Найти тему
НУАР-NOIR

Малоизвестный нео-нуар с очень известными артистами

-2

Стинг, Шон Бин, Томми Ли Джон, Мелани Гриффит… И всё это в фильме «Грозовой понедельник», который снял не слишком хорошо известный (на тот момент) широкой публике Майк Фиггис, у которого «Клан Спорно» и «Покидая Лас-Вегас» будут ещё только впереди.

Впрочем, лента с первой до последней сцены пропитана ощущением усталости. Туманный город в Англии, с туманными улицами предполагает желание прилечь и отдохнуть, которое усиливается мотивами джаза, что в данном случае оправдано сюжетом. Так как речь пойдет о джаз-клубе.

Впрочем, это уловка. Намёк, что фильм будет создан по канонам нуара, а дабы вы не ошиблись в своих ожиданиях, вам отчетливо огласят список фильмов: от «Гражданина Кейна» и «Касабланки» до «Долгого прощания» и «Китайского квартала».

Сделает это диктор радио, сообщающий слушателям о начале «американской недели» в городке Нью-Касл, что расположен на северо-восточном побережье Англии. К слову сказать, наглядная демонстрация приема с радио, когда оно звучит в машине и позволяет невзначай дать «вводные», не создавая при этом дополнительного эпизода.

В месте действия всё пропитано нуаром. Здесь даже ресторанчик называется «Виджи», а на стенах висят «криминальные снимки» от известного «уличного фотографа» 40-ых годов. А потому джаз, тёмная тоска и подспудное ощущение криминала органично дополняют друг друга.

Казалось бы, история проста – есть американский магнат, который скупает земли в городе, но ему не по зубам оказался музыкальный клуб. Впрочем, его владелец тоже непрост. А потому в итоге бросает реплику: «Сделайте предложение, которое не оскорбит моё самолюбие» - как бы дополнение известной фразы из «Крестного отца» (в предложенной ленте его тоже вспомнят).

Однако все эти почти уголовные перипетии словно являются маргиналиями, заметками полях истории, когда две половинки встречают друг друга. А потому кинокартина говорит вам о случайности. Случайная встреча, случайно подслушанный разговор, случайно «приобретенная» машина.

Здесь нет «злого фатума» одержимого недобрыми намерениями; судьба показана как рулетка в казино, где с разной частотой выпадает то «красное», то «чёрное». В этом нет ни системы, ни умысла. Подфартило сейчас – надо быть готовым, что чуть позже повезет чуть меньше.

У всякого действия есть последствия – так учит нас криминальный жанр. И эти последствия неизбежны, когда в поисках внезапного счастья двое пытаются скорректировать планы, связанные с очень большими деньгами.

«Теневой бизнес» хотя и заявляет о стремлении заботиться о благополучии людей («ты же не Аль Капоне какой-то»), но самом деле озабочен лишь самим собой. Люди и их счастье – те категории, которые для него ничтожны.

Упреждаем возможный вопрос. Зная кино-судьбу персонажей Шона Бина, вы будете неизбежно ожидать его эпической кончины. Впрочем, именно в данном проекте актер ещё не приобретет свою «фатальную репутацию». Хотя в реальности шансы на выживание у него были бы равны нулю.