Предыдущая часть:
Дамы и господа, мы продолжаем наше расследование! И прежде, чем идти дальше, мне бы хотелось ответить на один вопрос, который задали некоторые читатели в комментариях: а зачем сталинско-бериевские чекисты организовали это убийство дятловцев? Чтобы что? Чего, вообще говоря, они хотели этим добиться?
Это хороший, правильный вопрос. Вопрос по существу. И ранее я на него уже неоднократно отвечал в комментариях. Но поскольку в последнее время появилось много новых подписчиков и читателей, я отвечу на него снова.
Зачем сталинско-бериевские чекисты организовали убийство дятловцев?
Дело в том, что в этой истории с убийством дятловцев присутствует "политика". Что такое политика? Политика - это все, что связано с властью и с борьбой за власть. И поэтому для того, чтобы понять, зачем сталинско-бериевские чекисты организовали убийство дятловцев, нужно достаточно хорошо знать "советскую историю" (подлинную историю, а не выдуманную "советскими историками"). И нужно понимать, как была устроена советская "политическая система".
Так вот, среди большевиков, в этой секте радикальных марксистов из Коммунистического Интернационала, с самого момента захвата ими власти в России в октябре 1917 года шла нешуточная борьба за власть.
А при Джугашвили, как известно, эта борьба за власть приняла весьма кровавые формы. Сначала Джугашвили уничтожил почти всех "старых большевиков", из "ленинской гвардии". Потом этот "замечательный грузин" уничтожил практически всю верхушку большевицкой "красной армии" - начиная с трех из пяти недавно назначенных большевицких "маршалов" и заканчивая "комдивами" (командирами дивизий). А затем он уничтожил и значительную часть чекистов "первого призыва" (я уверен, что если бы Феликс Эдмундович дожил до 1937-38 года, товарищ Джугашвили непременно уничтожил бы и его тоже, как "врага народа" и "польско-английского шпиона" - культ Дзержинского как железного "лыцаря революции" чекисты создали значительно позже, уже в 1960-е годы).
После смерти Джугашвили в марте 1953 года эта борьба за власть среди всей этой советской партийно-чекистской людоедской сволочи вновь резко обострилась. И в 1953 году, сразу после смерти Сталина, чекисты во главе с Берией предприняли попытку осуществить "тихий государственный переворот" - попытавшись отстранить Партию от всех ключевых рычагов власти и управления страной.
Партии (партийной номенклатуре) во главе с Хрущевым это, конечно, сильно не понравилось, и они предприняли свои "контрмеры". И в результате в декабре 1953 года Партия и Хрущев, при поддержке армии и маршала Жукова, уничтожили Берию и всю верхушку чекистов (см. Фото 1-5 ниже).
Но и после этого борьба за власть над страной между Партией и чекистами, конечно, не закончилась. Хрущев чекистов терпеть не мог: он прекрасно понимал, какую угрозу для власти Партии (и его самого) представляет могущественная чекистская мафия. И в эти годы, в 1950-е, многие сталинско-бериевские палачи-чекисты были сняты со своих должностей, отправлены на досрочную пенсию, а кое-кого тихо "поставили к стенке". Кроме того, Партия и Хрущев, стремясь уменьшить власть и влияние чекистов в стране, разделили ЧеКу на два отдельных ведомства - МВД и КГБ. В 1954 году управление ГУЛАГом было передано в МВД, а во главе КГБ Хрущев поставил своих ставленников (сначала Серова, потом Шелепина). И всю деятельность чекистов Партия и Хрущев постарались поставить под жесткий контроль партийных и прокурорских органов.
А что же чекисты? Чекисты, конечно, тоже не сидели сложа руки! И несмотря на все попытки Партии и Хрущева ограничить их власть и поставить их деятельность под свой контроль, чекистская мафия оставалась по-прежнему весьма могущественной, и она вела свою контригру против Партии и Хрущева - стремясь не только сохранить свою власть и влияние в стране, но и по возможности их расширить. Задачей-минимум для чекистов было добиться отстранения от власти столь ненавистного для них "Никитки". А задачей-максимум - отстранить от власти всю Партию, чтобы править страной самим. В 1953 году, сразу после смерти Сталина, у них это не получилось, но чекисты по-прежнему мечтали о власти над всей страной, и они пытались этого добиться и дальше (только уже несколько другими методами).
Так вот, организация сталинско-бериевскими чекистами убийства дятловцев как раз и стала "проявлением" этой борьбы за власть над страной между Партией и чекистами. Убийство дятловцев было политическим - это была политическая провокация чекистов, направленная против Партии и Хрущева. Увы, но политические провокации (порой довольно кровавые) - это также один из методов борьбы за власть.
Политико-идеологическая провокация против Партии и Хрущева
В чем же состоял "смысл" этой провокации? Иначе говоря, каким же образом убийство дятловцев могло нанести удар по авторитету и по власти Партии и Хрущева? Для того, чтобы это понять, опять же нужно хорошо знать особенности советской политической системы того времени. В частности, понимать, какую роль в Совдепии, в советской политической системе, играла идеология.
А идеология (марксистско-ленинская, коммунистическая, идеология т.н. "научного коммунизма") в Совдепии играла колоссальную роль. Вся власть большевиков (а позднее Партии) зиждилась на двух основаниях: на марксистской идеологии (и соответствующей пропаганде и агитации) и на тотальном насилии. И поэтому партийной (коммунистической) идеологией была пронизана вся Совдепия, сверху донизу. Эту советскую идеологию коммунисты вдалбливали "советским людям" в головы с самого детства и до глубокой старости. Начиная с октябрят и пионерии. Этой идеологией были пропитаны все советские "трудовые коллективы" и все "советское общество". Этой идеологией была пропитана вся т.н. "советская культура"- советские фильмы, книги, учебники. И, конечно, эта советская идеология звучала со всех трибун комсомольских собраний и партийных съездов.
И советская политика - как внешняя, так и внутренняя - также была чрезвычайно идеологизирована. Включая, конечно, "национальный вопрос" и "религиозный вопрос". И поэтому "национальный" и "религиозный" вопросы в Совдепии, в рамках этой советской, насквозь идеологизированной, политической системы, были вопросами очень болезненными для Партии и для всей партийной системы.
И вот именно в эту "болезненную точку" чекисты и попытались ударить, организовав убийство дятловцев. Чтобы нанести удар по всей советской официальной идеологии того времени. А тем самым - нанести удар по Партии и Хрущеву. Убийство дятловцев - это была политико-идеологическая провокация, призванная пошатнуть, ослабить власть и авторитет Партии и Хрущева.
И поэтому здесь важно понимать два момента. Во-первых, чекисты, в рамках этой политической провокации против Партии и Хрущева, могли организовать убийство и какой-нибудь другой туристической группы из Свердловска, не обязательно группы Дятлова. У дятловцев никакой вины перед чекистами не было. Они не были какими-то "шпионами" или "диверсантами" - все это полная чушь, конечно. Они были обычными, нормальными ребятами. Конечно, они к советскому строю того времени относились весьма критически, но тогда многие "советские граждане" (особенно из числа "советской интеллигенции") к советским реалиям относились весьма критически, и дятловцы вовсе не были какими-то "диссидентами". Нет, в целом они были вполне лояльны советской стране и существующему советскому строю, и среди них даже были комсомольцы, а Семен Золотарева не только был "ветераном ВОВы", но и членом КПСС. И вся "вина" дятловцев перед чекистами состояла только в том, что чекисты по некоторым причинам (я сейчас на этих причинах не буду останавливаться) для своей политической провокации выбрали именно их. Могли выбрать и какую-то другую группу, но выбрали именно эту.
А во-вторых, важно понимать, что чекистам было нужно не просто убить дятловцев - им было нужно, чтобы это обязательно сделали манси, и обязательно по "религиозным причинам". При желании чекисты могли убить дятловцев (всех или кого-то из них) и сами. Или могли организовать убийство дятловцев руками каких-нибудь "уголовников" или "беглых заключенных". Но в таком случае это убийство не имело бы никакого политического смысла. Да, это было бы громкое, шокирующее преступление, но преступление чисто "криминальное".
Такие громкие преступления иногда случались в Совдепии. Так, в том же Свердловске в 1964 году была убита семья Ахимблит из шести человек и еще один человек. И тогда это дело также взяли под контроль в Москве, и из Москвы даже прибыла следственная группа. В расследовании этого убийства, кстати, принимал участие и Владимир Коротаев - он к тому времени уже перевелся из Ивделя в Свердловск и работал следователем в Свердловской прокуратуре. И это дело очень быстро раскрыли - обычная уголовщина, с целью ограбления.
Поэтому если бы чекисты организовали убийство дятловцев руками каких-нибудь уголовников - это убийство так и осталось бы просто громким, шокирующем, но чисто уголовным преступлением. А вот когда дятловцев убили манси, да еще по "религиозным причинам" - то это убийство уже переставало быть просто чисто "криминальным преступлением". Нет, здесь уже затрагивался "национальный вопрос". И уже присутствовал "религиозный вопрос". И поэтому это убийство уже приобретало, в силу указанных выше особенностей Совдепии, политическое и идеологическое звучание. То есть превращалось в политическую и идеологическую провокацию против Партии и Хрущева.
Конечно, это было далеко не первое и далеко не единственное политическое убийство, которое осуществили (или организовали) сталинско-бериевские чекисты. Политическими убийствами советские чекисты занимались на протяжении всей своей истории. Так, ранее я уже рассказывал о другом громком политическом убийстве, которое совершили сталинско-бериевские чекисты - об убийстве советского театрального деятеля Михоэлса и его товарища Голубова в 1948 году (см. ссылку ниже - это убийство, косвенным образом, связано с нашей историей). И особенность убийства дятловцев состояла лишь в том, что на этот раз чекисты организовали это убийство не по поручению Партии и Правительства, а против Партии и Хрущева, в рамках политической борьбы за власть над страной.
В общем, для того, чтобы понимать, зачем чекисты организовали это убийство - нужно хорошо понимать не только "политический контекст" того времени, но и понимать, как был устроен политический строй Совдепии. И этот "политический аспект" в этой истории я обязательно разберу более подробно, но несколько позже. Почему Партия и Хрущев уничтожили Берию и всю верхушку чекистов в 1953 году? Почему Партия и Хрущев пошли на "развенчание культа Сталина"? Кто и почему пытался отстранить Хрущева от власти в июне 1957 года? И кто и почему все-таки отстранил его от власти в 1964 году?
И когда мы рассмотрим все эти вопросы - станет более ясным и смысл этой чекистской провокации против Хрущева. Как станет также ясно, почему Партия и Хрущев пошли на такие чрезвычайные меры, чтобы скрыть правду о гибели дятловцев. То есть почему они решили организовать инсценировку на перевале под заранее принятую версию "замерзания" дятловцев (эту версию - "замерзания" дятловцев в результате сильного урагана - партийная комиссия озвучила уже 8 марта, см. ссылку ниже). И почему товарищ Иванов, "по поручению Партии и Правительства", занимался фальсификацией этого уголовного дела (на основе инсценировки "картины замерзания" на перевале).
И станет понятно, почему и сегодня власти РФ постоянно "мутят воду" вокруг этой истории, и почему они до сих пор скрывают правду о гибели дятловцев (см. ссылку ниже). Здесь замешана политика, господа! А там, где присутствует политика - там всегда все очень "непросто" и довольно "мутно"!
Но обо всем этом, повторюсь, мы подробнее поговорим несколько позже. А пока, уважаемые читатели, нам нужно постараться максимально прояснить все детали этой жуткой чекистской "спецоперации"-провокации. То есть постараться понять, каким же образом сталинско-бериевским чекистам, через свою агентуру Ивдельлага, удалось спровоцировать мансей на это преступление.
Дятловцы в Вижае
И поэтому, уважаемые читатели, мы снова возвращаемся в Вижай, куда дятловцы, вместе с группой Блинова, прибыли на автобусе из Ивделя 25 января 1959 года (см. Фото 8 ниже). Так как именно в Вижае эта чекистская "спецоперация" по организации убийства дятловцев, так сказать, "вошла в свою активную фазу". И именно в Вижае чекисты, через свою агентуру Ивдельлага, вмешались в события, происходившие с дятловцами, уже самым прямым и непосредственным образом.
Так что по каким-то непонятным причинам уже в Вижае, в самом начале своего похода, Игорь Дятлов радикально меняет план начального маршрута и тем самым отказывается от 3-й (высшей) категории сложности похода и "переводит" свой поход в более низкую 2-ю (или даже 1-ю) категорию сложности.
Мог ли Игорь Дятлов (с другими дятловцами) пойти на такой шаг добровольно? Ну, просто для того, чтобы "прокатиться с ветерком" на машине, чтобы "сэкономить силы" и т.д.? Я убежден, что нет. Я абсолютно убежден, что добровольно Игорь Дятлов не стал бы уже в Вижае, в самом начале похода, менять свой план похода и тем самым отказываться от 3-й категории сложности похода. Объясню, почему.
Продолжение: