Предыдущая часть:
Почему я уверен в том, что идол Сорт-Хури-Аки, о котором Роман Анямов рассказал в своих письмах Виктору Мальцеву, и "хранителем" которого до 1975 года был Андрей Анямов (а затем, после его смерти, им стал отец Романа, Николай Васильевич Анямов) - это и есть тот самый идол, из-за которого мансюки в 1959 году убили дятловцев?
То, что причиной нападения мансей на дятловцев мог стать только какой-то идол, - которого, как были убеждены мансюки, у них похитили дятловцы, - это я уже объяснял ранее (см. ссылку ниже). Никакая другая причина не могла побудить мансей пойти на столь дерзкое и жестокое преступление.
В принципе, у мансей, конечно, не было какого-то запрета на нападение на русских (или на кого-то еще не из мансей). И в одном из своих писем Мальцеву, от июля 1976 года, тот же Роман Анямов откровенно признает, что манси могли убить русского в "религиозных целях" (см. Фото 1 ниже):
"Вот ты пишешь: - «В Свердловской области Оусского леспромхоза двое мужиков наткнулись на небольшое бревенчатое строение…» Да, это был клад, как манси наши называют, - «тотма». Но ведь там были только мансийские украшения, кольца, медные браслеты, а человеческих останков нету! Ведь, правда? – И не будет. А это, я скажу тебе, Виктор, когда манси стареют - супруги, муж и жена, и нажитое добро жалко отдавать людям. И они, чуя скорую смерть, уходят в тайгу, уносят все свое «богатство» и делают сруб, где мало людей, где не ступала человеческая нога, и прячут туда все это. Они знают, что все это богатство пригодится им в ином мире.
И вот, видимо, эти двое наткнулись на этот клад. А у нас манси говорят, что если найдешь «тотма», то надо человеческую жертву принести. Да, да, Виктор. И этот обычай сохранился и по сей день. Они говорят, что надо (человеческую жертву – В.А.М.) русского человека или мальчика из поселка (своровать) похитить и там принести богу в жертвы эту душу. И тогда, мол, только ты и смеешь взять то, что нашел".
Но я бы хотел обратить внимание читателей на то, что это не был какой-то широко распространенный "обычай" у мансей. Да, им разрешалось совершать такие нападения на русских, но, очевидно, они происходили крайне-крайне редко (если вообще происходили) - ведь такое нападение совершалось только в том случае, если манси находили в тайге такой клад ("тотму"), и только если они хотели завладеть этим кладом. Поэтому понятно, что напасть на дятловцев в силу подобных обычаев манси никак не могли.
А вот в случае, если кто-то похищал какие-то их вещи из их "святилищ" - нападение мансей на таких похитителей их сокровищ было практически неизбежным. И я ранее (см. ссылку выше) приводил примеры таких нападений - о них сохранилось множество сообщений, еще с дореволюционных времен.
И ранее я также упоминал случай, когда манси чуть не грохнули какого-то геолога, взявшего у них какую-то вещицу с их "священного места", с их капища, которую они подарили (пожертвовали) своему "божку". В книге Мальцева об этой истории рассказывается более подробно - в письме Владимира Львовича Валдайских Виктору Мальцеву от марта 1979 года (см. Фото 2-4 ниже):
«…Работал я в 30-х годах проводником у геологов. В один из сезонов прошли маршрутом от Денежкиного камня до верховьев Вишеры. Работы закончили, пришло время выбираться домой. Геологи решили сплавиться по р. Большая Тошемка до Вижая.
Шли по склону горы Молебной (Молебный камень – Прим.ред.) и случайно наткнулись на молебное место. Место это было на южном склоне горы, в лесу, недалеко от тундры. Мы все знали, что у манси есть святые места и что трогать ничего нельзя, а то могут убить. Но все же интересно! Подошли поближе посмотреть. Много было барахла – рога, посуда, горшки, тряпки, … не помню уже всего. И тут откуда-то взялись манси, несколько человек с винтовками. Но нас не тронули – может быть потому, что нас было много, а может быть из-за того, что мы ничего руками не трогали. Наверное следили за нами. Велели уходить. Мы пошли. Вскоре пришло время устраиваться на ночлег. Переночевали и поплыли вниз. Остановились опять ночевать километра за четыре до устья Тошемки. Ночевали на обрыве, ставили палатку.
Вдруг, утром, когда пили чай у костра, из леса выходят четыре манси – трое молодых и один старик. Все с винтовками. Стоят по краю поляны так, что в лес не проскочишь. Винтовки на нас наставили. Мы ничего не понимаем. Тут старик говорит: «Сидите, а то будем стрелять!»
Сидим. Молодые стоят, а он подошел к нам и стал мерить сапоги веревочкой с узелками. Промерял у всех и спрашивает: «Где у вас человек с большими сапогами?» А у нас начальник самые большие сапоги носил. Поняли мы, что он что-то сделал на их молебном месте. Когда манси подошли, он в палатке был и сейчас там тихонько сидел. «Нету, - говорим, - у нас такого человека».
«Нет, он ваш! - манси говорят. - Пока не скажете, где он, мы вас не отпустим».
Манси попросил, чтобы палатку показали. Мы подняли полог – начальник спрятался под спальник – манси его не увидели как-то. Манси с винтовками сидят, караулят. Весь день просидели, и мы, и они. Кто-то из нас заскочил в палатку, начальник и признался, что как заночевали у молебного места, он утром тихонько сбегал туда и забрал чашку какую-то вроде, из серебра. «Только не выдавайте, - говорит, - а то убьют!»
А под обрывом у нас маленькая лодка стояла. Манси ее не заметили. Вот он ночью потихоньку выбрался, сел в нее и поплыл вниз, в Вижай. Манси только утром поняли, что он в палатке прятался. Один из них кинулся догонять на своей лодке. А начальник, как потом оказалось, в Вижае сразу сел на коня и на нем в Ивдель. Манси и в Ивдель за ним прибежал, только там уж не нашел…»
Справка о деде. Невысокий, сухощавый старик, довольно шустрый. Около 70 лет. До сих пор бегает на рыбалку и охоту. Работает уже несколько лет ночным сторожем в Ивдельском Госпромхозе».
Так вот, с дятловцами произошла похожая история: единственной причиной столь дерзкого нападения на них мансей могла стать только убежденность мансей в том, что дятловцы похитили какого-то их идола или другую вещь из их капища. И чекисты, которые организовали убийство дятловцев, прекрасно это знали - что спровоцировать мансей на убийство дятловцев можно, только похитив у них такую вещь. И сделав так, чтобы мансюки были абсолютно убеждены в том, что эту вещь похитили у них дятловцы. В этом состояла вся суть этой жуткой чекистской "спецоперации" по организации убийства дятловцев.
И дятловцы этого мансийского идола даже видели - видели во Втором Северном. Чекистский агент (вероятно, тот самый "лесник", о котором однажды проговорился Юрий Юдин) показал дятловцам этого идола во Втором Северном - его чекистские агенты похитили у мансей из пещеры незадолго до того или сразу после того, как они подвели к этой пещере дятловцев (чтобы дятловцы потоптались у этой пещеры и оставили там свои следы). Чекистский агент дал Юрию Юдину подержать этого идола в руках, и дятловцы даже сделали соответствующий кадр (см. Фото 5 и ссылку ниже).
Естественно, чекистский агент на сказал дятловцам, что он похитил этого идола у мансей. Сказал, что он этого идола нашел где-то там же, во Втором Северном. Там же у мансей рядом кладбище было, и чекистский агент сказал дятловцам, что он "нашел" этого идола где-то у этого кладбища.
Ну, и все. Юра Юдин повертел в руках этого идола: "Да, любопытная вещь!", - дятловцы сделали этот кадр, и Юра вернул этого идола чекистскому агенту. А дятловцы пошли дальше, и про этого идола даже не вспоминали.
Зачем чекистский агент показал этого идола дятловцам? Именно для того, чтобы они сделали этот кадр - с Юрой Юдиным с идолом в руках. Чекисты ведь тогда не знали, что Партия и Хрущев, уже после убийства дятловцев - с целью, так сказать, "нейтрализовать" эту провокацию чекистов с убийством дятловцев - предпримут такие чрезвычайные меры, чтобы скрыть это убийство. Что они устроят эту инсценировку на перевале. Весь этот спектакль с "поисковыми работами". А затем, с помощью товарища Иванова и других "советских прокурорских работников", полностью сфальсифицируют всю эту историю.
Чекисты полагали, что это убийство дятловцев мансюками, по религиозным причинам, станет очень громким. И что о нем будут говорить не только во всем Свердловске, но и в других городах Совдепии. И не только в Совдепии, но и за рубежом. И что в итоге это громкое жестокое убийство девяти туристов местными аборигенами "по религиозным причинам" нанесет серьезный удар по авторитету и по власти Хрущева и всей Партии (см. ссылку ниже).
И этот кадр с Юрием Юдиным, держащим идола в руках, чекистам был нужен для последующего расследования - в случае, если бы Партия и Хрущев "дали ход" настоящему расследованию этого убийства. В качестве "доказательства", что этого идола у мансей якобы действительно похитили дятловцы.
При этом, как и в случае с геологом, мансюки не напали на дятловцев сразу же. Нееет, они ждали подходящего момента. И, вероятнее всего, даже "входили в контакт" с дятловцами где-то на их пути - расспрашивая у них о том, зачем они похитили этого идола, и требуя его вернуть (см. ссылку ниже). Ну, а дятловцы, конечно, им так и сказали: "Да, видели мы этого вашего идола, во Втором Северном. Но мы его не похищали, а нам показал его "лесник". И "лесник" сказал нам, что он нашел этого идола где-то во Втором Северном".
Мансюки, конечно, не поверили. Идола дятловцы, значит, видели. У пещеры - их следы. А когда мансюки, двигаясь по следам дятловцев от пещеры, появились во Втором Северном, то чекистский агент, этот "лесник", сказал им, что этого идола похитили дятловцы и что они забрали его с собой. Что должны были сделать мансюки? Конечно, напасть на дятловцев и выпытать у них, куда они подевали этого идола! Примерно так же, как они это выпытывали у геологов в истории выше. И когда дятловцы перешли перевал и поставили свою палатку у оврага с ручьем, недалеко от Кедра - мансюки, дождавшись удобного момента, совершили свое нападение на них.
Продолжение: