Найти в Дзене

Причины убийства дятловцев. Перевал Дятлова. - 11

Оглавление

Предыдущая часть:

Итак, дамы и господа! Наше расследование выходит на новую стадию! И нам впервые в ходе нашего расследования удалось явным образом выйти на "чекистский след". На след агентуры Ивдельлага, которая принимала участие в организации убийства дятловцев.

Зачем товарищ Иванов произвел свои манипуляции с правой рукой Юры Юдина на этой фотографии (см. Фото 1) и "подрисовал" снизу под его рукой кусок советской фуфайки, а также зачем Иванов изменил всю правую часть этой фотографии, "нарисовав" там две избы и возвышенность с лесом - этот вопрос мы прояснили.

И теперь нам нужно сделать следующий шаг: попытаться понять, что же в действительности, какой предмет, был в руке у Юры на этой фотографии. И кто был тот человек, который, как мы предположили, стоял на этой фотографии справа от Юры. И кто был тот загадочный "лесник", который - как признался Юрий Юдин незадолго до своей смерти - находился в поселке Второй Северный.

Фото 1. На этом фото Юра в действительности держит в руке не керн, а какой-то другой предмет, продолговатой формы. А справа от него в этот момент стоял какой-то другой человек.
Фото 1. На этом фото Юра в действительности держит в руке не керн, а какой-то другой предмет, продолговатой формы. А справа от него в этот момент стоял какой-то другой человек.

Мотивы нападения группы мансей на дятловцев

Я, конечно, далеко не первый и не единственный исследователь этой трагедии, который придерживается "мансийской версии" - то есть версии, что убийство дятловцев совершила группа манси. Эта версия возникла сразу же, когда стало известно об этой трагедии. В самом деле, а кто еще мог оказаться в это время в этом месте? И кто еще мог совершить такое жестокое убийство девяти туристов из Свердловска? Только манси. Больше некому. И большинство наиболее разумных и здравомыслящих людей, конечно, это прекрасно понимают и придерживаются "мансийской версии".

Но в этой "мансийской версии" всегда была одна большая проблема. МОТИВЫ. Было не очень понятно, что могло побудить группу мансей пойти на такое жестокое, шокирующее преступление. Даже в дикой, людоедской и насквозь криминализованной Совдепиии того времени подобные групповые убийства (сразу девяти человек!) случались довольно редко, и все они становились "резонансными". И вдруг! И вдруг группа манси совершает жестокое убийство сразу девяти туристов из Свердловска!

Конечно, у мансей всегда были довольно сложные отношения с советской властью (и это не удивительно - с советской властью отношения у всех были "сложные"), а также с местным немансийским населением. И то, что какие-то туристы постоянно шляются по их тайге, где манси проживали и охотились веками, также наверняка не вызывало у них восторга.

Но все же к тому времени манси более-менее "притерлись" к советской власти, у них были постоянные контакты с вертухаями и агентурой Ивдельга, а с местными чекистами из Ивдельлага у них даже был общий и весьма прибыльный бизнес, связанный с мехами (см. ссылку ниже).

И каких-то серьезных конфликтов с местным немансийским населением у них тоже не было. Да и с туристами у них тоже до этого никаких конфликтов не было: как бы манси в действительности ни относились к этим туристам, но своих враждебных чувств к ним, если они у них были, они старались не показывать. И иногда туристические группы нанимали мансей в качестве проводников, а иногда даже останавливались ночевать в мансийских избах и закупали у них оленину или лосятину (см. ссылку ниже). И что могло побудить мансей вдруг пойти на это жестокое преступление - не очень понятно.

Мотив "ритуального жертвоприношения"

Некоторые исследователи, которые придерживаются "мансийской версии", полагают, что манси убили дятловцев в целях, так сказать, "ритуального жертвоприношения" - якобы они принесли дятловцев в жертву своим богам во время какого-то своего "праздника" или религиозного шаманского камлания. Этой версии, в частности, придерживалась выдающаяся исследовательница этой трагедии Майя Пискарева: по мнению Майи, манси устроили у Кедра настоящий "праздник жертвоприношений" - принесли в своих походных сундучках своих кукол, потом развешали эти куклы по елочкам и березкам вокруг Кедра и устроили жертвоприношение дятловцев по всем традициям и правилам своего шаманизма (см. Фото 2-3 ниже).

