«Солтбёрн» — идеальный фильм, вобравший в себя лучшие качества сразу нескольких жанров кинематографа, чёрной комедии, психологической драмы и триллера. Просмотр киноленты не оставляет равнодушным, заставляя морщиться от отвращения и вызывая восторг смелостью сценарных ходов.
«Многие люди теряются в Солтбëрне» — и это совсем не о поместье, в котором разворачиваются события фильма. «Солтбёрн» пестрит отсылками, цитатами и метафорами — о некоторых из них уже рассказал Кинопоиск, но что ещё осталось утаенным от глаз внимательных зрителей?
Оливер читает «Мою последнюю герцогиню» Роберта Браунинга об одержимости, доведённой до убийственной крайности. Стихотворение содержит мотивы, которые в дальнейшем развиваются в «Солтбёрне».
Зло ширилось, как паводок реки.
Улыбками жена меня встречала,
Точь-в-точь такими же, как привечала
Любого смертного. Отдать приказ
Пришлось, улыбки кончились тотчас.
Тематическая вечеринка по случаю празднования дня рождения Оливера вдохновлена пьесой У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Герои «Солтбёрна» цитируют героев Шекспира, облачаясь в наряды Тесея, Титании, Оберона и Паутинки.
Песня «Rent» Pet Shop Boys, которую Оливер исполняет в караоке, не только несёт оскорбительную насмешку от Фарли, но и по смыслу относится сразу к обоим героям, делая из них подхалимских золотоискателей богатства Кэттонов.
You dress me up, I'm your puppet
You buy me things, I love it
You bring me food, I need it
You give me love, I feed it
Мотивы греческой мифологии вписываются в наряд Феликса на вечеринке и в зелёный лабиринт, в центре которого находится статуя минотавра, отсылающего к Кносскому лабиринту. Мифы плотно переплетаются друг с другом в «Солтбёрне», когда Феликс, как Икар в греческой мифологии, не ощущая опасности, отправляется в центр лабиринта, в котором скрывается настоящее чудовище, готовое растерзать героя.
Наряд Оливера вызывает стойкие ассоциации с опасными чудовищами из легенд и несёт символический характер — рогатый Минотавр из мифа о Минотавре и Тесее. Рога также становятся символом «жертвы», которую якобы притесняют богачи, выступающие в роли хищников.
Мифический элемент вампирской тематики скрывается внутри основной сюжетной линии. Кроме сцены ночных похождений Оливера и Венеции с их кровавыми утехами, Оливер «питается» семейством Кэттонов, как вампир, высасывая жизненные силы каждого члена семьи.
Идея фильма напоминает песню The Smiths «This Charming Man», затрагивая тему классового неравенства и «странной» романтики.
Punctured bicycle
On a hillside desolate
Will nature make a man of me yet?
Неочевидная отсылка для поклонников творчества Босха скрывается в кадре после вечеринки, который отдалённо напоминает фрагмент картины «Сад земных наслаждений».
«Солтбёрн» с самого начала оставляет подсказки к предстоящим событиям. Настоящие мотивы Оливера угадываются с первых минут просмотра киноленты, скрываясь в строках песни The Smiths, переплетаясь с мотивами старых легенд и мифов и укрываясь в стихотворении, будто взятым главным героем за план действий для устранения семьи Кэттонов.
Первая часть кинообзора на «Солтбëрн» здесь.