Найти в Дзене
Смотри в Корень

Верность французская, верность немецкая...

Оглавление

Легко быть храбрым, честным, верным, когда жизнь идет привычным чередом и ей ничего не угрожает. Но так не бывает практически никогда. Жизнь - это квест, где каждый поступок, каждый выбор, каждое решение суть маленький фрагмент сложнейшего шифра, разгадка которого приближает человека к Счастью. Или к Нирване. Или к Раю. У достигнутой цели бытия разные названия...

В 1916 году газеты по обе стороны океана публиковали письма с Западного фронта юного американского поэта-добровольца Алана Сигера, сражавшегося во французском Иностранном легионе. Его репортаж об атаке французской армии в битве при Шампани в сентябре 1915 года очень понравился французам, он появился сразу в нескольких газетах. Почему оно так было - понятно из текста.

Рассуждение американца о французских солдатах

" ...мы получили приказ наступать. В шеренгах со штыками наголо мы преодолели открытое пространство между линиями, колючую проволоку и немецкую траншею, разбитую вдребезги и заполненную их мертвецами. В некоторых местах отдельные группы все еще оказывали сопротивление.
Впереди нас все было уже закончено, и во время подъема мы встречали колонны пленных, которых вели вниз. Мы ликовали в триумфальном порыве и вовсе не от ненависти; но бедолаги, охваченные ужасом, поднимали руки, умоляли сохранить им жизнь, кричали «Camerade[1]», «Bon français»[2], даже «Vive la France»[3]

[1] Товарищ (франц.)
[2] Добрый француз (франц.)
[3] Да здравствует Франция! (франц.)

Атака французской армии
Атака французской армии

Далее Алан описывает события следующего дня, когда французская армия была остановлена огнем со второй линии немецкой обороны и вынуждена была окопаться на отвоеванных позициях. Затем он продолжает:

Эти события углубили мое восхищение французами, мою преданность им. Если нам не все удалось, то это не была вина французского солдата. По-человечески он лучше, чем немец. Любой, кто видел атаку марсуэнов[1] у деревни Суэн, признал бы это. Я помню капитана, тяжело раненного в ногу, которого четверо пленных немцев проносили на носилках мимо нас. Он спросил, из какого мы полка, и когда мы ответили ему, он закричал: «Vive la Légion!»[2] и продолжал повторять: «Nous les avons en. Nous les avons en»[3]. Он страдал, но, не обращая внимания на свою рану, все еще был воспламенен энтузиазмом штурма и излучал победные эмоции.

[1] Марсуэны (от фр. marsouins – морские свиньи) – историческое сложившее прозвище пехотинцев французских колониальных войск.
[2] Да здравствует Легион! (франц.).
[3] Они с нами! Они с нами! (франц.).

Какой контраст с немецкими ранеными, на лицах которых не было ничего, кроме ужаса и отчаяния. Что является стимулом в их лозунгах «Gott mit uns»[1] и «Für König und Vaterland»[2] рядом с лозунгами людей, действительно сражающихся в защиту своей страны?

[1] С нами Бог (нем.).
[2] За короля и Отечество (нем.).

Немыслимо, чтобы француз, вынужденный уступить, мог вести себя так, как виденные мной немецкие пленные, дрожащие, стоящие на коленях перед всем миром, как преступники, которых наконец одолели и привлекли к ответственности. Заставить таких людей пойти в атаку можно только силой или в одурманенном состоянии. Но француз, который идет вперед, одержим страстью, по сравнению с которой любые другие формы переживания, которые, как считается, делают жизнь стоящей, кажутся бледными.
Алан Сигер в форме легионера и фрагмент статьи о нем из газеты Le Radical от 23 августа 1916 года
Алан Сигер в форме легионера и фрагмент статьи о нем из газеты Le Radical от 23 августа 1916 года

Алан безусловно прав в том, что любой красивый лозунг или девиз, не подкрепленный реальными поступками, не стоит ничего. Однако доказывая это, он не удержался от проявления так называемого бытового национализма, когда определенные положительные или отрицательные особенности и свойства, увиденные у отдельных представителей той или иной нации, автоматически распространяются на всю нацию в целом.

Как бы я не любила творчество Алана Сигера, как бы не восхищалась его талантом и мужеством, в данном вопросе я с ним не согласна. Бытовой национализм деструктивен, опасен, потому что создает стереотипы, искажающие реальную картину мира.

Но не будем строго судить молодого американца, который не щадя своей жизни сражался за Францию. Наверное, Алан просто не увидел немцев, которые даже будучи плененными, вели себя с достоинством, чтобы не позорить Deutschland, которая для них Uber Alles. Возможно, он не знал, что полугодом ранее на том же самом шампанском участке фронта во французской армии были случаи массового отказа от выполнения приказа об атаке...

Специально ничего не подгадывала, просто так совпало. Вчера не моем канале вышло интервью с немцем, который переехал жить в Россию.

Филипп живет в России уже более 10 лет и не уехал даже с началом известных событий, когда посольство Германии настоятельно советовало "эвакуироваться". Его блог Переехал из Германии в Россию пока не очень большой и иногда подвергается разным козням со стороны Дзен. Но Филипп дорожит каждым подписчиком и стремится сделать так, чтобы блог было интересно читать самым разным людям.

До недавнего времени я с интересом читала блог Французский вестник. Его автор Жульен Дюмонтье тоже давно в России и тоже уезжать не стремится. Подписчиков у его блога в разы больше, чем у блога Филиппа. Некоторое время назад он поставил блог на паузу. Это вполне нормально, разные же бывают обстоятельства... Но вчера же Жульен опубликовал в своем блоге swan song, где объяснил, что больше писать не хочет, потому что когда из-за "происков" Дзена у него падает количество подписчиков, ему это делать впадлу "не доставляет прежнего удовольствия".

Я отписалась от блога, предварительно указав в комментарии к статье, что она является une trahison envers vos lecteurs (предательством по отношению к читателям). К чести Жульена, он этот коммент не удалил. Возможно, потому,
что "лайкнули" его всего 3-4 человека, а все остальные несколько сотен комментаторов костерили подлый Дзен и умоляли Жульена вернуться.

Умолили. Сегодня Жульен обещал иногда че-нить выкладывать, так что кто не отписался, пусть иногда заходит...

Ой, ну прям как немецкие магазин OBI в России: с началом СВО закрылись, потом таки опять открылись с минимальным ассортиментом и бешеными ценами. А потом вообще печалька случилась: OBI в Химках полностью сгорел. И до сих пор так в руинах и стоит: иногда мимо прохожу, вижу...

Магазин OBI в Химках после пожара.
Магазин OBI в Химках после пожара.

Надеюсь, что у Жульена все сложится лучше, чем у ассоциированного с его поведением магазина. Но если бы он поступил подобно французским Auchan и Leroy Merlin, которые не смотря ни на что остались верными своим читателям покупателям, у него точно было бы все хорошо.

Верность - штука интернациональная. Если она есть, конечно...

Уважаемые друзья!

Подписывайтесь на канал Смотри в Корень.

Стараюсь, чтобы здесь было интересно!