Фото 2. Манси во время медвежьего праздника, переодетые в менквов (особых злых божков). "На медвежьем празднике менквов изображают кричащие и хохочущие люди в высоких масках из конских хвостов".
Фото 2. Манси во время медвежьего праздника, переодетые в менквов (особых злых божков). "На медвежьем празднике менквов изображают кричащие и хохочущие люди в высоких масках из конских хвостов".
Фото 3. Мансийские идолы.
Фото 3. Мансийские идолы.

То, что манси еще и в 1950-е годы регулярно устраивали подобные праздники (во время которых они приносили в жертву животных - оленей, лосей или медведя) - в этом нет никаких сомнений. В частности, об этом рассказывал летчик Карпушин (см. ссылку ниже):

"А в районе перевала Дятлова есть небольшая гора-вулкан Хой-Эква. Там в августе 1949 года, производя съемку местности с воздуха, мы заметили просто огромное число манси на оленьих упряжках, которые съехались сюда из окрестных поселков. Вспомнив рассказы, которые я слышал ранее, предполагаю, что именно здесь расположено языческое капище".
Воспоминания Георгия Карпушина о событии 1959 г.

Об этом же свидетельствуют черепа медведей, лосей и оленей, которые регулярно находили на вершинах гор геологи и туристы - на Молебном камне, на Чистопе, на Отортене и на Холатчахле. Об этом, в частности, в своем интервью Майе Пискаревой рассказал Борис Гудков - его туристическая группа летом 1956 года поднималась на Отортен, и именно их записку сняла с Отортена группа Аксельрода во время "поисковых работ" в конце февраля 1959 года (см. ссылку ниже).

М.П. - Меня также впечатлило Ваше сообщение в дневнике, что на вершине высоты 1079 группой был обнаружен жертвенный знак манси с медвежьим черепом. А ведь манси, все как один, говорили, что гора у них не считается священной и не посещается.
Б.Г.: - Фотографии медвежьего черепа у меня, к сожалению, нет. Сколько помнится, никаких жердей там не было, а как был закреплен медвежий череп, мы не разглядывали, потому что не подходили к нему близко и тем более не трогали руками. Из уважения к местным святыням. Помнится, что мы встречали подобные знаки и в других местах на хребте, может быть, и на Отортене. А манси вполне могли оставить бутылку. Как было понятно из разговора с манси Николаем, который сопроводил нас на пару километров в самом начале похода, тема спиртного очень его интересовала. Но на хребте "мансийские" бутылки нам встречались часто.
Maria. Борис Гудков: "Ради похода на Отортен мы отказались от поездки на целину."

Есть и множество других свидетельств и доказательств, что и в 1950-е годы манси, в тайне от властей и местного немансийского населения, продолжали придерживаться своего шаманизма и регулярно практиковали различные религиозные обряды (см. ссылку ниже).

Однако, во-первых, манси приносили в жертву животных, и нет никаких достоверных сообщений, что они в рамках своего шаманизма практиковали человеческие жертвоприношения (по крайней мере, об этом ничего не известно). А во-вторых, сама мысль, что манси вдруг, ни с того ни с сего, решили на этот раз во время своего праздника принести в жертву девятерых туристов, выглядит довольно странной. "О, туристы мимо идут! - подумали манси. - Очень кстати! А у нас тут как раз праздник намечается! Давайте мы этих туристов в жертву нашим богам принесем!"

Так, что ли? Нет, все это глупости, конечно. Какими бы дикарями ни были манси, и каким бы жутковатым, с нашей точки зрения, ни был их шаманизм - но вдруг убивать девять туристов из Свердловска для того, чтобы принести их в жертву своим богам (по поводу какого-то мансийского "праздника" или, так сказать, во время внеочередного спонтанного шаманского камлания), манси, конечно, не стали бы.

