Слово «кадрирование» часто используют в двух случаях: когда говорят о построении кадра при съёмки и когда речь идёт о том, чтобы обрезать уже готовую фотографию. В любом случае кадрирование используют, чтобы построить хорошую композицию и сделать снимок интереснее. Об основных правилах кадрирования и случаях, когда их можно смело нарушать, читайте в этом материале.
Кадрируя, мы выбираем, что окажется в пределах границ нашего снимка, а что останется за кадром. У кадрирования две основных задачи: получить удачную композицию и убрать из кадра то, чему там не место: например, при съёмке в городе это могут быть некрасивые урны или случайные прохожие.
Кадрирование фотографии в процессе съёмки
Вообще лучше всегда делать на съёмке всё, что может быть сделано на съёмке, в том числе делать плюс-минус правильное кадрирование. Но не всегда это реально. Например, при фотографировании динамичного спорта (плавания, автогонок) не всегда есть возможность подойти достаточно близко, а главные действующие лица иногда передвигаются очень непредсказуемо.
В зависимости от того, какой объектив используется при съёмке, процесс построения кадра и кадрирования будет несколько различаться. Если это зум (объектив с переменным фокусным расстоянием), приближать изображение можно с помощью кольца. Помните о том, что при зуммировании будет меняться не только крупность, но и перспектива в кадре. В случае с объективами-фиксами для кадрирования придётся ногами подходить к сцене ближе.
Подробнее о том, чем отличаются фикс-объективы от зум-объективов, читайте в этом материале.
Также лучше снимать сразу чисто, если речь идёт о съёмке видео, поскольку у него по умолчанию разрешение меньше. Да и в случае с ним процесс кадрирования сложнее. Подробнее об особенностях кадрирования видео читайте здесь.
Если планируется кадрирование видео стоит ставить максимальное разрешение, которое камера может себе позволить (4К или 8К).
Кадрирование на постобработке: принципы и правила
Для кадрирования уже готового снимка нам понадобится графический редактор. Подборку удобных программ для ПК вы найдёте здесь, лучшие приложения для смартфонов — здесь.
Не режьте по суставам, не отрезайте подбородки
Что касается кадрирования портретов, стоит начать с базового фундаментального правила: нельзя резать по суставам — край кадра не должен проходить через локти и колени. Есть наработанные поколениями удачные варианты кадрирования:
Для сравнения посмотрим, что будет, если всё-таки попробовать резать по суставам.
Не кадрируйте слишком сильно
Второй важный момент, касающийся кадрирования на постобработке — не перестараться. Если отрезать край кадра, в который влезла некрасивая урна, проблем не будет точно. Если пытаться сделать крупный портрет из сверхростового, легко получить вот такую картинку:
Бесконечно укрупняться не получится, поскольку у разрешения любой фотографии есть предел — какую бы камеру вы не использовали, количество пикселей на снимке всё равно будет конечно. Поэтому, если вам нужны крупные портреты, лучше сразу снимать их крупно (в крайнем случае — в пояс), а не рассчитывать потом вырезать удачный кусок на постобработке.
То, насколько сильно можно обрезать фотографию, не получая подобных проблем, в первую очередь зависит от размера матрицы фотоаппарата и как следствие размера кадра в пикселях.
Камеры с разрешением в 60 Мп позволяют меньше бояться подобного кадрирования. Также можно использовать при съёмке режим высокого разрешения, который поддерживает большинство современных беззеркалок. При кадрировании важно учитывать, как будет использоваться готовый снимок: картинка для соцсетей может быть размером 2000 пикселей по длинный, в случае, если изображение будет печататься, лучше использовать варианты хотя бы в 4000 точек. Подробнее о предпечатной подготовке фотографий читайте здесь.
Убирайте из кадра всё лишнее
С помощью кадрирования можно сделать картинку лучше, просто обрезав с края кадра что-либо что отвлекает внимание от главных героев или объектов. Сравним два варианта одной картинки ниже:
Это тот самый случай, когда нужно резать, не задумываясь.
Обращайте внимание на композицию
Подрезая фотографию, смотрите не только на урны и всякие ненужные объекты по краям. С помощью кадрирования можно существенно улучшить композицию снимка. А можно наоборот её испортить.
Посмотрим на фотографию ниже, и разницу в композиции с кадрирующей рамкой и без неё.
Исходный кадр хорош, но скучноват — главный герой стоит в центре, за его спиной много ничем не занятого неинтересного пространства. Подрезая фотографию с одного края, мы благодаря правилу третей акцентируем внимание на человеке. Что ещё важно — слева мы оставляем пространство для взгляда героя, создавая ведущую через кадр линию.
Меняйте соотношение сторон и угол поворота кадра
Бывает, что снимешь горизонтальный кадр, а ему очень к лицу быть вертикальным. Или наоборот. Не стоит бояться менять соотношение сторон. Главное помнить о правиле номер 2 и не перестараться, чтобы изображение не потеряло качество.
Также иногда бывает очень полезно при кадрировании немного наклонить кадр — например, этим часто пользуются, когда нужно выровнять горизонт или вертикали.
О том, почему важно, чтобы вертикальные и горизонтальные линии были именно вертикальными и горизонтальными и какие бывают способы этого добиться, читайте здесь.
Не бойтесь нарушать правила
Эта шпаргалка будет очень полезна для начинающих, которые учатся правильно строить и заполнять кадр. Но не всегда стоит их железобетонно соблюдать, если у вас уже есть определённый опыт и насмотренность. Взглянем на этот кадр с фотосессии Энн Хэтэуэй, сделанный Энни Лейбовиц для Vogue.
Несмотря на то, что в этом снимке как будто есть ошибки (края кадра по колену и локтю, срезанная часть руки сверху), он смотрится максимально гармонично и в целом, и композиционно. Линии тела образуют очень красивую диагональ из одного угла кадра в другой.
Поэтому не стоит относиться к правилам кадрирования и законам композиции, как к уголовному кодексу. Их можно и иногда нужно нарушать, чтобы получать впечатляющие результаты.