Найти в Дзене
Стражи Родины

Миссия выполнима. Неизвестный подвиг советских штурмовиков. Часть 2

24 декабря советские войска окружили расположенныйна двух берегах Дуная Будапешт, а через три дня схода начали штурм. Главный удар наносился с востока. В ожесточенных боях, пробивая себе путь артиллерией, огнеметами и гранатами, захватывая квартал за кварталом, наши упорно продвигались к центру мегаполиса. Гитлер, придававший удержанию Будапешта даже большее значение, чем обороне многих немецких городов, приказывал своим войскам сражаться до последнего, не отступать. Снабжение гарнизона осуществлялось по воздуху, часть грузов сбрасывалась по ночам на парашютах, а на Кровавом лугу (возле Королевского дворца) приземлялись десантные планеры с провизией и боеприпасами. Одновременно с этим с запада противник дважды предпринимал попытки прорвать кольцо окружения, бросая в бой элитные танковые части. 

К середине января почти вся восточная часть города (Пешт) оказалась в руках Красной армии. В итоге 17 января руководивший обороной обергруппенфюрер СС Пфеффер-Вильденбрух получил от Гитлера санкцию на полную эвакуацию плацдарма на восточном берегу и переправу оставшихся войск в Буду. Ночью немецкие солдаты по заранее составленному плану скрытно покинули линию фронта и по двум уцелевшим мостам перебежали в западную часть города. Но эвакуацию не удалось провести в полном объеме. От захваченных накануне пленных советское командование узнало о готовящейся операции и на некоторых участках упредило немцев неожиданными атаками. В результате начавшаяся было организованно эвакуация превратилась в паническое и хаотичное бегство. Тем временем еще 15 января штаб 11-й Отдельной мото-инженерной разведывательной роты получил приказ провести практически невыполнимую миссию. Учитывая, что мосты вероятно подготовлены к взрыву, диверсионнойгруппе следовало незаметно проникнуть на территорию противника, пробраться к мосту Эржебет, найти заложенные под ним заряды взрывчатки и подорвать их. Миссия выглядела как минимум невыполнимой, а скорее самоубийственной. Штурмовикам нужно было преодолеть 2,5 км по занятой немцами и венграми части города, незаметно залезть на охраняемый мост, а потом вернуться обратно!

-2

Задание было поручено группе в составе 30-летнего младшего сержанта Константина Юдина, 26-летнего ефрейтора Александра Прокофьева и 45-летнего ефрейтора Аркадия Никольского. Все трое участвовали в войне с первого дня и имели за плечами множество самых разных заданий, в том числе во вражеском тылу. Юдин был родом из Джамбула, Прокофьев из Магнитогорска, Никольский из Петропавловска-Камчатского, а теперь им, выходцам из отделенных уголков страны, предстояла смертельно опасная миссия в одном из крупнейших городов Европы. Отметим, что во время вылазок на территорию противника штурмовики нередко переодевались в униформу противника. Это повышало шансы остаться незамеченными, но создавало дополнительные риски. При попадании в плен в таком виде гарантированно светил расстрел, а при переходе линии фронта в обратном направлении могли застрелить свои. Но в данном случае Юдин принял решение выдвигаться в своей экипировке и маскхалатах. Причем налегке, ни бронежилетов, ни касок с собой не брать.

-3

Операция началась в ночь на 16 января на участке 83-йбригады морской пехоты, который проходил вдоль железнодорожной насыпи на юге Буды. В полночь морпехи организовали ложную атаку, создав изрядный шум и суматоху, воспользовавшись которой штурмовики успешно преодолели линию фронта. Отсидевшись в развалинах, следующей ночью Юдин, Прокофьев и Никольский начали выдвигаться на северо-запад - к цели. Однако на одной трети пути они были обнаружены патрулями противника. После длительной перестрелки и преследования штурмовики укрылись в районе разрушенного моста Хорти. Весь следующий день они снова провели на вражеской территории, тщательно маскируясь и почти не шевелясь. С наступлением темноты штурмовая группа вдоль берега продолжила двигаться к цели и в 02.00 18 января, наконец, вышла к огромному 350-метровому мосту, зловеще нависавшему над Дунаем. На набережных всюду виднелись солдаты противника и пулеметные точки, а по самой переправе шло интенсивное движение. Несмотря на этой штурмовики смогли остаться незамеченными. Самая ответственная часть миссии была поручена ефрейтору Никольскому. Вот как его действия описаны в отчете:«Никольский подполз к береговой опере и залез на нижний пояс фермы. Ощупью он отыскал телефонные провода и рядом с ними обнаружил две линии детонирующего шнура, по которым стал пробираться к середине моста. В 80 м от опоры Никольский натолкнулся на ящик, в котором были стандартные 1 кг заряды, примерно до 100 штук.Убедившись в том, что этот заряд предназначен для подрыва моста, он заложил запальную шашку между стандартными зарядами и, выдернув терочный воспламенитель, стал быстро продвигаться по нижнему поясу фермы к береговой опоре».

Никольский благополучно вернулся, после чего группа быстро начала отход вдоль берега. Примерно через 300 метров послышались громкие голоса патрулей, передергивания затворов, а по избитой снарядами набережной замаячили пятна света фонариков…

Журналист Стражи Родины - Дмитрий Дегтев