Найти тему
Музеи Московского Кремля

Как выглядела экспозиция Оружейной палаты 150 лет назад?

По приказу императора Николая I здание Оружейной палаты перестроили в середине XIX века — оно было призвано стать не только музеем, но и дворцовой сокровищницей, хранилищем государственных регалий и исторических артефактов.

Многие из экспонатов связывали с известными деятелями древности, хотя это не всегда было исторически обосновано. В XIX веке, в период становления исторической науки, предметы из собрания Оружейной палаты, вызывали большой интерес, что способствовало более глубокому изучению отечественного наследия. Приглашаем вас совершить вместе с нами небольшую экскурсию в прошлое и увидеть музей глазами посетителей XIX века.

Рисунок. Бронный зал Оружейной палаты. Дмитрий Михайлович Струков, вторая половина XIX века. © Музеи Московского Кремля
Рисунок. Бронный зал Оружейной палаты. Дмитрий Михайлович Струков, вторая половина XIX века. © Музеи Московского Кремля

На рисунке изображен Бронный зал Оружейной палаты. Он располагался в первом зале второго этажа музея, там, где сейчас представлены русские золотые и серебряные изделия XII-начала XVII веков. Здесь в основном были выставлены воинские доспехи, отчего зал и получил название «Бронный». Экспонаты демонстрировались открыто, без витрин. Из доспехов и оружия были созданы пирамидальные композиции, русские и западноевропейские доспехи были представлены на манекенах. Стены украшали арматуры из образцов древнего холодного вооружения.   

Рисунок. Оружейный зал Оружейной палаты. Дмитрий Михайлович Струков, вторая половина XIX века. © Музеи Московского Кремля
Рисунок. Оружейный зал Оружейной палаты. Дмитрий Михайлович Струков, вторая половина XIX века. © Музеи Московского Кремля

Оружейный зал располагался в анфиладе второго этажа музея, за Бронным залом. Сейчас в этом зале представлены русские золотые и серебряные изделия XVII - начала XX века. Вокруг пилонов зала были устроены многоярусные пирамиды, сооруженные из огнестрельного оружия, а на специальных подставках выставлены древние полковые и стрелецкие знамена и прапоры. В простенках между окнами находились застекленные витрины-столики и витрины-шкафы для холодного оружия, шлемы демонстрировались открыто или под стеклянными колпаками. Верхний ярус стен зала украшен овальными медальонами из белого мрамора с портретами русских великих князей и царей работы Ф. И. Шубина. Скульптор выполнил эти барельефы в 1774–1775 гг. для одного из залов Чесменского дворца в Санкт-Петербурге, где они пробыли до тех пор, пока в 1830 г. не были переданы в Оружейную палату. На медальонах запечатлены образы государей, подчас вымышленные: от легендарного князя Рюрика до портрета императрицы Елизаветы Петровны. Нахождение их в зале Оружейной палаты символически подчеркивало значение музея как хранилища реликвий русской истории и предметных свидетельств русской государственности. Некоторые из этих медальонов мы показывали здесь:

В Оружейном зале было представлено богатейшее музейное собрание огнестрельного и холодного оружия, многие предметы из которого принадлежали русским царям и их ближнему окружению, а также известным историческим личностям XIV–XVII вв. В этом же зале находился конный портрет императрицы Екатерины II в гвардейском мундире кисти художника В. Эриксена — на рисунке Д. М. Струкова его можно видеть в глубине зала справа. 

Рисунок. Часть экспозиции Оружейного зала Оружейной палаты. Дмитрий Михайлович Струков, вторая половина XIX века. © Музеи Московского Кремля
Рисунок. Часть экспозиции Оружейного зала Оружейной палаты. Дмитрий Михайлович Струков, вторая половина XIX века. © Музеи Московского Кремля

В экспозиции нового здания Оружейной палаты многим произведениям была отведена особая смысловая роль. Император Николай I принимал непосредственное участие в планировании размещения экспонатов в музее. Для него особенным ореолом были окружены предметы, связанные с освобождением России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и окончанием Смутного времени, так как именно эти события положили начало царствованию династии Романовых. По распоряжению императора Николая I в 1826 году в Оружейную палату было передано знамя князя Д. М. Пожарского из церкви села Пурех Нижегородской губернии, а в 1830 году — сабля и седло князя, хранившиеся в Троице-Сергиевой лавре. Эти драгоценные реликвии были соединены в одну композицию и помещены в Оружейный зал.

На рисунке представлена часть Оружейного зала, где в простенке между окнами на щите, обтянутом красной тканью, была составлена арматура из огнестрельного и холодного оружия вокруг доспеха с саблей, а внизу под щитом располагались седло и сабля князя Д. М. Пожарского. Впоследствии было установлено, что седло и сабля князю не принадлежали, но долгое время эти реликвии в Оружейном зале представляли единый мемориальный комплекс. Слева от настенной арматуры на специальной подставке в экспозиции зала было помещено знамя, по легенде связываемое с именем князя Д. М. Пожарского. Этот ветхий стяг кумачового цвета с изображением на одной его стороне лика Спаса Вседержителя, а на другой — Иисуса Навина, являлся олицетворением побед и русской воинской славы. Сабля, изображенная по центру композиции, принадлежала князю Ф. М. Мстиславскому — видному воеводе времени правления великих князей Ивана III, Василия III и царя Ивана Грозного — и являлась исторической реликвией, связанной с памятью о победах русского воинства в XV–XVI вв. 

Увидеть и рассмотреть эти замечательные рисунки вы можете на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата», которая проходит в выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца с 13 октября 2023 по 14 января 2024 года.

Статья подготовлена по материалам каталога к выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата». Авторы материалов: Наталья Скорнякова, Ася Тихомирова.