Мотив "осквернения священного места"

Другие исследователи, которые придерживаются "мансийской версии" (то есть в целом правильной версии), полагают, что группа мансей убила дятловцев из-за того, что дятловцы где-то на своем пути осквернили какое-то "священное место" мансей - какую-то гору или пещеру.

У мансей действительно были такие "священные места" - и на момент 1959 года таким местом у них был Молебный камень (Ялпынг-Нёр по-мансийски). Это небольшой хребет, с двумя крупными горами - Ойкачахль (или Ойкачакур, высота 1322 метра) и Эквачахль (высота 1290 метров), находящийся в верховьях реки Вижай (см. Фото 4 ниже). Дятловцы по своему маршруту должны были пройти этой хребет, но он находится примерно в 50 км южнее Холатчахля, и дятловцы, конечно, до него не дошли.

Фото 4. Хребет Молебный камень с вершиной Ойка-Чакур находится примерно в 50 км южнее перевала Дятлова. Дятловцы по своему маршруту должны были его пройти.
Фото 4. Хребет Молебный камень с вершиной Ойка-Чакур находится примерно в 50 км южнее перевала Дятлова. Дятловцы по своему маршруту должны были его пройти.

О том, что Молебный камень является главным "священным местом" мансей, где они регулярно совершают свои камлания, сообщили в своих показаниях несколько человек, включая самих манси - в частности, об этом в своем допросе сообщил манси Андрей Анямов (см. ссылку ниже):

"Молебной горы там, куда шли туристы нет. А молебная гора находится в верховье р. Вижая".
Допрос свидетеля Анямова

Дятлов, кстати, во время похода 1957 года был первым, кто совершил восхождение зимой на Молебный камень, - он в этом смысле был первопроходцем, который прокладывал новые маршруты, все северней и северней. И мансюки, конечно, могли "иметь зуб" на Дятлова за то, что он вторгался все северней и северней на их территорию.

Но причиной убийства дятловцев это также быть не могло. Дело в том, что в мансийском шаманизме (как и в других языческих культах подобного рода) "священной" была вообще вся природа - тайга, деревья, камни, горы, реки и т.д. И представления о "священном месте" в подобных культах очень сильно отличаются от представлений, принятых в христианстве или исламе: какие-то особые "священные места" отличаются от прочей "священной" тайги и природы только тем, что в этих местах манси охотились чаще всего, или тем, что эти места как-то выделялись (например, это могла быть вершина какой-то горы или какой-то камень - те же останцы), или тем, что манси совершали в этих местах свои камлания.

И поэтому такие "священные места", во-первых, не являются совершенно "запретными" для посещения людей, а во-вторых, само понятие "священного" и возможные ограничения, связанные со "священными местами", распространены только на тех, кто придерживается этой религии. И если какие-то "чужаки" посетили "священное место" мансей - то это вовсе не могло стать причиной убийства этих "чужаков" только за то, что они побывали в этом месте. Мансюков в этом смысле гораздо больше беспокоило, если какие-то "чужаки" без их ведома начинали охотиться или рыбачить в тех местах, в которых обычно охотились и рыбачили они сами.

Некоторые исследователи полагают, что дятловцы "осквернили" какое-то "священное место" мансей тем, что среди них были две девушки. У мансей - как и у многих других отсталых народов, с их "традиционными патриархальными отношениями" - отношение к женщинам действительно было довольно скотским: женщины жили отдельно, их не пускали туда, где проживали мужчины, а пока женщина не родит, она вообще не имела никаких прав и к ней относились чуть ли не как к собаке. И к религиозным обрядам и в некоторые "священные места" мансийских женщин также не допускали.

Но опять же все эти запреты и ограничения относились только к мансийским женщинам. Манси же прекрасно понимали, что у немансийского населения другие законы и традиции, и другое отношения к женщинам. И когда туристические группы, в которых были девушки, проходили через "священные места" мансей, мансей это нисколько не смущало - так, на том же Молебном камне побывали и другие туристические группы, и в этих группах были девушки. И только когда туристические группы с девушками останавливались в мансийских избах, хозяева-манси этих изб еще могли, весьма робко, настаивать на соблюдении их мансийских обычаев - в частности, чтобы девушки-туристки спали в отдельном, очень холодном, помещении. Но даже в этих избах девушки всячески протестовали против такой дискриминации. А уж убивать дятловцев только за то, что Люда и Зина побывали в каком-то их "священном месте", манси точно не стали бы.

Похищение мансийского идола

И единственная причина, которая могла побудить мансей пойти на убийство дятловцев - это похищение какого-то их идола.

Надо сказать, что у мансей воровство вообще было не очень принято. И вовсе не потому, что они были такие "нравственные" или у них были на сей счет какие-то "заповеди" (вроде "заповедей Моисей" или "христианских заповедей" - "не убий", "не укради" и т.д.). Нет, нравственные представления у мансей, как и у всяких дикарей, были очень примитивными. Просто сам образ жизни мансей - когда ближайший сосед мог проживать в десятках километрах - исключал какое-то воровство чужого имущества (у других мансей) и присвоение этого имущества. Поэтому манси и сами никогда не занимались воровством, но и своего никогда никому не отдавали. И если у них что-то воровали - их это "возмущало до глубины души", они просто не понимали, как такое могло быть. И за воровство их имущества они могли наказать вора очень жестоко.

А если кто-то похищал их идолов или другие вещи, которые они жертвовали и дарили своим "духам" и "богам" (и которые манси хранили с своих "священных амбарчиках" или в пещерах) - это все! Вот за это манси всегда мстили очень жестоко! Мало того, что похититель этих мансийских ценностей был вором, так он еще украл вещь, пожертвованную мансийским духам - то есть уже как бы принадлежавшую самим мансийским богам! Такой человек, в представлении мансей, совершал страшное оскорбление их богов и всего "верхнего мира", что могло привести к огромным бедствиям и в нашем, реальном, обычном мире: боги могли лишить людей (то есть мансей) удачи на охоте или навести падеж на их оленей. Много чего могли - мансийские боги, по представлениям мансей, были весьма могущественными, и в тайге они в своем гневе могли доставить мансям много бед и неприятностей. А потому, - чтобы гнев этих богов не обрушился на головы самих мансей, - человека, оскорбившего мансийских богов, обязательно нужно было жестоко наказать, и такой человек заслуживал только самой страшной и мучительной смерти! И расправляясь с таким человеком (или людьми), манси как бы действовали от имени своих "богов" - они даже не считали это убийством, они действовали как бы не по своей воле, выступая только орудием "высших сил"!

Так, та же Майя Пискарева приводит выдержки из труда дореволюционного русского ученого В. Павловского об обычаях манси (их тогда называли "вогулами") и об их представлениях о "грехе" (см. ссылку и Фото 5-6 ниже). И тому, кто похищал вещи, предназначенные для "шайтана" (то есть для мансийских божков), обязательно грозил "гнев богов". Для мансей это был самый страшный "грех", который обязательно требовал наказания и отмщения.

Фото 5. Отрывок из труда русского ученого Павловского о представлениях мансей (вогулов) о грехе.
Фото 5. Отрывок из труда русского ученого Павловского о представлениях мансей (вогулов) о грехе.
Фото 6. Представления мансей-вогулов о грехе.
Фото 6. Представления мансей-вогулов о грехе.
Maria. Мансийский след. Часть третья. Чисто мансийское убийство.

И такие случаи убийства мансями людей, которые похищали их "религиозные ценности", действительно были. Тот же летчик Карпушин (см. ссылку выше) рассказал такой случай:

"Слышал, что в лесу, в потаенных местах, стояли деревянные фигуры, которым поклонялись вогулы (манси), делали подношения в виде пушнины, денег, мазали губы медвежьим жиром. Разорение этих капищ влекло за собой смерть. До сих пор мне памятен случай, который произошел в районе горы Народной – географически это близко к тем местам. Там геологи занимались разработкой горного хрусталя. Помогали им в этом рабочие – расконвоированные зеки. Однажды четверо этих зеков разграбили один из таких идолов. Всех их постреляли вогулы".

А однажды какой-то геолог похитил какую-то вещицу с мансийского капища. И вскоре в лагерь геологов нагрянули несколько вооруженных мансей. Геолог, который похитил эту вещь, "все сразу понял правильно" - он тут же вытащил эту похищенную вещь, а сам спрятался в палатке. Манси его не убили - просто забрали похищенную вещь. Но могли и грохнуть.

Рассказ о подобном убийстве есть и в материалах "уголовного дела". Иван Уваров, директор музея Ивделя, во время своего допроса 9 марта 1959 года сообщил прокурору Темпалову следующее (Листы 60-61 - см. ссылку ниже):

"Мне известно, что манси имеют молебную гору и я ее знаю и был на ней. Ее название Ялпынг-Нёр, что в переводе на русский язык значит молебная гора. Эта гора как я смотрел на карте находится южнее примерно 40 км от горы, где погибли туристы. Молебную гору манси не охраняют и мне точно известно на молебную гору русские допускаются манси и они не препятствуют этому и не оказывают физического или иного какого-либо воздействия русским, когда последние идут на молебную гору как мужчины, а также женщины. И зло какое-либо на русских у манси за это не вызывалось. Разговоры о том, что на туристов напали манси из-за того, что последние хотели подойти к молебной горе я считаю неверными, это считают и говорят люди, которые не знают жизнь и быт манси.
Мне известно, что 45 лет тому назад был такой случай с першинским охотником с пос. Першино, что он ходил на молебный камень (гору) и якобы забрал там часть жертвоприношений и вернулся с ними домой и пьянствовал. А потом пошел вновь и домой больше не вернулся. Этого охотника больше нигде не нашли, что с ним случилось никто точно не знает, но ходили слухи, что он попал на стрелу поставленную на зверя. Такие стрелы манси ставили на зверей. Это стрелы самострелы".
Протокол допроса свидетеля Уварова И. E.

Упс! Один какой-то местный охотник (не манси) что-то взял из жертвоприношений мансей на Молебной горе - а вскоре после этого пошел в тайгу и не вернулся. И никто его больше не видел. "Бывает".

Случались такие убийства и раньше, еще в добольшевицкой России. Иногда манси жертвовали своим богам золотые и серебряные монеты или делали своих идолов из золота. И иногда всякого рода "лихие люди" (а их на Урале всегда было много) грабили эти мансийские сокровища. И если такой похититель мансийских сокровищ не успевал тут же покинуть эти места - манси его обязательно убивали.

Так, в статье в журнале «Уральский следопыт» (октябрь 2022 года) ивдельскими исследователями приводится рассказ проводника из числа местных из книги 1899 года «Очерки Вишерского края» пермского краеведа Н.П. Белдыцкого.

«У вогул вон на том камне, Молебным зовется, моления бывают и идолы есть. Они купят на Алинском прииске (прииск купца Алина на реке Посьмак, притоке Вишеры) лошадь и заколют там. Нынче с прииска один русский идола у них украл и в Чердынь увез, они его убить хотят. В потайных местах они шайтану деньги кладут, я сам не раз находил»

Мансийский идол в руке у Юрия Юдина

Так вот, я полагаю, что на рассмотренной нами фотографии Юра Юдин держит в руке не керн - он держит в руке какую-то небольшую статуэтку. Мансийского идола (см. Фото 7 ниже).

Фото 7. На этом фото Юра в действительности держит небольшую статуэтку - мансийского идола.
Фото 7. На этом фото Юра в действительности держит небольшую статуэтку - мансийского идола.

Естественно, этот идол совсем не обязательно был золотым или серебряным - он мог быть медным или даже деревянным. Но ценность этого идола для мансей состояла вовсе не в том материале, из которого он был сделан. А в том, что он был "воплощением", "олицетворением" какого-то их "духа". Этот идол принадлежал мансийским "богам" - а потому, в глазах манси, представлял огромную "религиозную ценность".

И вот именно этот идол, как я полагаю, и стал той причиной, которая побудила группу мансей совершить свое жестокое убийство дятловцев.

Продолжение: