Путь прозрения и изменений в буддизме
Статьи / Психологическое просвещение
Будучи наполнены грузом привычек, условностей, сложных рефлекторных стереотипов, мы часто пытаемся прийти к изменениям поверхностно, и не понимаем, почему не удаётся продвинуться вперёд.
Чтобы достичь прогресса в изменениях, имеет смысл работать не только со своим умом, но и с сердцем, и со всем организмом, привлекая эмоции и сложные чувства.
Груз привычных сценариев может быть уподоблен каменной стене, сквозь которую мы пытаемся пройти, вместо того, чтобы обойти её.
Мы боимся заглянуть в глубины своего опыта и личности, придавая значение лишь рассудку. Поэтому поверхностный взгляд на себя не только не позволяет нам осознать движущие нами силы, но и понять, что мы их не осознаём.
Опора на шаблоны приводит к тому, что мы надеемся на то, что перемены в жизни наступят благодаря более глубокому пониманию сути вещей. Но без изменений самой нашей сути это не приводит к желаемому результату.
Целью пути совершенствования, который предлагает нам буддизм, является не простое прозрение, а всесторониий рост личности.
Так называемый благородный восьмеричный путь Будды состоит из двух частей: путь вИдения, являющийся первым из восьми шагов, и путь изменения, представленный остальными семью шагами (совершаемыми не последовательно, а параллельно друг другу):
- совершенное чувство;
- совершенная речь;
- совершенное действие;
- совершенный способ зарабатывать на жизнь;
- совершенное усилие;
- совершенная осознанность;
- совершенный самадхи.
Духовное развитие можно уподобить росту дерева.
Духовное переживание подобно дождю, проливающемуся на росток время от времени, вызывая все новые витки его развития. Озарение, как вода, пронизывает все его части и постепенно всё существо преображается.
Меняются чувства, речь, действия и способ заработка, меняются желания и способ осознавать себя и мир.
Всё существо после этого становится чем-то иным. И, если в процессе всё наше существо пронизывается просветлением, - это и есть "самадхи", состояние полного преображения на всех уровнях, близкое к состоянию Будды.
Движение по этому пути не бывает простым и быстрым. Но это - достойный путь.