Коронный, каретный, портретный, оружейный, бронный, модельный, серебряный, трофейный, бытовой — такие названия в XIX веке носили залы Оружейной палаты. «Главными» залами музея, с которых предполагалось начать осмотр, были залы второго этажа, куда вела парадная лестница. Экспонаты «Бронного», «Оружейного», «Трофейного», «Коронного» и «Серебряного» залов отражали блеск, величие и могущество правящего рода Романовых, раскрывали политическую, военную, дипломатическую историю России.
Экспонаты первого этажа были менее значимы с точки зрения официальной идеологии. «Модельный», «Портретный», «Бытовой», «Каретный» залы включали личные вещи государей, трофеи, добытые после подавления польского восстания 1831 года, предметы быта, парадного выезда, экипажи.
Сегодня предлагаем рассмотреть четыре рисунка работы Дмитрия Михайловича Струкова, на которых запечатлена экспозиция Оружейной палаты во второй половине XIX века. Русский художник-археолог Д.М. Струков был последователем Ф.Г. Солнцева в деле фиксации исторических и художественных памятников, состоял в 1860-1886 годах на службе в Оружейной палате. На его акварелях представлена первая экспозиция Оружейной палаты, расположенная в новом музейном здании, сооруженном в Кремле архитектором К.А. Тоном в 1844-1851 годах.
Бронный зал был первым в анфиладе залов второго этажа. В нем были представлены предметы вооружения русской, восточной и западноевропейской работы. Воинские доспехи экспонировались открыто на манекенах, установленных на тумбах в устроенных у окон многоярусных «пирамидах», составленных из ружейных стволов и на «арматурах» у стен зала, которые были украшены портретами.
Оружейный зал являлся следующим после Бронного. Он гораздо просторнее, с большими двусветными окнами, расположенными по обеим сторонам. Около колонн в два-три ряда, на «горках», демонстрировались ружья. Для более мелких предметов — пистолетов и холодного оружия — по сторонам зала были устроены застекленные витрины-столики и небольшие витрины-шкафы. Шлемы помещались как в открытой экспозиции, так и в витринах. Знамена были водружены с помощью специальных подставок, устроенных вокруг колонн, или вместе с прапорами образовывали щиты с «декорацией» в простенках между окнами.
В Оружейном зале было представлено богатейшее музейное собрание огнестрельного и холодного оружия, многие предметы из которого принадлежали русским царям и их ближнему окружению, известным историческим личностям XIV-XVII вв. В этом же зале находился конный портрет императрицы Екатерины II в мундире Преображенского полка кисти художника Вигилиуса Эриксена, на рисунке Д.М. Струкова его можно увидеть в глубине зала справа.
В экспозиции Каретного зала, находящегося на первом этаже Оружейной палаты, были выставлены предметы, связанные с парадным царским и императорским выездом в России. Здесь находились экипажи XVI-XVIII веков русской и иностранной работы, а также предметы парадного конского убранства. По стенам висели металлические медальоны с погрудными изображениями императора Петра I и императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
В зале также находились большие гравированные конклюзии — аллегорические композиции, прославляющие царствование русских монархов первой половины XVIII века, картины из истории Лжедмитрия I и портреты европейских монархов.
Экспозиция Коронного зала находилась в ротонде второго этажа и являлась смысловым и композиционным центром музея. В зале экспонировались российские государственные регалии и предметы придворного церемониала. В центре была установлена низкая круговая витрина с размещенными над ней государственным знаменем, щитом и мечом. Вокруг нее под стеклом, на высоких фигурных подставках отдельно располагались царские венцы и державы, императорские короны. В витринах также были выставлены государственные регалии, знаки царской власти, посохи и жезлы. У стен, под коронационными балдахинами, обитыми малиновым бархатом, стояли царские и императорские троны. В пристенных витринах-шкафах были выставлены древнерусские костюмы и коронационные одежды. Под купольным сводом фризообразно помещались тридцать пять портретов русских великих князей и царей из династии Рюриковичей и Романовых. На втором этаже находился также Трофейный зал, который от Коронного отделяла гербовая решетка с двуглавым орлом и гербами российских городов.
Если вы хотите прочитать больше информации и увидеть больше изображений Оружейной палаты в XIX веке, то рекомендуем следующие материалы:
Экспозиция Оружейной палаты в 1880-1890-е гг.
Как выглядела экспозиция Оружейной палаты 150 лет назад?
Коронный зал Оружейной палаты — «Храм Славы».