Раритетный дебют будущего любимца миллионов советских телезрительниц

4,2K прочитали

Забытая сегодня лента о железнодорожниках «Большие перегоны» (1972) стала последней для режиссёра Анатолия Дудорова и первой для симпатичного начинающего актёра, выпускника ГИТИСа.

Попробовав себя в кино, артист вскоре перейдёт на телевидение, где его и настигнет всесоюзная слава поистине космических масштабов.

Речь идёт о знаменитом телеведущем и легенде тв Юрии Николаеве.

Кадр из фильма «Большие перегоны»
Кадр из фильма «Большие перегоны»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

У режиссёра, снявшего фильм, была необычная судьба.

Анатолий Дудоров совсем молодым парнем ещё до войны устроился на киностудию «Мосфильм», но работа его была не творческой, а вполне приземлённой: он, получив электротехническое образование, получил должность осветителя. Но, ежедневно наблюдая за кинематографистами, всерьёз задумался о кино и поступил в театральное училище.

После училища Дудоров получал небольшие роли в фильмах, трудился в Театре киноактёра и даже попробовал себя в качестве помощника режиссёра. Этот опыт опять вдохновил Анатолия и теперь он решился попытать счастья в кинорежиссуре. Правда, первые картины он ставил в сотрудничестве с коллегами, и только в 1959 году смог добиться самостоятельной постановки.

Первый блин выдался комом: дебютанту не хватило знаний и опыта, поэтому ленту почти не заметили, и такой прохладный приём режиссёра расстроил и лишил уверенности в себе.

Он снова стал работать в дуэтах с другими режиссёра, пока на «Беларусьфильме» ему не предложили сделать картину о рабочих-железнодорожниках по сценарию писателя Ивана Воробьёва. Анатолия Дудорова заинтересовала не только возможность снова проявить самостоятельность, но и

сюжет, который рассказывал о современниках становлении юного поколения под наставничеством взрослых опытных коллег.

Главную роль в «Больших перегонах» получил безвестный Юрий Николаев, в которого Анатолий Дудоров поверил, хотя у артиста не было никакоо опыта съёмок. Николаеву предстояло играть 18-летнего парня Игоря Шилова, который не поступил в институт и, чтобы не возвращаться к матери и отчиму, оформляется кочегаром на железную дорогу.

Кадр из фильма. Юрий Николаев
Кадр из фильма. Юрий Николаев

К счастью, он попадает в бригаду уважаемого, опытного, умного, хоть и несколько вспыльчивого Касьяна Кузьмича. В этой роли — замечательный Николай Крючков, который и в свои 60 был у режиссёров нарасхват.

Кадр из фильма. Николай Крючков
Кадр из фильма. Николай Крючков

Встретилась на пути Игоря и очаровательная девушка, в которую он тут же влюбился. Нину, буфетчицу и заодно певицу из народного ансамбля, сыграла Виктория Смоленская, которую тоже можно назвать дебютанткой, поскольку прежде у неё была лишь пара проходных эпизодов.

Кадр из фильма. Виктория Смоленская
Кадр из фильма. Виктория Смоленская

Позже Викторию снимали мало, в девяностых она вовсе исчезла из кино, отдав себя театру. Ну а в роли машиниста Петра Ягодина, самоуверенного зазнайки и бесчестного совратителя Нины, предстал уже популярный Николай Мерзликин.

Кадр из фильма. Николай Мерзликин
Кадр из фильма. Николай Мерзликин

В маленьких ролях предстали Николай Ерёменко-старший, Глеб Стриженов, Георгий Георгиу, Леонид Чубаров.

Кадр из фильма. Николай Ерёменко
Кадр из фильма. Николай Ерёменко

Поскольку речь шла о рабочих железной дороги, в фильме много сцен с поездами. Основные сцены снимали в Гомельском депо, и знатоки темы наверняка оценят разнообразие техники, попавшей в кадр, включая паровозы разных типов. В финале эффектно появляются и электровозы, на которые уже активно пересаживались тогда машинисты.

Кадр из фильма. Николай Крючков и Юрий Николаев
Кадр из фильма. Николай Крючков и Юрий Николаев

В начале 1973 года «Большие перегоны» вышли в прокат. У Анатолия Дудорова получилась добротная лента на стыке мелодрамы и производственной драмы. К началу семидесятых режиссёр уже набрал опыта, так что в это раз режиссура была на хорошем уровне, да и актёры в роли вложились.

Молодой Юрий Николаев сумел не потеряться на фоне знаменитого и бесспорно легендарного Николая Крючкова и создал правдивый образ молодого человека, прямого, честного, немного максималиста, зато способного отвечать за свои слова и нести ответственность за поступки.

Увы, с годами на фоне телевизионной популярности эта роль Николаева ушла в забытьё, так что сейчас о ней мало кто знает. А режиссёр Анатолий Дудоров после «Больших перегонов» покончил с карьерой режиссёра и до конца жизни работал лишь как второй режиссёр и помощник.

А вы смотрели «Утреннюю почту»?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Забытая сегодня лента о железнодорожниках «Большие перегоны» (1972) стала последней для режиссёра Анатолия Дудорова и первой для симпатичного начинающего актёра, выпускника ГИТИСа.-8

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: