошли домой.

Они вошли в дом, а там пахло выпечкой, вкусно пахло. Женя сразу побежал на кухню, чтобы отдать банку с медом.

– Ой, какой пирог, – услышала Ольга его голос, и тоже направилась туда же, а Лиза и Валентина улыбались:
– И как вы вовремя. Мы только-только два пирога вытащили первый с творогом и какао, а этот с клубникой, мы часто такие делаем, на кефире, по очереди говорили Лиза и баба Валя.

Тут же все уселись ужинать. О главном во время ужина молчали, а Ольга рассказывала об их визите к однокласснице, не забыв и про ее слова о том, чтобы Лиза ее навестила. Но а после ужина, быстро убрав со стола и перемыв посуду, все перешли в комнату. Ольга вопросительно посмотрела на них.

Первой заговорила сестра:

– Мы обдумали твое предложение и решили его принять, да нам тяжело будет без Женьки, он уже помогает нам, и хорошо помогает. Но надо все же в первую очередь думать о его будущем. Если он с первого класса будет ходить в школу с перерывами из-за погодных условиях, да еще и в сельскую школу, то он в обычной школе потом будет двоечником.
– Спасибо вам, тетя Оля, продолжила Лиза, – я постараюсь сделать все возможное для того, чтобы купить хотя бы какое-то жилье, правда насколько быстро это произойдет, я не знаю, но я буду стараться. Мне сосед как-то говорил, что в соседней деревне узнав, о том что я парикмахер, просили меня приехать Я съездила только один раз, а теперь решила на велосипеде поехать туда же и еще в две деревни. Возможно у меня и получится заработать хоть сколько-нибудь.

В ответ на их слова Ольга поделилась информацией от дочери, которую она попросила узнать о правилах оформления в первый класс:

– Настя, моя дочь, уже побывала в школе ее там помнят, она у меня была активной девочкой, там ей объяснили ситуацию, сказав, что примут Женю, но в июле месяце, так положено по закону: первая волна приема в школу только для детей с местной пропиской, а потом с июля месяца остальных. Так что имей в виду, что в июле тебе надо приехать, но если хотите, то я заберу Женю сейчас, пусть привыкает. Но если не хотите, то в июле ты приедешь вместе с ним, решайте этот вопрос сами.
– Я сегодня схожу к тете Вере, а потом мы с мамой будем решать, я ведь хочу в суд подать на алименты. Бывший муж нам присылал деньги только в первый год после развода, то есть когда Жене было только три годика. Я сначала займусь этим вопросом, а потом уже школой. Ну а ехать ему с вами или нет, я не знаю, ведь осталось чуть больше месяца, – растерянно сказала Лиза.
– А давайте-ка мы у него спросим, – предложила Ольга Николаевна.

Женя, услышав ее слова, встал и сказал:

– Я хочу с вами, баба Оля.
– Ну вот, одна проблема решилась положительно, ждем решения следующей, надеюсь с такой же положительной формулировкой, – засмеялась Ольга Николаевна, и тебе, Лиза, наконец-то будут выплачивать алименты.

Женя лежал на верхней полке и получал неизъяснимое удовольствие. Пока он не успел соскучиться по матери и бабушке, и откровенно радовался своему первому в жизни путешествию. Такому длинному и интересному. Уже на следующий день после возвращения из Гуровки Ольга Николаевна пошла с Женей в школу, решив все же заранее узнать о его шансах на прием именно в их школу.

Секретарь направила ее в завучу, та, выслушав Ольгу Николаевну ответила:

– Думаю, что мы возьмем мальчика в нашу школу, но мне сначала хотелось бы с ним побеседовать.

И она стала задавать Жене вопросы. Она спрашивала о том знает ли он цифры и буквы, умеет ли он читать, знает ли он все цвета радуги и многие другие. На все вопросы он ответил правильно А потом завуч спросила его о том, почему он уехал от мамы и бабушки. И Женя он очень грамотно и толково изложил ей суть их семейной проблемы, и привел факты:

– Почти половина жителей нашей Гуровки уехали в город, все их дома стоят с заколоченными окнами, а школу у нас не только закрыли, но и снесли, и на ее месте теперь пустырь, заросший травой. Школа поблизости только в двух деревнях: в Боровом и в Ястребово, а до них далеко и очень неудобно добираться. Да и не на чем. Ведь даже в нашу Гуровку автобусы не заходят, а высаживают жителей деревни на трассе, от которой надо идти пешком четыре километра.

Выслушав его довольно длинный, но очень внятный и убедительный, монолог, завуч сказала:

– Я все поняла, пусть мама приедет с документами и мы его возьмем, но в июле месяце сейчас я запишу имя и фамилию мальчика а вы не раньше 6 июля все же придете с ним еще раз, чтобы мы не забыли о вас. Но все же будет лучше, если к этому времени приедет мама со всеми необходимыми документами.

А потом завуч спросила:

– Ну а какими будут дальнейшие действия мамы и бабушки, если в деревне они останутся одни?
– Я думаю, что к зиме мы найдем им какое-то жилье здесь, у нас в городе. У меня есть один вариант, но пока я ничего вам сказать не могу. Мы ведь только вчера приехали. А знаете, там в деревне остались еще двое детишек, которые будут ездить в другие деревни, скорее всего в Ястребово. Там я была. Да это недалеко, всего семь километров, но зимой там просто не проедешь, ведь не только проселочные дороги, но даже и асфальтированная дорога, ведущая до каждой из деревень от трассы не чистятся. После поездки на свою малую родину я как-то потерялась в жизни, ведь я ехала в прошлое с ощущением радостной встречи с ним, а приехала и увидела такую безысходность, что как-то совсем расстроилась.
– И только мысль, что Женю надо спасать в первую очередь, позволила мне быстро вернуть уверенность в себя, и начать действовать. Это мое решение придало решимости и моей племяннице, она начала думать о том, что ждать, когда они останутся одни в заброшенной деревне, нельзя, надо действовать. Теперь они думают, как им выбраться оттуда. Я тоже над этим думаю. И надеюсь, что племянница, переехав сюда, сможет устроиться на хорошо оплачиваемую работу.

Ольга шла домой из школы и радовалась:

– Надеюсь на то, что слова завуча не разойдутся с делом.

Время шло, и уже в середине июля они знали, что Женя зачислен в первый класс их школы, Лизе удалось это сделать через госуслуги.

И только после этого Ольга решила поговорить с зятем, она пригласила их с дочерью в гости. Но до этого они с Женей несколько раз были у них в гостях, поэтому мальчика они знали, и одобряли ее поступок.

Накормив их обедом, Ольга Николаевна обратилась к зятю:

– Слава, когда-то давно ты показывал мне дом в пригородном поселке, где жила твоя бабушка, которая сейчас переехала к твоим родителям. Скажи мне, а с домом что, вы его сдаете , или он пустой стоит?

Тот сразу ответил:

– Как бы не так, пустой, да пустой он бывает только зимой да осенью, а вот сейчас наша неугомонная бабушка живет там и возится в своем огороде. Как только мы не просили ее, чтобы она забыла про него, но ничего не получается. Она настырно требует, чтобы мы везли ее туда. Вот и сейчас она там.
– А нельзя ли мне с ней переговорить, моим родственникам деваться вскоре будет некуда, и им нужно будет пристанище на полтора-два года, ты бы не мог меня к ней отвезти, может она пустит их на время? Я ведь ее почти не знаю, мы встречались раза два-три, да и то на многолюдных торжествах.
– Хорошо, я сейчас ей позвоню.

И он позвонил бабушке, сказав, что его теща хочет встретиться с ней. Ольга услышала ее удивленный голос, бабушка говорила, что они можно сказать и не узнают друг друга.

– Так я ее привезу, говори только, когда ты сможешь ее принять.
– А что тянуть-то, приезжайте в субботу, – ответила бабушка, – я буду ждать.

Через два дня, по дороге к бабушке, Ольга Николаевна с удивлением выяснила, что Настя, оказывается, частенько там бывала, и даже помогала ей на огороде.

– Баба Тоня молодец, прежде чем мне что-то поручать, она обязательно сама показывает, как это делается. Я уже умею обрезать усы у клубники, разбираюсь в сорняках, умею высаживать рассаду, ну и полоть научилась за два года. И сейчас они ехали, зная, что баба Тоня еще вчера установила им фронт работ на два дня, сказав, что разместит на это время и их гостей.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Уважаемые читатели, буду очень рада вашему вниманию к моему творчеству, ставьте лайки, пишите комментарии! Счастья вам и здоровья!

Читайте также на канале и другие рассказы:

Долг платежом красен

Семейный талант

Деревенская дочка

Одинокая старость