Найти тему

Об архитектурных компромиссах…

Оживленные дискуссии об архитектурных стилях, как среди специалистов, так и среди дилетантов себя специалистами считающих, процесс практически бесконечный. Есть во всех этих дискуссиях большой смыл или нет – судить не берусь. Хотя, на мой взгляд, «стилистическая чистота» вообще явление довольно редкое и весьма относительное. Мода – штука скоротечная, а увлечение чем-то новым часто сталкивается и «наслаивается» на старые вкусы и пристрастия. Впрочем, работы выполненные на стыке разных «веяний времени» подчас не менее интересны чем «яркие образцы стиля». Тут конечно нет эпатажной бескомпромиссности, а вот очень любопытные попытки найти некий оптимальный эстетический баланс последней моды, собственных взглядов архитектора и неизбежных пожеланий заказчика найти можно. Допустим проекты замечательного петербургского зодчего, гражданского инженера Бориса Яковлевича Зонна по большей части состояли именно из таких своеобразных компромиссов…

 

Дом на углу Знаменской улицы и Солдатского переулка по проекту Зонна был построен в 1903-м. Заказчиками строительства были супруги Романовы, которые приобрели этот участок со всеми имевшимися постройками в 1902-м. Вообще, Романовы уже владели собственной недвижимостью в Петербурге и это была для семейства новая «инвестиция». При этом, кто именно был ее инициатором сходу сказать довольно затруднительно. Гвардейский капитан Андриан Петрович или дочь столичного купца второй гильдии Мясоедова – Надежда Яковлевна? Собственность была совместной, но в подобных семействах, из известных мне случаев, чаще всего инициатива всё-таки принадлежала даме…

 

Участок под застройку был достаточно большой и имел относительно простую конфигурацию. Исходя из этого и опираясь на уже имевшийся опыт Борис Яковлевич к общей планировке здания подошел довольно просто. Он разместил на имевшейся площади максимальное количество доходных квартир разного (в основном «среднего») класса, экономно использовал площади парадных и, примерно по аналогичному принципу, разместив на первом этаже здания помещения для коммерческой аренды. Выделялся новый дом совершенно другим. Своей очень необычной внешностью.

Такое ощущение, что Зонн создал здесь этакую своеобразную фантазию на «европейскую тему» сочетая мотивы входившего в моду модерна с излюбленными им темами неоготики (нечто подобное годом ранее он попробовал реализовать на Рижском проспекте) . Характерные треугольные щипцы со шпилями и «готические» формы оконных проемов самого престижного этажа

-2

он совместил с различной фактурой отделки фасада и многочисленными керамическими вставками разных цветов.

-3

Мало того. Все это разнообразие фактуры и цвета дополнено многочисленными вставками декоративной лепнины, дамскими маскаронами и даже традиционными львами. Тут можно довольно смело предположить, что столь обильная деталировка была обусловлена не только выбором самого архитектора (часть идей он использовал не первый раз), но и пожеланиями заказчицы (трудно заподозрить в подобных пристрастиях гвардейского офицера)….В результате думаю, даже самый изощренный специалист, не смог бы точно определить стиль того, что построил Борис Яковлевич. И этим дело еще не ограничилось.

 

За всей необычной, яркой и не лишенной своеобразного изящества «упаковкой» скрывалась парадная, оформленная в стиле…помпезной «купеческой эклектики» просто переполненной тяжеловесной «каталожной» лепниной с непременным монументальным камином.

-4

-5

-6

-7

-8

-9

-10

-11

-12

-13

-14

-15

-16

-17

Судя по всему Зонн постарался использовать все это относительно тактично, «разбавить» достаточно современной напольной плиткой и «винклеровскими» лестничными ограждениями,

-18

-19

-20

но впечатление широкого торгового размаха по принципу «дорого-богато» осталось тут навсегда… После реализации этого проекта Борис Яковлевич Зонн конечно построил еще не один доходный дом, в том числе и по весьма оригинальным проектам, но подобных, просто потрясающих разнообразием экспериментов больше не повторял.

 

В новом доме появилась и новая хозяйская девяти комнатная квартира. Правда окончательно обосновалась в этой квартире Надежда Яковлевна уже будучи вдовой и единственной наследницей всего недвижимого имущества. Андриан Петрович скончался в марте 1903-го. Впрочем горевала об утрате Надежда Яковлевна совсем недолго и уже в ноябре 1903-го вышла замуж опять же за военного. Ее избранником стал капитан Владимир Юлианович Яшвили. Не гвардеец, зато представитель прославленного грузинского рода и…князь. Так купеческая дочь в одно прекрасное утро стала княгиней…

 

Будучи уже княгиней Яшвиль, Надежда Яковлевна место жительства не меняла, но трудно сказать, насколько доходным в конечном итоге оказался для нее дом на Знаменской. Расценки там были не дешевыми, а «заселяемость» вроде была достаточно постоянной, но, с другой стороны, здание практически постоянно находилось в залоге то под одну, то другую денежную ссуду, получаемую хозяйкой. В результате в 1916-м она и вовсе продала дом, хотя настоящие причины этой продажи мы наверное уже никогда не узнаем…. 

 

Такая вот история.