Тем, кто интересуется экономикой как наукой имена Джонатана Хэя и Андрея Шлейфера ассоциируются с высокими достижениями в области науки и бизнеса. Они оба являются выпускниками Гарвардского университета, одного из самых престижных учебных заведений в мире. Их имена широко известны на Западе, но лишь некоторые знают, что именно они в 90-е годы занимались экономическими реформам России. Почему нужно было приглашать иностранцев и чего на самом деле хотели добиться американцы?
В 1990-е годы Россия переживала сложный период перемен и трансформаций. Страна столкнулась с вызовами построения рыночной экономики и преодоления проблем, связанных с переходом от плановой системы к рыночным отношениям.
В 1994 году на должность руководителя Государственного комитета России по управлению имуществом пригласили Владимира Поливанова. Эта должность давала ему ключевые полномочия в управлении процессом приватизации в огромной стране.
Однако всего через 70 дней после начала работы, Поливанов был уволен Борисом Ельциным.
Новый план Ельцина
В 1992 году Борис Ельцин принял решение о перестройке экономики страны в соответствии с капиталистическими принципами. Он обратился за помощью к американским, как ему казалось, друзьям. В Вашингтоне ему предложили около 300 экспертов, которые могли легко и компетентно помочь организовать любые реформы. В результате все эти люди, включая агентов ЦРУ, были наняты в качестве советников российского правительства.
В том же году правительство США выделяет 2 млн. долларов для поддержки реформ в России. Возглавляет программу профессор Гарварда Андрей Шлейфер, а Джонатан Хэй становится его заместителем. Оба едут в Россию.
Друзья оказались врагами. У Владимира Поливанова, который занимал должность главы Госкомимущества, возникли подозрения относительно деятельности американских советников, которые имели постоянный доступ в одно из самых защищенных мест - компьютерный центр Госкомитета по приватизации. Расследование Поливанова показало, что 500 крупнейших производств, которые специалисты оценили в $200 млрд, ушли в частные руки всего за $7 млрд. Уникальные предприятия продавались за бесценок.
Дэвид Липтон — это ещё одна интересная фигура, о которой стоит упомянуть
До 2020 года Дэвид Липтон занимал должность первого заместителя директора Международного валютного фонда. Он начал свою карьеру в России как советник правительства и активный участник залоговых аукционов.
Залоговые аукционы были введены в России благодаря двум американцам, уже знакомым нам, Шлейферу и Хэю. Правительство США выделило им $57 миллионов для создания рынка капитала в России. В 1995 году этот рынок был создан, но только одну лицензию на открытие паевого инвестиционного фонда получила Элизабет Хеберт, жена сотрудника ЦРУ Джонатана Хэя. Этот фонд стал известен как "Паллада". Всем остальным компаниям на дали даже зарегистрироваться.
Таким образом, американцы контролировали весь рынок, зарабатывая огромные деньги. Однако их жадность привела к их же падению. Несколько западных компаний пожаловались на "Палладу" в Конгресс США, так как она в течение двух лет не позволяла даже транснациональным корпорациям войти на российский рынок.
Работу в России пришлось прекратить. А возобновить её в 2000-е уже не получилось: на пост президента пришел Владимир Путин. Не понятно, сколько еще могла бы продолжаться продажа страны по кусочкам, если бы власть не сменилась. Ведь до сих пор американцы жалеют, что им не удалось завершить свои планы по захвату России.