Найти тему
Cat_Cat

История жизни шевалье де Сенгальта, написанная Джакомо Казановой

Чем всем нам известен Казанова? Да точно как неутомимый обольститель и любимец женщин, живший на пожертвования от временных и постоянных благодетелей. По всей Европе он втирался в доверие, предлагал прожекты, обыгрывал в карты, кидал на деньги и заводил романы. Казанова был одним из многих авантюристов XVIII в., и его бурная жизнь не раз становилась объектом для описания в книгах и фильмах. Одно из таких повествований заслуживает особого внимания, ведь оно написано самим авантюристом и известно под названиями «История жизни Жака Казановы, шевалье де Сенгальта» и «История моей жизни».

Обложка первого издания мемуаров
Обложка первого издания мемуаров

Мемуары Казановы содержат описание его жизни с восьмилетнего возраста и заканчиваются в 1774 г. когда активная часть жизни авантюриста закончилась. После околофилософского предисловия и описания генеалогии персонажа читатель узнаёт, что Казанова родился в 1725 г. в Венеции в семье актёров. И с этого акта началась его бурная биография. После получения степени доктора канонического (церковного) права в Падуанском университете в 1742 г. его покровитель аббата Гримани старался организовать его карьеру в церкви. Казанову ждали непродолжительная работа проповедником, потом после скандала с долгами и долговой тюрьмы он по протекции отправился в Калабрийскую епархию на юге Италии, но там не задержался и остался в Риме, став секретарём влиятельного кардинала. Но после скандала, когда Казанова укрыл у себя пару любовников, бывших его соседями, на его нахождении в Папской области и дальнейшей карьере был поставлен крест. После этого Казанова вступил на службу в венецианскую армию, купив офицерский патент (получение офицерского чина с должностью за деньги было законным во многих государствах Европы в это время). Карьера в армии состояла из нахождения в гарнизоне на острове Корфу, игра в карты с офицерами с переменным успехом и поездки с поручениями, из которых выделяется посещение Константинополя в 1744 г. Но после ссоры с сослуживцами и дезертирства военная карьера также оказалась закончена.

После этого Казанова уже больше не имел определённой профессии и скитался по Европе, живя на средства от карточных игр и содержание от покровителей. Дворцы Парижа, Мадрида, германских княжеств, итальянских государств, Петербурга, Лондона и прочих столиц открывали перед ним свои двери. Обладая недюжинными актёрскими талантами, знаниями и практическими умениями в областях поэзии, астрономии и астрологии, медицины (их доводилось успешно применять на практике) математики, каббалы и других, зная латинский, греческий, французский, древнееврейский, немного испанский, английский и немецкий языки Казанова производил впечатление на свет. В Валенсии он пишет либретто для итальянской оперы. У Екатерины II появляется в качестве реформатора календаря и ученого-астронома, в Курляндии, быстро сымпровизировав роль специалиста, осматривает рудники, в Испании предлагает прожекты передела земли. А во Франции пытается даже организовать текстильную фабрику! Под видом налаживания связей между масонскими ложами Италии авантюрист собирал сведения для Республики Святого Марка. Туда, домой, в Венецию, Казанова возвращался три раза. Один раз его изгнали за хранение оккультной литературы, последний раз он уехал уже в преклонные годы, а в 1756 г. авантюрист совершил дерзкий побег из тюрьмы Дворца дожей. Казанова, верный коллега графа Калиостро и Сен-Жермена по опасному бизнесу, был одним их тех, кто, по красноречивой оценке Стефана Цвейга, подкупает суеверных составлением гороскопов, доверчивых - проектами, игроков - краплеными картами, наивных - светской элегантностью - и все это под шуршащими складками, под непроницаемым покровом необычайности и тайны - неразгаданной и благодаря этому вдвойне интересной.

