Предыдущая часть:
Так вот, откуда мне известно, что Николай Васильевич Анямов основал в 1961 году поселение Тресколье, недалеко от пещеры "Китовая пасть", для поклонения этому мансийскому идолу? И откуда мне известно, что Николай Васильевич Анямов с какого-то времени стал "хранителем" этого идола и прятал его в Тресколье?
Легендарный и неизвестный Виктор Мальцев
Известно мне все это, прежде всего, от Виктора Мальцева (1952 - 2007) - выдающегося этнографа, ученого, художника и путешественника-экстремала (см. Фото 1-4 ниже).
Он в 1970-1980-е годы обходил весь Северный и Приполярный Урал. При этом он познакомился и подружился со многими местными мансями, и они ему настолько доверяли, что не только позволяли ему присутствовать во время их "праздников" с жертвоприношениями, но и многое рассказали о своих "богах" и "духах" и о своих "святилищах". Как о нем написал позднее другой этнограф:
"Можно не сомневаться, что за годы своих исследований он посетил практически все из известных, действующих и заброшенных на тот момент святилищ Урала и ближнего Зауралья. Редкие фотографии, которые он дарил своим весьма немногочисленным и посвященным друзьям, уникальны. Там и набитые драгоценными подношениями древние сундуки на цепях, и фотографии тайных святилищ со следами кровавых жертвоприношений и черепов, и всевозможные фетиши из родовых амбарчиков".
Мальцев собрал совершенно уникальный и богатейший материал о жизни мансей, об их обычаях и религиозных практиках. Но, как это нередко бывало в Совдепии, умер он в бедности и почти в безвестности - многих настоящих, серьезных ученых (особенно из гуманитарных наук) советская сволочь всячески гнобила, а званий и почета в Совдепии чаще всего удостаивались "ученые", которые отличились не столько в своих исследованиях, сколько в восхвалении Партии, советских вождей и советского режима, либо были близки к советской номенклатуре, к партийным и чекистским кругах.
Мальцев при жизни работал над своей монографией, но она так и не была опубликована. Мальцев написал на основе своих материалов повесть "Незваный гость", но она также не была издана. А многие уникальные материалы и фотопленки, которые Виктор Мальцев передал в различные советские научные фонды, позднее куда-то "исчезли" - как исчезли и другие материалы, хоть как-то связанные с гибелью дятловцев (в частности, отчеты некоторых туристических групп, которые совершали свои походы в этом регионе в 1959 году). Так что при жизни Виктору Мальцеву удалось опубликовать только очень незначительную часть своего уникального материала, и не в Совдепии, а за рубежом - его материал использовался в книге Марианны Флинкенберг-Глушкоффой и Николая Гарина "Ugrien mailla" ("Земля угров"), изданной в 1992 году в Финляндии на финском языке (см. Фото 5 ниже).
Впервые имя Виктора Мальцева стало подниматься из забвения после выхода сборника "К уральским манси" (Пермь, 2013), который готовился авторами с 2011 года и вызвал определенный интерес общественности (см. Фото 6 ниже).
И только в 2016 году С.И. Михелевич издал в Перми книгу от имени Мальцева "Дневники экспедиций", полностью составленную из материалов Виктора Мальцева (см. Фото 7-9 ниже).
И в этой книге есть глава "Из переписки с манси (1972-1991)", в которой опубликовано несколько писем, присланных Мальцеву некоторыми мансями. Мальцев подружился со многими мансями, многие из них (особенно молодого поколения) уже хорошо знали русский язык, и Мальцев вел с ними переписку, задавая вопросы об обычаях и традициях мансей. И некоторые манси в своих письмах рассказывали о своих обычаях и традициях - то, что им было известно самим или от своих более старших сородичей.
Письма Романа Николаевича Анямова
Так вот, в этой главе приводится несколько писем, которые Виктор Мальцев получил от Романа Николаевича Анямова (см. Фото 10-13 ниже). Роман Николаевич Анямов - это сын того самого Николая Васильевича Анямова, основателя Тресколья. И Роман долгое время, почти всю жизнь, прожил в Тресколье.
И в одном из этих писем, написанном в апреле 1977 года, Роман Анямов сообщает следующее (см. Фото 14 ниже):
"Ты еще писал, что белую лошадь принесли в жертву где-то в районе 2-го Северного. Так это же у нас, в нашем поселке происходило в прошлом году. Правда, народу мало было. Вероятно, такие же приношения будут и в последующие годы".
Здесь все понятно: Мальцев присутствовал на каком-то мансийском "празднике" во Втором Северном, во время которого манси принесли в жертву лошадь. Мальцев спросил Романа Анямова об этом "празднике", и тот написал, что такие жертвоприношения лошадей совершаются и в Тресколье. И далее:
"О Сорт-Хури-Аки. Я писал, что он находится в Суевате, так его уже сейчас там нет. Его забрал мой отец. Правда, согласовав это со стариками. Так что попал он, так сказать, в надежные руки. Сейчас у изголовья стоит большая полка, сундук большой. Сорт-Хури-Аки и еще много богов, и все это занавешено куском материи, чтобы русские не увидели. Твою бутылку тоже ставили, между прочим, к нему. А перед этим отец принес ему в жертву теленка оленя, т.к. он переехал с одного дома в Суевате к нам".
Мальцев спросил Романа Анямова о каком-то идоле Сорт-Хури-Аки. И Анямов ему отвечает, что этот идол одно время хранился в Суеватпауле, а потом его забрал и перевез в Тресколье его отец, Николай Васильевич Анямов (по поводу чего принес в жертву этому идолу теленка).
А чуть ранее, в письме Мальцеву от марта 1977 года, Роман Анямов сообщил об этом идоле Сорт-Хури-Аки следующее (см. Фото 15 ниже):
"О Сорт-Хури-Аки. В переводе на русский это обозначает Сорт - щука, Хари - похожа, Аки - старец. На щуку похожий старец (идол) - на русском так получается. Да старик Анямов Андрей умер, но осталась его жена. Она каждый день утром и вечером зажигает чагу, и она опять тлеет. Она на днях, наверное, уедет куда-то в Тюменскую область, за ней приехали родственники. Заберет идол мой отец. Потому что никому, кроме Анямовых, этот идол держать нельзя. Так решили все манси, люди с другой фамилией боятся его держать. Они говорят моему отцу: "Ты умрешь, так у тебя зато много сыновей, хоть они будут его держать!"
Андрей Анямов, о котором говорит в этом письме Роман Анямов - этот тот самый Андрей Алексеевич Анямов. Один из участников "охоты" в конце января-начале февраля 1959 года. И, как я полагаю, один из убийц дятловцев. Тот самый Андрей Анямов, о котором сообщает в своих радиограммах Неволин. И тот самый Андрей Анямов, протокол допроса которого есть в материалах "уголовного дела". О нем встречаются упоминания - вплоть до конца 1960-х-начала 1970-х Андрей Анямов, уже будучи стариком (ему в это время было уже около 70 лет), каждый год летом пас оленей вблизи Отортена и Холатчахля.
И до 1975 года, вплоть до своей смерти, он держал этого идола у себя, в юрте в Суеватпауле. То есть был "хранителем" этого идола. И устраивал с ним камлания с другими мансюками - из Суеватпауля, из Тресколья и других мест. То есть выступал еще и как шаман. А после его смерти этого идола забрал Николай Васильевич Анямов, отец Романа Анямова. И держал его в Тресколье - теперь он стал "хранителем" этого идола, и оставался им до самой своей смерти в 1995 году.
И это тот самый идол, из-за которого мансюки в 1959 году убили дятловцев.
Продолжение: