Мне уже много лет. Настолько много, что я ещё помню времена, когда разрешение на заготовку дров в лесу можно было оформить буквально за час. И даже оплату произвести непосредственно в лесничестве.
На руки гражданину выдавался один небольшой листок-ордер на мелкий отпуск леса. Но бюрократические советские времена закончились, и началось неуклонное увеличение расхода бумаги. Нынче разрешительные документы - это уже довольно увесистая стопка бумаг.
Новый виток бумаготворчества начинается после приёмки лесосеки. Уборка порубочных остатков часто производится не в полном объёме, за что гражданина по решению суда штрафуют. Сумма штрафа небольшая, но нервов стоит.
Казалось бы, куда уж дальше? Но, видимо, предела совершенству нет. И граждан, которые заплатили штраф за неочистку, опять тянут в суд, чтобы в судебном порядке обязать их очистить лесосеку площадью аж в 10 соток. Это несмотря на то, что в договоре купли-продажи есть пункт, где сказано что оплата неустоек (штрафов) не освобождает гражданина от выполнения обязательств по договору. То есть достаточно обычного предписания.
Думается мне, что после такой тягомотины у людей напрочь отпадёт желание официально работать в лесу.
Такая, казалось бы, частная ситуация имеет дальние последствия. Во-первых, труд в лесу - это часть нашей культуры. Отец учит сына работать с топором, пилой, мать с дочкой в это время собирают грибы-ягоды. В общем, это укрепления семейных устоев и приобщение детей к рациональному природопользованию.
Второй аспект - экономический. Гражданин, которого изрядно помутузили в судах, не купит лес на корню, не заплатит установленную плату в бюджет. Дрова он купит, причём, вероятнее всего, у лесорубов нелегальных. Не замерзать же зимой.
И третий существенный момент - политический. Большой вопрос, проголосует ли гражданин после таких мытарств за действующую власть? Меня поражает, как эффективно государевы люди гадят этой самой власти. Наверное, это происходит не по злому умыслу. И люди в госорганах работают умные. А вот поди ж ты, что касается леса, всякий раз лоб расшибают.
Году эдак в 90-м я зашёл в лесничество и стал свидетелем такого разговора. Житель Раздолинска обратился с просьбой к лесничему Н. Е. Якушевской:
- Нина Ефимовна, выпишите мне дров.
- Так ты же в пятиэтажке живёшь.
- А у меня на даче баня.
И Нина Ефимовна без дальнейших вопросов оформила надлежащие документы. Это я к тому, что в те времена и дрова, и деловая древесина были для населения гораздо доступнее, нежели сейчас. Хотя тогда не было указа губернатора, как, впрочем, не было и самого губернатора, не было соответствующих статей в Лесном кодексе.
Может, кое-что из советского прошлого и сегодня стоит использовать? Начать бы с восстановления штата лесничества. Тогда и реального контроля будет больше, и бумажной волокиты поменьше.
Меня могут упрекнуть, что я защищаю людей, которые нарушают условия договора. Всё не так однозначно. Иначе гружёный транспорт просто утонет в грязи. Так что в договоре следовало бы предусмотреть разные способы очистки.
Обо всём этом детально написано в приказе Минприроды под номером 23. Более того, на всех влажных почвах, на всех суглинистых почвах трелёвка древесины в летний период допускается только по волокам, укреплённым порубочными остатками. Пункт восемь приложения N 1 одним из способов очистки мест рубок как раз и предусматривает укладку порубочных остатков на волоках.
Далее указано что способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно. Типовой договор купли-продажи позволяет применять способы очистки, предусмотренные приказом Минприроды номер 23.
Остаётся только напомнить, что вышеупомянутый приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ. И всем участникам лесных отношений следует заглянуть в этот приказ хотя бы краем глаза. А ещё лучше - исполнить. И тогда у судей не будет административных дел, которые яйца выеденного не стоят, а в обществе не будет напряжённости из-за недостатка дров.
Александр ЕРМАКОВ.
п. Раздолинск,
Мотыгинский район Красноярского края.
1