Найти в Дзене
Павел Машкин

За ходом спасения следил весь мир - это правда, но частичная

Продолжаю разбирать легенды челюскинской эпопеи. Сейчас следующая – «За ходом спасения с первых дней следил весь мир». Нельзя отрицать, что она не содержит долю правды. Но всё-таки это легенда. Именно в таком виде, ключевой оборот здесь «с первых дней». Весь мир действительно наблюдал и переживал, но только уже в апреле. Поначалу и довольно долго никто не обращал внимания. Я специально посмотрел подшивки толстенной американской «New York Times» - в феврале никаких публикаций на тему челюскинцев. И даже газета американских коммунистов «The daily worker», выходившая раз в неделю в Чикаго и в каждом номере публиковавшая что-то из жизни Советского Союза, в феврале не печатала ничего. Кое-где в каких-то иностранных газетах может быть и перепечатали мелкое сообщение об утоплении парохода, но где-нибудь в подвале, на которое никто не обращал внимания. А просто потому что единственным источником информации были советские СМИ, а они тоже поначалу отнеслись к событию совершенно спокойно. И вообщ

Продолжаю разбирать легенды челюскинской эпопеи. Сейчас следующая – «За ходом спасения с первых дней следил весь мир». Нельзя отрицать, что она не содержит долю правды. Но всё-таки это легенда. Именно в таком виде, ключевой оборот здесь «с первых дней». Весь мир действительно наблюдал и переживал, но только уже в апреле. Поначалу и довольно долго никто не обращал внимания. Я специально посмотрел подшивки толстенной американской «New York Times» - в феврале никаких публикаций на тему челюскинцев. И даже газета американских коммунистов «The daily worker», выходившая раз в неделю в Чикаго и в каждом номере публиковавшая что-то из жизни Советского Союза, в феврале не печатала ничего. Кое-где в каких-то иностранных газетах может быть и перепечатали мелкое сообщение об утоплении парохода, но где-нибудь в подвале, на которое никто не обращал внимания. А просто потому что единственным источником информации были советские СМИ, а они тоже поначалу отнеслись к событию совершенно спокойно. И вообще, прямо в эти дни в Австрии шла короткая, но полноценная гражданская война между левыми и правыми, в Вене вовсю полыхали уличные бои, и внимание прессы всего мира было привлечено именно к ним. И советской газеты «Правда» тоже. Блеснула надежда, что вот-вот появится новое советское государство, что на этом фоне какой-то пароход?

Тем более, что первое сообщение об аварии было не особенно тревожным. Из радиограммы Шмидта следовало, что сход людей на лёд прошел в полном порядке. «Родных просят не беспокоится, настроение у всех бодрое. Помощь будет организована самолетами и собаками». Звучит немного забавно, как бы собаки стали договариваться с самолетами об организации помощи? Но думаю, что Отто Юльевич такой оборот запустил специально.

Самое-самое первое сообщение
Самое-самое первое сообщение

Отдельно Шмидт заверил правительство, «что несчастье не остановит нас в работе по окончательному освоению Арктики, проложению Северного морского пути». Чем больше вглядываюсь, тем сильнее восхищаюсь умению Шмидта писать радиограммы, особенно в случаях, когда все плохо. Это же просто чудо какое-то! Произошла не катастрофа, а «несчастье». Но оно не остановит. От чего? От окончательного освоения… То есть Арктика уже освоена, но не до конца, остались только мелкие шероховатости.

Правительство по достоинству оценило его умение создавать телеграммы и, после всего лишь двухдневного собственного раздумья, решило всё-таки создать «Комиссию по спасению». Мало кто знает, кто в нее входил, обычно вспоминают только фамилию председателя В. Куйбышева. В «Правде» от 15 марта перечислены все 5 членов: «Зам. Председателя СНК СССР тов. Куйбышев В.В. (председатель). Т. Янсон Н. (Наркомвод) т. Каменев С.С. (Зам НКВоенморя), т.Уншлихт И.С (Нач. Главвоздухфлота). Т. Иоффе С.С (Зам Нач. ГУСМП)».

