108K подписчиков

Одинокая старость

24K прочитали

Из окна маленького деревенского домика была видна строительная площадка, буквально за 500 метров от последних жилых домов их пригородного поселка Прилучино. По весне двое, мужчина и женщина, с папками в руках обошли все дома в поселке и сообщили, что в ближайшие 7- 8 месяцев их дома снесут, а им предоставят квартиры в новых многоэтажных домах.

Из окна маленького деревенского домика была видна строительная площадка, буквально за 500 метров от последних жилых домов их пригородного поселка Прилучино.

Кто-то из соседей плакал, кто-то радовался. А вот ей, Степаниде Яковлевне, было все равно, она хотела умереть до это момента, но Бог смерти не давал, а время переезда все приближалось и приближалось.

Всё ближе и ближе к ее родовому гнезду продвигалась к поселку “цивилизация”, и ей было страшно от неизвестности. Вот уже который раз набирала она на своём маленьком телефончике номер, который когда-то оставила ее покойная дочь – номер внука Саши, но он не отвечал. И вряд ли теперь она сможет найти внука, ведь баба Стеша даже не знает, куда и обратиться, в поселке не осталось никаких органов власти, да, собственно, и поселка, как такового уже не было, просто стоящие в ряд дома, в которых уже почти нет жителей, всех забрали заботливые родственники.

Последних жителей Прилучино вот-вот тоже должны были забрать, ведь остались только одни пенсионеры, а она, Степанида, даже не знает, кто её отсюда заберет. Кроме внука больше некому.

– Ведь мне уже восемьдесят третий год пошел, что я могу сделать, может придется скоро оставаться здесь одной, весь даже магазин скоро закроют, и как я тут буду. А потом все равно нужно будет куда-то деваться.

Ей было страшно. Единственным человеком, кто ей сочувствовал и всегда помогал, было Дашенька – продавщица в поселковом магазине, она давно предлагала:

– Баба Стеша, давайте я вас к маме Сосновку перевезу, она не против, я с ней разговаривала.
– Ну что ты, Дашенька, зачем я твоей маме, ей ведь самой под 70.
– Пока шестьдесят семь, но она еще крепкая. А то ведь ещё в дом престарелых могут вас могут отправить, коль узнают, что у вас нет родственников, а вы сами не в состоянии переехать и оформить квартиру. Да и вообще будет ли о вас кто беспокоиться. Вы разве сможете одна-то, а так бы переехали, да и дожили бы с мамой в доме, как вам привычно.
– Ответь, Даша, ты можешь мне помочь оформить эту квартиру?
– Конечно, могу, не я, так моя дочь, – в голосе Даши звучала уверенность, – но это не все, вы представьте сколько в неё надо вложить денег. Там же кроме стен ничего не будет. Но даже, если там и будет на счастье жителей Прилучино, стоять унитаз и ванна, то нужны будут и обои, и линолеум. А также обязательно нужно будет купить потом счётчики на воду и газ, да еще заплатить за то, чтобы поставить их, и это я не все перечислила, еще много чего наберется. Да плюс хождение по муками при ее оформлении. Вот Федотовы и Масловы, которых первыми переселили, они до сих пор этим занимаются, и говорят, что конца и не видно, ведь на все сразу денег не напасешься. А вы, баба Стеша, просто не сможете.
– Господи, да забери ты меня к себе, зажилась я на белом свете. Что же мне теперь делать?
– Ну зачем, же так расстраиваться, давайте я с дочкой своей поговорю, она отведет вас к нотариусу, он сделает на ее имя доверенность, по этой доверенности она и будет оформлять вам квартиру. Вот спросите у Акимовых, их внучка всё так и делала, теперь уже почти всё готово, а они на внучку и завещание составили у того же нотариуса. а она, внучка-то, их пока тоже к мужниной родне в соседний район отправила, пока ремонт в квартире делают, они же попали в первую очередь, а вы в третьей, по-моему, как и мы, да и наша очередь того и гляди подойдет.
– И куда я тогда?
– Баба Стеша, я же от от всего сердца вам хочу помочь. Я понимаю, что вы боитесь, но ведь у вас всё через нотариуса будет. Дочь-то будет по этой бумажке действовать. А к нотариусу вы с ней вместе пойдёте. Правда там платить надо какую-то сумму, если у вас пока денег нет, то моя Вера и заплатит, там не очень много надо. Даша, так ты у мамы сначала спроси, может она передумала.

Вспоминая этот разговор, Степанида Яковлевна, сидя у окна, думала о прошедшей как-то слишком быстро жизни, о том, как она почти в одночасье осталась одна. Сначала умер муж, потом скоропостижно скончалась дочь, оставив ей внука, которому хоть и исполнилось к тому времени тридцать лет, но был он непутевый, пил и не хотел работать. Последней умерла младшая сестра, у которой никогда не было детей и она жила с ними здесь, в родительском доме. А внук… Уехал на заработки, да вот уж лет пять о нем ни слуху, ни духу. Да не знает она про него ничего, может поумнел, женился, да детишек завел.

Вдруг Степанида Яковлевна увидела что, мимо дома идёт их бывший участковый, она крикнула в окно:

– Миша,Миша, погоди.
Тот, увидев её в окне, направился к калитке а Степанида Яковлевна засеменила к нему навстречу.
– Миша, помоги старушке советом, подскажи мне, милый, как быть, ты же понимаешь, что я не смогу сама переехать отсюда.
– Ну да, понимаю, баба Стеша, мне и то канительно, а про вас и говорить нечего, неужели у вас вообще родственников никаких нет.
– Есть только телефон, да и тот не отвечает. А кроме него никому и не звонила давно, только соседке, а она теперь в другой город переехала, к детям, и тоже не отвечает. Мне этот телефон и ни к чему теперь, только плачу за него.
– А ну-ка, дайте мне его номер, попробую узнать что-нибудь про вашего внука.
Старушка подала ему своой маленький старый телефончик.
– Э-э-э, баба Стеша, так он у вас неправильный, одной цифры не хватает, так что вряд ли я могу помочь, лучше назовите его имя, фамилию, отчество и год рождения.
– Помню, что 12 июня, а год рождения не помню, – сказала Степанида Яковлевна и назвала внука, – Смирнов Александр Сергеевич.
– Да, бабуля, с такой фамилией я его вряд ли найду, но попробую..
– А вот ещё, что я спросить хотела, мне тут Дашенька предлагает помощь, говорит дочка её сводит меня к нотариусу, а потом по какой-то бумажке будет квартиру оформлять на меня.
– А вот это Даша дело говорит, так можно. Только вот, что вы с этой квартирой делать будете, ведь, чтобы её до ума довести куча денег понадобится.

Баба Стеша заплакала:

– Что же мне делать?
– Оформляйте ее через нотариуса, а потом можно будет её продать и купить другую, в старом доме, можно подобрать маленькую, да с ремонтом. Вот такой мне вам сказ.
– Ну что же, Миша, убедил. Придется людям кланяться, а я ведь не привыкшая, сама всю жизнь все вопросы решала. А теперь… – и она опять заплакала.
– Да не переживайте, Степанида Яковлевна, все, кто сейчас получает, довольны, никого не обманули, и народ уже приступил к отделке.

Старушка не спала всю ночь, переживала и за внука Сашу, что его уже не найдёт, и боялась, что с квартирой ничего не получится, и останется она на улице. И было страшно от одиночества, от безысходности. Но к утру всё же она уснула.

Утро принесло ей облегчение. Но тут пришла соседка и стала рассказывать, как она ходила смотреть на свою будущую квартиру:

– Захожу, а там голые серые стены, никаких тебе обоев, и пол бетонный, они хвалятся мол стяжку сделали, что вам ещё надо. Я там знаю, что это за стяжка, вы мне доски положите, как у меня дома было. А они ржать надо мной стали. И все: туалет пустой, ванны нет. И где надо столько денег набрать? А ведь скоро наша очередь наступит. Степанида Яковлевна слушала ее и убеждалась ещё раз, что без помощи она не обойдётся.
– Вот сейчас магазин закроют и даже тебя, Дашенька, я не найду, – думала она, провожая соседку.

Она решила бежать магазин.

Даша, заплаканная и хмурая, стояла за прилавком в магазине, в нем было пусто.

– Баба Стеша, сказали что закрывать магазин будут, и где мне теперь работать, ума не приложу.
– Но вот, а я тут со своей бедой, – и Степанида опять заплакала.
– Да не плачьте вы, я с мамой еще раз поговорила, она согласна, хоть завтра переезжайте. А теперь я работать не буду, и сама могу с вами и к нотариусу идти, и потом по всем инстанциям. Я тут уже всё узнала, как и что делать и в каком порядке. Думаю, мы быстро всё оформим.
–Даша, я тут с Михаилом разговаривала, участковым нашим, он сказал, что внука я не найду, ведь телефон у него неправильный. Видно на этом свете осталась я одна.

Она расплакалась уже не на шутку.

– Давайте-ка мужу скажу и перевезём мы вас потихоньку в Сосновку, мне сказали в три дня сдать весь этот товар и закрываться.

А через день Степанида Яковлевна уже знакомилась с мамой Даши Валентиной Ивановной, она была статной женщиной, выглядящей моложе своих, лет улыбчивой и энергичной. Бабе Стеше выделили отдельную комнатку, светлую, с красивыми занавесками. Мужчины, помогавшие Геннадию, мужу Даши, занесли её мебель: привезенную из дома кровать, небольшой старинный комод и шкаф, и еще она забрала старую, но очень хорошую швейную машинку и два старинных резных стула. И больше ничего, кроме ее личных вещей и остатков продуктов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