Предполагаемый портрет Казановы, приписываемый художнику Франческо Наричи
Предполагаемый портрет Казановы, приписываемый художнику Франческо Наричи

Но Казанова остался непревзойдённым лишь в области романтических взаимоотношений, которые были описаны в мемуарах бурными красками и красивыми эвфемизмами в духе XVIII в. Существует мнение, что у авантюриста было 122 романа за 39 лет, и оно недалеко от истины, ведь в автобиографии волнующий интерес к противоположному полу фиксируется у героя в нежном возрасте 11 лет, а ночь на ложе Амура в 16. После этого счёт связей Казановы не прекращается, ведь он умудряется находить объект влечения везде, где бы он не оказался – на пассажирском корабле, на карантине, будучи кардинальским секретарём в сане аббата, не говоря уж о дворцах европейских столиц. Амурные приключения Казановы становятся параллельными ветками сюжета, имеющими в каждой главе завязку, кульминацию и развязку. Они, как и вся книга, написаны живым красивым языком, за ними интересно наблюдать.

Можно ли считать столь известного персонажа положительным героем, впечатлившись «Историей моей жизни» и свидетельствами современников? Точно нет. По отношению к своим авантюрным прожектам он писал, что надуть дурака значит отомстить за разум. Были женщины, готовые связать жизнь с авантюристом, которые оставлялись им из-за изменения обстоятельств. Свои дела, как следует из предисловия, Казанова считал правильными и не сожалел о них.

Философия Казановы стстояла в риске и испытании Фортуны: «Единственная система, которой я придерживался, если таковая существует, состояла в том, чтобы идти туда, куда ветер дует» - писал он в мемуарах – «Чувствуя себя рожденным для пола, противоположного моему, я всегда его любил, и я стремился всегда любить его, как только мог. Мне также нравился хороший стол, переезды и, страстным образом, всё, пробуждающее любопытство». Стефан Цвейг в своём эссе замечал, что к Казанове нельзя применить какой-либо характер – он жил моментом, пытаясь достичь максимальной выгоды для себя, иногда решаясь на достаточно рискованные шаги (например на тщательную подготовку побега из тюрьмы).

Исходя из этого судьба Казановы была закономерна – колесить по Европе, пользуясь своими интеллектуальными и физическими талантами, невозможно всю жизнь, ведь время не стоит на месте. В 1764 – 1765 гг. он потерпел в Лондоне поражение на амурном фронте и получил очередное вечерическое заболевание. С этого времени успешность его прожектов упала, а самого авантюриста выдворяли из столиц. Казанова стал жить от благодетеля до благодетеля. Последний его покровитель, граф фон Вальдштейн, поселил его в замке Дукс на территории совр. Чехии на должности библиотекаря. Там Казанова, мучаясь от скуки, застарелых болезней и неаккуратных слуг, начал писать историю жизни на основе своих дневников. Поддерживаемая им в течение жизни физическая форма позволила ему прожить до старости и умереть в 1798 г.

Как забытого в конце жизни бывшего авантюриста, когда-то гремевшего по всей Европе, вдруг вспомнили? На «Историю жизни» Казановы, издававшуюся с задержками и сокращениями именитыми издателями (владельцем рукописи оставалось издательство Брокгауза, энциклопедия которого в переработанном виде была широко известна в дореволюционной России) обратили внимание лидеры мнений той эпохи. Достоевский в своём журнале «Время» за 1861 г. писал при издании отрывка об побеге Казановы из венецианской тюрьмы, что «так ярко, так образно рисует он характеры, лица и некоторые события своего времени, которых он был свидетелем… Казанова выражает собою всего тогдашнего человека известного сословия…», правда добавляя, что книга «известна некоторыми эксцентричностями, откровенное изложение которых справедливо осуждается принятой в наше время нравственностью», но его оценка мемуаров была положительной. Многое сделал для популяризации образа Казановы Стефан Цвейг, давший широкую характеристику его личности в своём сборнике эссе «Три певца своей жизни».

-3

Сам же образ скитающегося мошенника и любимца женщин в нашей культуре является архетипом, взять например Остапа Бендера. Приключения таких персонажей говорят о вечных темах человеческой жизни – отношения к благам мира, деньгам и доступным женщинам – поэтому будут развиваться и цитироваться ещё долго. Само имя Казановы соединяет наше время и XVIII в., а в его воспоминаниях можно найти много интересных свидетельств о жизни в ту пору.

Автор: Аким Халиуллин