Просто двое из пяти членов скоропостижно скончались в ближайшие два года после спасения, а трое оказались расстреляны не позже 1938 года, поэтому поименно высокую Комиссию позднее старались не вспоминать.

15 февраля ни о каких принятых мерах «Правда» не сообщала. На самом деле правительственная комиссия одно решение все же приняла, но секретное. Поэтому никому лишнему о нем не сообщила. В США с тайной миссией отправили летчиков Маврикия Слепнева и Сигизмунда Леваневского, причем один жил в Москве, а второй в Полтаве, поэтому выехали они в разное время. Почему именно их? Возможно потому, что оба раньше посещали Штаты с правительственными поручениями и про них когда-то что-то писала американская пресса. Как позднее формулировал Иосиф Сталин: «Леваневский – герой американского народа, и Слепнев герой американского народа». Впрочем, он немного преувеличивал, их лишь немного знали. Так что, вероятной причиной отбора была медийная известность за океаном, а послали их с рекламными целями, пропагандировать ход спасательной операции? Возможно. Хотя секретное путешествие с рекламными целями – звучит странно и даже абсурдно, но во всей этой истории такого было много. Никакой внятной задачи им поначалу не поставили, в том смысле, что в слух о ней не говорили, даже когда операцию рассекретили. Раскрыл её председатель комиссии Куйбышев, спустя две недели, когда летчики были уже в Нью-Йорке, но зачем именно они туда приехали, он так и не сказал. Версия «чтобы купить самолеты» появилась гораздо-гораздо больше, только через месяц. Не стоит пока забегать вперед, но можно сказать, что поначалу правительственная комиссия была уверена, что эвакуация несомненно закончится к тому времени, когда летчики доедут до Нью-Йорка.

Объединяло посланцев также то, что оба в прошлом были офицерами, только Леваневский являлся выходцем из дворянского сословия, и, вероятно, закончил военное училище, а Слепнев был «из простых», но выслужился во время первой мировой войны по образованию. Хотя насчет «простоты» Слепнева - это неточно, как-то же свое образование он получил? Он еще и писал неплохо, лучше любого журналиста, но это свое умение демонстрировать не любил. Старшим над летчиками поставили Георгия Ушакова, присвоив ему высокую должность Уполномоченный правительственной комиссии.
Почему их миссия была поначалу секретной? Не знаю. Возможно, на всякий случай. А может быть и нет. Но я уже слишком ушел вперед от хроники, которую собирался следить по газете «Правда», пора возвращаться.

Второе информационное сообщение вышло оперативно, сразу же на следующий день после первого, то есть 16 февраля. На этот раз оно было не анонимно-объективным, а печаталось от лица Правительственной комиссии, поэтому позже именно его именовали «первым».

В нем впервые появляется информация о конкретных принимаемых мерах. Прежде всего – это создание местной чрезвычайной тройки, которая непосредственно на Чукотке должна организовать работу по эвакуации бедствующих робинзонов. Про чрезвычайную тройку слышали все, кто когда-нибудь интересовался челюскинскими событиями. Но могу поспорить - мало кто знает, какие же три человека в неё входили. Вот кто сможет назвать три фамилии? Не заглядывая вперед в этот текст? В лучшем случае самые эрудированные назовут одного председателя. Просто чрезвычайная тройка превратилась в очень эфемерный орган, даже текучий. Кто только в неё не входил. Точнее сказать, реальные действия реальных людей не имели к этому виртуальному органу никакого отношения. Ну ладно, приведу состав этой тройки по сообщению правительственной комиссии:

«…создана чрезвычайная тройка в составе: начальника полярной станции мыса Северный тов. Петрова (председатель), т. Натауге (председатель рика в Уэллене) и т. Белобородова (начальника контрольно-пропускного пункта погранохраны ОГПУ в Уэллене».

