Найти тему
4,8K подписчиков

Фатальная полоса для участников высадки на полюс

669 прочитали

Прерву пока чтение газет о ходе челюскинских событий и вернусь к предыдущему циклу. В комментариях поступило пожелание рассказать о судьбах членов экспедиции по авиационному штурму Северного полюса в 1937 году. Я и сам собирался что-то подобное сделать, но не знал как подступиться. В экспедиции участвовало порядка сорока человек, даже краткий рассказ о каждом потребовал бы слишком много времени. Но можно заметить интересную особенность – после окончания этой эпопеи биографии её членов четко разошлись по двум траекториям: многие дожили до своих преклонных лет, но некоторых смерть поджидала в ближайший же год. Оглядываясь на ход экспедиции, как она была организована, и какой техникой располагала, трудно отогнать от себя удивление, насколько благополучно она завершилась. Невероятное везение сопровождало весь перелет от Москвы до Рудольфа, многочисленные разведочные полеты, посадки на льды, и сам бросок на полюс. Даже сами действующие лица с трудом верили такому счастью. Шмидт прямо говорил подчиненным, что он принимал в расчёт возможные потери самолетов и гибель людей. Но Фортуна словно хранила это предприятие – за все время ни одного серьезного инцидента. Но видно, мера везения была исчерпана вместе с завершением проекта. В ближайшие же месяцы началась уплата по векселям, и Рок принялся высматривать жертвы среди участников.

Первый стал Серафим Иванов – радист из экипажа Водопьянова. Довольно молодой человек, в полном расцвете сил, он простудился во время “поисков Леваневского” и умер при возращении в Москву 2 декабря того же 1937 года. С. Иванова хоронили с почестями как героя челюскинца и участника полюсной экспедиции.

Вторым судьба скосила Алексея Ритсланда, штурмана самолета Молокова. В самом начале февраля 1938 года встал вопрос о срочной эвакуации со льдины четверки папанинцев. Среди других средств был отправлен дирижабль, штурманом которого назначили Ритсланда. Аппарат потерпел крушение в Мурманской области, тринадцать из девятнадцати членов экипажа сгорели, среди погибших оказался и Ритсланд. Ему не было 35 лет.

Если идти по хронологическому списку, то следующим стал заслуженный полярный летчик М. Бабушкин. Он погиб в крушении самолета 18 мая 1938 года под Архангельском, при возращении с “поисков Леваневского”. Летел он в качестве пассажира, так как до этого уже пережил две аварии весной 1938 года, во время второй сломал ногу. Главным виновником майской катастрофы назвали Якова Мошковского, управлявшего самолетом в тот день. Как и Бабушкин, он тоже был вторым пилотом в экспедиции на полюс. Бабушкина похоронили в Москве с правительственными почестями. Мошковского за гибель людей никак не наказали. Он погиб годом позже во время парашютного прыжка над Химкинским водохранилищем. Однако хронология у меня уже сбилась.

М. С. Бабушкин
М. С. Бабушкин

Ранее Бабушкина в жернова попал Ян Брезин, бывший механик самолета Мазурука. За участие в экспедиции на полюс 27 июня 1937 г. его наградили орденом Трудового Красного знамени. Но уже 8 марта арестовали в Москве, как иностранного шпиона. В июле 1938 года, почти ровно через год и один месяц после награждения, Брезина расстреляли на Бутовском полигоне. Ему было 24 года.

Прерву пока чтение газет о ходе челюскинских событий и вернусь к предыдущему циклу.-2

Через 4 дня после гибели Бабушкина колесо судьбы накатилось на Александра Догмарова, парторга экспедиции, летавшего к полюсу на самолете Мазурука. Еще в апреле Догмаров пишет статьи в журнале “Советская Арктика” с рассказами об экспедиции, а 22 мая его арестовывают, за участие в контрреволюционной террористической организации.

Догмаров
Догмаров

Так как взяли его в один день с начальником полярной станции Бухта Тихая Анатолием Григорьевым, по той же самой статье, так же в один день осудили и расстреляли (15 сентября 1938 года), то это как бы намекает, что в одной организации они и состояли.

А опутывала эта банда всю Землю Франца Иосифа, с юга на север, от острова Гукера, до острова Рудольфа. А плели они свои сети как раз во время высадки на полюс. Если еще учесть, что в это же время там же орудовал иностранный шпион Брезин(!), и тут же в Бухте Тихой вредил радист Михаил Вознесенский, тут стоит еще больше удивиться, как же папанинцы вырвались из такого змеиного клубка.

Довольно быстро, хотя и не в первый год после событий, погиб пилот Павел Головин. Это случилось 27 апреля 1940 года, во время испытательного полета, на следующий день после своего дня рожденья, ему исполнилось 31 год.

Но большая часть участников экспедиции все же жила долго. Может быть за небольшими исключениями. Корреспондент “Известий” Эзра Виленский умер во время войны от болезни. Начальник полярной станции “Остров Рудольфа” Яков Либин застрелился в 1947 году в ожидании ареста.

Прерву пока чтение газет о ходе челюскинских событий и вернусь к предыдущему циклу.-4

Механика самолета Головина Николая Кекушева органы арестовали в 1948 году, по приговору выписали 10 лет, однако в 1954 году заключение было заменено высылкой, а в 1955 году благодаря заступничеству друзей- полярников ему удалось вернуться в Москву и вновь поступить на работу в полярную авиацию.

Таким образом, до конца 1938 года погибли или были убиты пять участников экспедиции, а начальником станции Григорьевым так и шесть. Еще трое - пилоты Мошковский и Головин, и радист Вознесенский - в течении трех лет после экспедиции. Итого - восемь.

А в остальном.... и для остальных - всё хорошо. Если вынести за скобки Либина и Кекушева.

Весь цикл статей о полетах на полюс в 1937-1938 гг находится здесь...

А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.