Найти тему
Музеи Московского Кремля

Художник Федор Солнцев и «древности Российского государства»

Акварели российских «древностей», выполненные талантливым художником Федором Григорьевичем Солнцевым, неизменно вызывают восхищение у наших подписчиков.

Художник родился в 1801 году в Ярославской губернии, происходил из семьи помещичьих крестьян графа А.И. Мусина-Пушкина и был отпущен на волю вслед за отцом и старшим братом Дионисием. Поворотным моментом в его жизни стал переезд в Петербург. В 1815 (либо в 1817) году Федор Солнцев был принят в Императорскую академию «трех знатнейших художеств», где последовательно прошел разные этапы обучения живописному искусству в рисовальном, натурном и портретном классах.

Акварель. «Крест, кадильница и панагия». Россия, 1843 г. Автор акварели: Солнцев Федор Григорьевич. Размеры листа: 44,4 х 29,5 см; паспарту: 66 х 49 см.
Акварель. «Крест, кадильница и панагия». Россия, 1843 г. Автор акварели: Солнцев Федор Григорьевич. Размеры листа: 44,4 х 29,5 см; паспарту: 66 х 49 см.

В 1830 году президент Академии художеств, археолог Алексей Николаевич Оленин поручил своему бывшему воспитаннику фиксацию предметов древнего золотого клада, обнаруженного в 1822 году на городище Старая Рязань. Алексей Николаевич и его коллега, историк и археограф Константин Фёдорович Калайдович как раз занимались изучением этого редчайшего клада домонгольского периода. Федор Григорьевич делал рисунки Рязанского клада в кабинете Алексея Николаевича. При этом ему настолько убедительно удалось воспроизвести археологические предметы, что случайно увидевший рисунки живописец Максим Никифорович Воробьёв даже попытался сдвинуть нарисованный медальон с места. Этот особый дар — точная и убедительная передача предметов — сделали Ф.Г. Солнцева в дальнейшем незаменимым в деле фиксации древних памятников.

С 1830 года по поручению А.Н. Оленина начались регулярные поездки художника по стране. Они продолжались с перерывами вплоть до 1853 года. Их отправной точкой стала Москва. Поводом для приезда художника в Первопрестольную, о котором он упоминает в своих воспоминаниях, стало задание от А.Н. Оленина копировать в рисунках древние предметы русского вооружения в Оружейной палате. «Для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов, принадлежащих к историческим, археологическим и этнографическим сведениям».

Акварель. «Барельеф "Чудо святого Георгия"». Россия, 1833 г. Автор акварели: Солнцев Федор Григорьевич. Размеры листа: 46,7 х 30,1 см; паспарту: 66,1 х 48,9 см.
Акварель. «Барельеф "Чудо святого Георгия"». Россия, 1833 г. Автор акварели: Солнцев Федор Григорьевич. Размеры листа: 46,7 х 30,1 см; паспарту: 66,1 х 48,9 см.

В Оружейной палате Федор Григорьевич зарисовывал наиболее древние и ценные предметы, составлявшие коллекцию музея: регалии московских государей, различные виды вооружения, многочисленные предметы царского обихода. Для изображения особо сложных предметов художник сначала выполнял прориси на тонкой прозрачной, так называемой «соломенной» бумаге — сначала передавались детали, элементы декора и воспроизводились надписи на предметах, затем создавался окончательный рисунок. В нашем фонде графики хранятся более трехсот подготовительных калек, выполненных Ф.Г. Солнцевым.

Акварель. «Большой Иерусалим (сион)». Россия, 1833 г. Автор акварели: Солнцев Федор Григорьевич. Размеры листа: 46,6 х 30,5 см; паспарту: 66 х 49 см.
Акварель. «Большой Иерусалим (сион)». Россия, 1833 г. Автор акварели: Солнцев Федор Григорьевич. Размеры листа: 46,6 х 30,5 см; паспарту: 66 х 49 см.

В Московском Кремле Федор Григорьевич также выполнял архитектурные обмеры храмов и перерисовывал находящиеся в них ценности: иконы (иногда воспроизводил целиком иконостасы), церковную утварь, книги, паникадила, церковные врата, сени и многое другое.

Акварель. «Трон Алмазный» (вид спереди). Россия, 1830-e. Автор акварели: Солнцев Федор Григорьевич. Размеры листа: 46,1 х 30,5 см; паспарту: 66,1 х 49 см.
Акварель. «Трон Алмазный» (вид спереди). Россия, 1830-e. Автор акварели: Солнцев Федор Григорьевич. Размеры листа: 46,1 х 30,5 см; паспарту: 66,1 х 49 см.

Кремль, как и Москва в целом, на долгие годы привлек к себе внимание художника. Судя по документам, работа над «древностями» в Москве проходила на протяжении 1830-х, реже — в 1840-е гг. Именно в Московском Кремле художник создал самое большое число рисунков этой серии.

Больше работ Федора Григорьевича можно увидеть на нашем сайте.

© Музеи Московского Кремля