Первое сообщение от лица правительственной комиссии
Первое сообщение от лица правительственной комиссии

Другие перечисленные меры в Сообщении – мобилизация собак и оленей, и обещание сделать "базу питания и белья" на мысе Онман – это ближайшая точка на побережье от места крушения. Почти половина Сообщения посвящена самолетам. Приведу её полностью:

«На мысе Северном (287 киломеетров от лагеря экспедиции) и в Уэллене (265 километров от лагеря) и в бухте Провидения находятся самолеты. Немедленно, как только позволит состояние погоды (в последние дни свирепствует пурга) будут произведены полеты для вывоза участников экспедиции на материк. В случае благоприятных метеорологических данных и при подготовки площадок самолеты могут дать быстрый эффект. В настоящее время вокруг самолетов очищаются от снежных заносов площадки и самолеты готовятся вылететь к месту аварии. Этой подготовке помогает начавшееся прояснение погоды. Продолжительность дня все возрастает и в настоящее время равна 7,5-8 часов. Личная ответственность за работу самолетов по вывозу участников экспедиции возложена на командиров самолетов тт. Куканова, Конкина и Ляпидевского. Общее командование самолетами возложено на тов. Куканова (мыс Северный)».

Еще один абзац посвящен связи. Суммарно он выражен завершающим предложением:

«Радиосвязь с т. Шмидтом поддерживается непрерывно».

Вместе с ним помещена радиограмма от Шмидта, которая энергичным стилем рассказывает, как челюскинцы справляются с трудностями, какие они молодцы, ловко придумали, как собрать стройматериалы, что уже заканчивают постройку барака на 50 мест (с двумя камельками), как приступают к сооружению кухни, и собираются построить еще один барак. До берега всего 130 километров, а настроение на льдине бодрое.

Скажите, прочитав такие сообщения, вы стали бы волноваться? А на месте иностранных журналистов принялись бы молнировать в свои редакции сенсационные сообщения о небывалой катастрофе? Там же все хорошо – вот уже барак соорудили и до берега всего ничего, а кругом самолетов куча. Вот никто и не волновался, ни в мире, ни в стране. По соседству с кошмарными заголовками "Рабочие кварталы Вены в огне и крови" это как-то не сильно впечатляет.

-3

Где-то на севере мелкая неприятность, не более. Как раз в это же время на Каспийском море снимали рыбаков с оторвавшейся льдины и тоже самолетами, так два этих сюжета параллельно и шли.

Масштаб операции можно оценить по этой схеме - размах для 1,5-3 самолетов и двух экипажей
Масштаб операции можно оценить по этой схеме - размах для 1,5-3 самолетов и двух экипажей

Насчет самолетов на Чукотке, кстати, в первом же правительственном сообщении начались небольшие приписки. Читатели моей книги о них знают. Самолет Куканова пребывал в аварийном состоянии, тремя месяцами ранее он снёс шасси, которое затем пришлось чинить в кустарных условиях. Ляпидевский и Конкин входили в один экипаж, у Конкина не было квалификации для управления большим самолетом, он находился на должности второго пилота, так что летать они могли только вместе. Таким образом, на побережье находилось от трех до полутора самолетов, в зависимости от того, как их считать. В сообщение правительственной комиссии это не вошло, но летчикам, Куканову и Ляпидевскому, передали приказ провести эвакуацию за две недели, до конца февраля. На этом правительственная комиссия слегка успокоилась. Следующее сообщение вышло только через день, 18 февраля, и оно было еще более оптимистичным, чем первое. Лишь немного возрос уровень приписок.
Но об этом, пожалуй, в следующий раз.

Предыдущая статья Следующая статья

Оглавление и ссылки на весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" здесь...

Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".

А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.