Предыдущая часть:
Таким образом, единственной причиной, которая могла побудить мансей совершить свое нападение на дятловцев, могла быть только уверенность мансей в том, что дятловцы похитили какого-то их идола. Того самого идола, которого Юра Юдин держит в руках в поселке Второй Северный на одном из кадров, сделанном дятловцами (до того, как с этим кадром "поработал" товарищ Иванов, заменивший идола в руках Юры на "керн" - см. Фото 1 и ссылку ниже). И чекисты, организовавшие убийство дятловцев, прекрасно это знали.
А вот дальше, вскоре после событий 1959 года, происходит нечто странное: у Анямовых появляется какой-то особо почитаемый идол Сорт-Хури-Аки - тот самый, о котором осторожно, но очень настойчиво расспрашивал Романа Анямова в своих письмах Виктор Мальцев. И этот идол Анямовых (его "хранителем" до 1975 года был Андрей Анямов) был настолько почитаемым среди мансей, что они специально приезжали в Суеватпауль и в Тресколье, чтобы покамламать этому идолу и принести ему жертвы.
Родовой идол Анямовых Сорт-Хури-Аки
Почему это странно? Потому, что у мансей было множество всяких "духов" и "богов" и соответствующих идолов. Были свои личные "боги" - их изображали небольшие тряпичные куклы. Были семейные "боги" - они "обитали" у мансей в специальных ящиках или в "священных амбарчиках", и мансюки дарили им тряпочки, монетки, а иногда "угощали" их мясом и "поили" водкой. Были родовые боги (Анямовых, Бахтияровых, Куриковых), которым манси поклонялись всем родом, и таким "богам" мансюки уже жертвовали петухов, оленей, лошадей. А идолов таких "богов" мансюки либо прятали в специальных сундуках, либо держали где-то в потаенных местах в тайге. И о местоположении таких родовых идолов мансюки иногда не рассказывали даже другим мансям.
Так, в той же книге Мальцева "Дневники экспедиций" приводится еще одно письмо от Романа Анямова (от января 1978 года), в котором Роман сообщает следующее (см. Фото 2 ниже):
"Виктор, честно сказать, у каждого манси есть свои, личные боги. Даже у некоторых тех, кто обрусели и живет в поселках, например в Няксимволе или Усть-Манье. А некоторые боятся их держать в поселках и держат в лесу...
...У старика Курикова - правда, тоже есть идолы, причем не один. А на Суевате у него только чемодан, так, для отвода глаз, а главных своих богов он держит в лесу, там же рядом у него охотничья изба. А какие именно идолы и что они из себя представляют, это я не знаю. Ведь он туда никого, даже манси, не водит - боится, что украдут шкурки соболя и пр. Манси поговаривают, что у него есть идол наполовину из железа, шлем рыцарский, сабля и меч".
Наконец, у мансей были, так сказать, общемансийские боги. И таких идолов они прятали где-нибудь в тайге, а на праздники ("Медвежий праздник", "Ильин день") у этих идолов собиралось множество мансей, из разных родов, и камлали перед таким идолом они все вместе. Многих таких богов мансюки держали у Молебного камня, и "хранителями" этих идолов были Бахтияровы: Бахтияровы считались "родом шаманов", и они не просто так издавна селились в верховьях Вижая и Тошемки, поблизости к горе Молебный камень - именно Бахтияровы присматривали за такими капищами на Молебной горе, и они же, как шаманы, проводили камлания таким идолам.
Так вот идол Сорт-Хури-Аки был родовым идолом Анямовых. Это совершенно ясно из тех писем Романа Анямова, которые я приводил ранее - именно поэтому "хранителем" этого идола мог быть только кто-то из Анямовых.
"Да старик Анямов Андрей умер, но осталась его жена...Заберет идол мой отец. Потому что никому, кроме Анямовых, этот идол держать нельзя. Так решили все манси, люди с другой фамилией боятся его держать. Они говорят моему отцу: "Ты умрешь, так у тебя зато много сыновей, хоть они будут его держать!"
Тем не менее, для того, чтобы решить дальнейшую судьбу этого родового идола Анямовых после смерти Андрея Анямова (кто будет дальше его "хранителем"), в Суеватпауль съехались мансюки из разных родов:
"О Сорт-Хури-Аки. Я писал, что он находится в Суевате, так его уже сейчас там нет. Его забрал мой отец. Правда, согласовав это со стариками. Так что попал он, так сказать, в надежные руки".
Почему же судьбу родового идола Анямовых решали не только сами Анямовы, а все мансюки? Очевидно, потому, что этот идол Анямовых был почитаемым у всех мансюков. Он был каким-то особенным - особенно чудесным и могучим. Настолько могучим, что его почитали все манси (не только Анямовы), и он как бы покровительствовал всем мансюкам (а не только Анямовым). И Роман Анямов в одном своем письме прямо об этом пишет (см. Фото 3 ниже):
"Отвечаю на третий вопрос. Виктор, нарисовать тебе Сорт-Хури-Аки я тебе не могу, потому, что он сидит в мешке из шкуры молодого лосенка. Правда, отец его иногда вынимает наполовину, но только по большим праздникам: в медвежий праздник, на Ильин день или когда приезжают много манси для поклонения ему".
То есть в Тресколье - когда "хранителем" этого идола стал Николай Васильевич Анямов, отец Романа - мансюки даже приезжали специально, чтобы поклониться этому родовому идолу Анямовых и принести ему жертвы.
Чудодейственные чекисты и коммунисты
Почему же этот родовой идол Анямовых стал таким почитаемым у всех мансюков? Почему все манси его считали каким-то особенно могучим и чудесным?
А вот именно потому и считали - что именно из-за этого идола они в 1959 году убили дятловцев. В самом деле, а как еще все это могли воспринять мансюки? В 1959 году группа мансей (в которую входил и тот самый Андрей Анямов) убила сразу девять человек - за то, что, как считали манси, они похитили у них этого идола. Редчайший случай, небывалый! Кто бы что ни говорил, но манси не совершали регулярные нападения на русских. Одного-двух еще могли грохнуть по-тихому в тайге, а тут они убили сразу девятерых русских. И не каких-то беглых заключенных, а туристов из Свердловска. При этом сами манси, конечно, понимали это так, что они выступили только орудием в руках этого бога - это не они, а этот бог обрушил на головы дятловцев свой гнев, в отмщение за то, что те посмели похитить его идола. А значит, этот бог какой-то очень могучий - если он так свирепо отомстил русским, сразу девятерым.
Но самое большое "чудо" состояло даже не в этом! Самое большое "чудо" состояло в том, что никто из мансей (если не считать Андрея Анямова-младшего, которого грохнул Семен Золотарев) при этом не пострадал! И никто из них не понес никакой ответственности за это убийство!
Разве это не чудо? Еще какое чудо! Чудо расчудесное! А значит, этот бог не только очень могучий в отмщении, но и очень благоволит мансюкам и умеет их защитить от всяких бед и неприятностей. Включая даже неприятности от советской власти (от которой мансюки, вообще говоря, ранее немало пострадали, особенно их шаманы, и о свирепости и жестокости которой они знали не понаслышке).
Ну, и? Как же после всего этого должны были относиться мансюки к этому идолу? Естественно, они решили, что он какой-то особенно могучий и чудесный! И после всей этой истории 1959 года этот родовой идол Анямовых стал почитаться всеми мансюками. Как никакой другой.
А Николай Васильевич Анямов - смекнув, какие выгоды это может принести Анямовым и ему лично - даже решил основать новый поселок, Тресколье, чтобы другим мансюкам было удобнее приезжать покамлать этому идолу ("выкупив" в 1961 году для Тресколья нужный ему участок территории у Куриковых в обмен на свои показания в суде в защиту Николая Курикова). И в этот поселок действительно очень скоро отовсюду съехались и стали селиться мансюки из разных родов - чтобы быть поближе к такому чудесному идолу. А многие манси приезжали в Тресколье специально, чтобы покамлать этому идолу - "хранителем" которого с 1975 года, после смерти Андрея Анямова, стал Николай Васильевич Анямов (см. Фото 4-6 ниже).
Представьте, что в какой-нибудь церкви висела обычная икона. А потом она вдруг начала "мироточить". А затем православные верующие, которые молились у этой иконы или к ней прикладывались, получали исцеление от каких-то болезней, им сопутствовала удача в семейных и прочих делах и т.д. Что произойдет с такой иконой? Естественно, православные верующие признают ее чудотворной! После чего ее поместят в дорогую ризу, повесят в большом соборе, и к этой иконе отовсюду потянется "православный люд". А около собора, в котором висит эта икона, вскоре, возможно, даже построят гостиницу для многочисленных паломников.
Вот и с этим идолом Анямовых произошло нечто подобное. И, естественно, убийство девяти туристов и последующее "чудесное избавление" мансей от ответственности за это убийство мансюки приписали самому этому идолу (богу, которого изображал этот идол). Они же не могли знать, что убийство дятловцев на самом деле организовали чекисты, и что манси, напавшие на дятловцев, выступили не орудием этого бога, а слепым орудием в руках советских выродков-чекистов. И они не могли признать, что избежанием ответственности за это убийство они были обязаны опять же не этому богу, а советской партийной сволочи, которая по своим причинам решила скрыть подлинные обстоятельства гибели дятловцев. Мансюки, конечно, все это приписали "высшим силам" - этому своему мансийскому идолу.
Здесь вспоминается история, когда журналисты однажды спросили известного путинского "академика" Рамзана Кадырова о том, откуда он берет такое большое количество денег на "восстановление Чечни", на строительство огромных мечетей и т.д. На что Рамзан ответил, что деньги ему дает "аллах". Мы-то понимаем, что за "аллах" дает деньги чеченцам, и имя этого "аллаха" - "Путин и чекисты". Но Рамзан и другие чеченцы, как правоверные мусульмане, конечно, приписывали этот золотой дождь, пролившийся на Чечню, Аллаху, который им, чеченцам, как-то особенно благоволил.
Вот и мансюки причиной всех этих "чудес", произошедших с ними в 1959 году, признали своих богов и этого идола Анямовых. Хотя причиной этих "чудес", в сущности, была все та же "темная сила" - советская власть, партийцы и чекисты. Сила страшная, дикая, хтоническая, обрушившаяся на Россию в 1917 году - сила гораздо более дикая, страшная и свирепая, чем любые мансийские "боги". Но сами мансюки, конечно, приписали эти "чудеса" своим богам и идолам - вот этому родовому идолу Анямовых. И поэтому этот идол Сорт-Хури-Аки стал у них после 1959 года особенно почитаемым, почитаемым всеми мансями. И поселение Тресколье, основанное в 1961 году Николаем Анямовым, возникло именно для поклонения этому идолу.
Продолжение: