Найти тему

Знаки мансей. Перевал Дятлова. - 7

Оглавление

Предыдущая часть:

Так вот, откуда мне известно, что Николай Васильевич Анямов основал в 1961 году поселение Тресколье, недалеко от пещеры "Китовая пасть", для поклонения этому мансийскому идолу? И откуда мне известно, что Николай Васильевич Анямов с какого-то времени стал "хранителем" этого идола и прятал его в Тресколье?

Легендарный и неизвестный Виктор Мальцев

Известно мне все это, прежде всего, от Виктора Мальцева (1952 - 2007) - выдающегося этнографа, ученого, художника и путешественника-экстремала (см. Фото 1-4 ниже).

Он в 1970-1980-е годы обходил весь Северный и Приполярный Урал. При этом он познакомился и подружился со многими местными мансями, и они ему настолько доверяли, что не только позволяли ему присутствовать во время их "праздников" с жертвоприношениями, но и многое рассказали о своих "богах" и "духах" и о своих "святилищах". Как о нем написал позднее другой этнограф:

"Можно не сомневаться, что за годы своих исследований он посетил практически все из известных, действующих и заброшенных на тот момент святилищ Урала и ближнего Зауралья. Редкие фотографии, которые он дарил своим весьма немногочисленным и посвященным друзьям, уникальны. Там и набитые драгоценными подношениями древние сундуки на цепях, и фотографии тайных святилищ со следами кровавых жертвоприношений и черепов, и всевозможные фетиши из родовых амбарчиков".
Фото 1. Виктор Мальцев (1952 - 2007). Выдающийся этнограф и путешественник, исследователь Северного и Приполярного Урала.
Фото 1. Виктор Мальцев (1952 - 2007). Выдающийся этнограф и путешественник, исследователь Северного и Приполярного Урала.
Фото 2. Виктор Мальцев.
Фото 2. Виктор Мальцев.
Фото 3. Виктор Мальцев среди мансей на оленьем пастбище, 1985 год. Справа от него - Владимир Прокопьевич Анямов, племянник Николая Васильевича Анямова, сын Прокопия Васильевича Анямова - которого в 1961 году грохнул Николай Куриков.
Фото 3. Виктор Мальцев среди мансей на оленьем пастбище, 1985 год. Справа от него - Владимир Прокопьевич Анямов, племянник Николая Васильевича Анямова, сын Прокопия Васильевича Анямова - которого в 1961 году грохнул Николай Куриков.
Фото 4. Виктор Мальцев. Легендарный и неизвестный.
Фото 4. Виктор Мальцев. Легендарный и неизвестный.

Мальцев собрал совершенно уникальный и богатейший материал о жизни мансей, об их обычаях и религиозных практиках. Но, как это нередко бывало в Совдепии, умер он в бедности и почти в безвестности - многих настоящих, серьезных ученых (особенно из гуманитарных наук) советская сволочь всячески гнобила, а званий и почета в Совдепии чаще всего удостаивались "ученые", которые отличились не столько в своих исследованиях, сколько в восхвалении Партии, советских вождей и советского режима, либо были близки к советской номенклатуре, к партийным и чекистским кругах.

Мальцев при жизни работал над своей монографией, но она так и не была опубликована. Мальцев написал на основе своих материалов повесть "Незваный гость", но она также не была издана. А многие уникальные материалы и фотопленки, которые Виктор Мальцев передал в различные советские научные фонды, позднее куда-то "исчезли" - как исчезли и другие материалы, хоть как-то связанные с гибелью дятловцев (в частности, отчеты некоторых туристических групп, которые совершали свои походы в этом регионе в 1959 году). Так что при жизни Виктору Мальцеву удалось опубликовать только очень незначительную часть своего уникального материала, и не в Совдепии, а за рубежом - его материал использовался в книге Марианны Флинкенберг-Глушкоффой и Николая Гарина "Ugrien mailla" ("Земля угров"), изданной в 1992 году в Финляндии на финском языке (см. Фото 5 ниже).

Фото 5. Книга "Земля угров", изданная в 1992 году в Финляндии на финском языке. В ней был использован материал Виктора Мальцева.
Фото 5. Книга "Земля угров", изданная в 1992 году в Финляндии на финском языке. В ней был использован материал Виктора Мальцева.

Впервые имя Виктора Мальцева стало подниматься из забвения после выхода сборника "К уральским манси" (Пермь, 2013), который готовился авторами с 2011 года и вызвал определенный интерес общественности (см. Фото 6 ниже).

Фото 6. Сборник очерков "К уральским манси", в котором впервые упоминается Виктор Мальцев и его материал.
Фото 6. Сборник очерков "К уральским манси", в котором впервые упоминается Виктор Мальцев и его материал.

И только в 2016 году С.И. Михелевич издал в Перми книгу от имени Мальцева "Дневники экспедиций", полностью составленную из материалов Виктора Мальцева (см. Фото 7-9 ниже).

Фото 7. Обложка книги "Дневники экспедиций", изданной от имени Мальцева на основе его материалов.
Фото 7. Обложка книги "Дневники экспедиций", изданной от имени Мальцева на основе его материалов.
Фото 8. Оглавление книги "Дневники экспедиций".
Фото 8. Оглавление книги "Дневники экспедиций".
Фото 9. Фотографии Мальцева из книги "Дневники экспедиций".
Фото 9. Фотографии Мальцева из книги "Дневники экспедиций".

И в этой книге есть глава "Из переписки с манси (1972-1991)", в которой опубликовано несколько писем, присланных Мальцеву некоторыми мансями. Мальцев подружился со многими мансями, многие из них (особенно молодого поколения) уже хорошо знали русский язык, и Мальцев вел с ними переписку, задавая вопросы об обычаях и традициях мансей. И некоторые манси в своих письмах рассказывали о своих обычаях и традициях - то, что им было известно самим или от своих более старших сородичей.

Письма Романа Николаевича Анямова

Так вот, в этой главе приводится несколько писем, которые Виктор Мальцев получил от Романа Николаевича Анямова (см. Фото 10-13 ниже). Роман Николаевич Анямов - это сын того самого Николая Васильевича Анямова, основателя Тресколья. И Роман долгое время, почти всю жизнь, прожил в Тресколье.

Фото 10. Николай Васильевич Анямов со своей семьей в Тресколье.
Фото 10. Николай Васильевич Анямов со своей семьей в Тресколье.
Фото 11. Николай Васильевич Анямов (крайний справа, с ружьем) в Тресколье. Слева от него - его сын Роман Николаевич Анямов.
Фото 11. Николай Васильевич Анямов (крайний справа, с ружьем) в Тресколье. Слева от него - его сын Роман Николаевич Анямов.
Фото 12. Роман Николаевич Анямов.
Фото 12. Роман Николаевич Анямов.
Фото 13. Роман Николаевич Анямов со своей женой, Лизой Бахтияровой.
Фото 13. Роман Николаевич Анямов со своей женой, Лизой Бахтияровой.

И в одном из этих писем, написанном в апреле 1977 года, Роман Анямов сообщает следующее (см. Фото 14 ниже):

"Ты еще писал, что белую лошадь принесли в жертву где-то в районе 2-го Северного. Так это же у нас, в нашем поселке происходило в прошлом году. Правда, народу мало было. Вероятно, такие же приношения будут и в последующие годы".
Фото 14. Страница из книги Мальцева "Дневники экспедиций". Письмо Романа Анямова от апреля 1977 года, в котором он сообщает об идоле Сорт-Хури-Аки.
Фото 14. Страница из книги Мальцева "Дневники экспедиций". Письмо Романа Анямова от апреля 1977 года, в котором он сообщает об идоле Сорт-Хури-Аки.

Здесь все понятно: Мальцев присутствовал на каком-то мансийском "празднике" во Втором Северном, во время которого манси принесли в жертву лошадь. Мальцев спросил Романа Анямова об этом "празднике", и тот написал, что такие жертвоприношения лошадей совершаются и в Тресколье. И далее:

"О Сорт-Хури-Аки. Я писал, что он находится в Суевате, так его уже сейчас там нет. Его забрал мой отец. Правда, согласовав это со стариками. Так что попал он, так сказать, в надежные руки. Сейчас у изголовья стоит большая полка, сундук большой. Сорт-Хури-Аки и еще много богов, и все это занавешено куском материи, чтобы русские не увидели. Твою бутылку тоже ставили, между прочим, к нему. А перед этим отец принес ему в жертву теленка оленя, т.к. он переехал с одного дома в Суевате к нам".

Мальцев спросил Романа Анямова о каком-то идоле Сорт-Хури-Аки. И Анямов ему отвечает, что этот идол одно время хранился в Суеватпауле, а потом его забрал и перевез в Тресколье его отец, Николай Васильевич Анямов (по поводу чего принес в жертву этому идолу теленка).

А чуть ранее, в письме Мальцеву от марта 1977 года, Роман Анямов сообщил об этом идоле Сорт-Хури-Аки следующее (см. Фото 15 ниже):

"О Сорт-Хури-Аки. В переводе на русский это обозначает Сорт - щука, Хари - похожа, Аки - старец. На щуку похожий старец (идол) - на русском так получается. Да старик Анямов Андрей умер, но осталась его жена. Она каждый день утром и вечером зажигает чагу, и она опять тлеет. Она на днях, наверное, уедет куда-то в Тюменскую область, за ней приехали родственники. Заберет идол мой отец. Потому что никому, кроме Анямовых, этот идол держать нельзя. Так решили все манси, люди с другой фамилией боятся его держать. Они говорят моему отцу: "Ты умрешь, так у тебя зато много сыновей, хоть они будут его держать!"
Фото 15. Письмо Романа Анямова Виктору Мальцеву от марта 1977 года.
Фото 15. Письмо Романа Анямова Виктору Мальцеву от марта 1977 года.

Андрей Анямов, о котором говорит в этом письме Роман Анямов - этот тот самый Андрей Алексеевич Анямов. Один из участников "охоты" в конце января-начале февраля 1959 года. И, как я полагаю, один из убийц дятловцев. Тот самый Андрей Анямов, о котором сообщает в своих радиограммах Неволин. И тот самый Андрей Анямов, протокол допроса которого есть в материалах "уголовного дела". О нем встречаются упоминания - вплоть до конца 1960-х-начала 1970-х Андрей Анямов, уже будучи стариком (ему в это время было уже около 70 лет), каждый год летом пас оленей вблизи Отортена и Холатчахля.

И до 1975 года, вплоть до своей смерти, он держал этого идола у себя, в юрте в Суеватпауле. То есть был "хранителем" этого идола. И устраивал с ним камлания с другими мансюками - из Суеватпауля, из Тресколья и других мест. То есть выступал еще и как шаман. А после его смерти этого идола забрал Николай Васильевич Анямов, отец Романа Анямова. И держал его в Тресколье - теперь он стал "хранителем" этого идола, и оставался им до самой своей смерти в 1995 году.

И это тот самый идол, из-за которого мансюки в 1959 году убили дятловцев.

Продолжение: