Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

«У вас продаётся славянский шкаф?»

В середине 1946 года в Киеве, ещё не полностью оправившемся после войны, режиссёр Борис Барнет начал работу над новым фильмом. Барнету предстояли съёмки не совсем обычные:

прежде он снимал ленты с мелодраматическим уклоном, а сейчас ему поручили сделать кино патриотическое и приключенческое.

В основу картины легла пьеса «Подвиг остается неизвестным», автором которой был контрразведчик Михаил Маклярский, создавая пьесу, взял факты из жизни разведчика Николая Кузнецова и, как человек, прекрасно разбирающийся в предмете, о котором говорит, написал весьма достоверную литературную основу. Маклярский же помог и с написанием сценария. Получив сценарий, кинематографисты приступили к съёмкам шпионской драмы «Подвиг разведчика».

Кадр из фильма «Подвиг разведчика»
Кадр из фильма «Подвиг разведчика»

Съёмочной группе определили срок всего в пять месяцев, но при этом на каждом шагу возникали сложности.

Не хватало реквизита, постоянно приходилось искать костюмы, гримёры лишь чудом умудрялись находить грим, декорации сооружались буквально на ходу.

Кроме того, на студии регулярно возникали перебои с электричеством, так что работать нужно было в авральном режиме. Тогда ещё никто и предполагать не мог, что «Подвиг разведчика» станет эталоном жанра, но все работали на совесть просто потому, что жива была в памяти война и каждый помнил о подвигах, которые советские люди совершали каждый день в течение четырёх страшных лет.

Режиссёр Борис Барнет в главной роли хотел снять Николая Крючкова, но его кандидатуру худсовет отклонил. Причиной стало амплуа Крючкова: он часто снимался в ролях мужчин прямолинейных, горячных, мужественных и напористых.

Для роли же внедрившегося в немецкий штаб разведчика требовался исполнитель более тонкий, интеллектуальный, умеющий произвести впечатление.

И тут в поле зрения Барнета оказался Павел Кадочников, актёр уже известный и любимый зрителями. Ему-то и вручили сценарий, а после удачных проб пригласили в Киев на съёмки.

Артиста на роль немецкого генерала, которого захватил разведчик Алексей Федотов/Генрих Эккерт, герой Кадочникова, искали очень долго.

Барнету нужен был типаж волевого, сильного, мощного не только внутренне, но и внешне исполнителя.

Когда поиски чрезмерно затянулись, Барнет принял интересное решение: он сыграл генерала Кюна сам. Впоследствии это решение многим показалось сомнительным, но, так или иначе, немецкий военачальник стал одной из самых больших ролей Барнета (который, к слову сказать, начинал именно как актёр ещё во времена немого кинематографа).

Поскольку Барнет любил делать картины лирические, даже в «Подвиг разведчика» он деликатно ввёл мелодраматическую тему. И это было своеобразным открытием: зрители увидели, что

разведчик - это не вояка, не машина, не солдат без слабостей, а человек, которому свойственны чувства, который грустит, тоскует, любит, переживает.

Более поздние советские фильмы про разведчиков всегда использовали этот приём, а уж представить главного советского разведчика Штирлица без тоски по родине в глазах, когда он наедине с собой, решительно невозможно.

Премьера «Подвига разведчика» состоялась осенью 1947 года.

Картину ждал успех феноменальный и не будет преувеличением сказать, что она стала сенсацией.

Военная тема была более чем близка зрителям, а разведчик-интеллектуал в исполнении Павла Кадочникова стал фаворитом публики и образцом для подражания. Послевоенные поколения ещё десятки лет повторяли фразы из ленты, а сам фильм практически сразу зачислили в классику. Лишь в первый месяц проката «Подвига разведчика» посмотрели 1 000 000 зрителей, и не многие современные с многомиллионными бюджетами могут похвастаться похожими достижениями.

А вы помните отзыв на пароль «У вас продаётся славянский шкаф?»?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-2