Найти тему
Страницы истории

Граф Никита Иванович Панин – советник Екатерины II, воспитатель Павла I, автор первой российской конституции и истинный сибарит

Граф Никита Иванович Панин был одним из образованнейших людей своего времени, он вершил внешнюю политику при двух императрицах, Елизавете Петровне и Екатерине II, был воспитателем императора Павла I, автором первой российской конституции и закончил свою жизнь, находясь в опале.

Граф Никита Иванович Панин
Граф Никита Иванович Панин

Начало карьеры будущего дипломата

Никита Панин имел знатное происхождение. Его отец, Иван Васильевич Панин, приходился дальним родственником императорской семье, по матери он был внучатым племянником князя Александра Меншикова. Никита Иванович Панин родился 18 сентября 1718 года в Данциге (сейчас г. Гданьск на территории Польши), где в то время служил его отец, полковник. Детство прошло в Пернове (Пярну, Эстония).

Несмотря на высокие родственные связи, отец Панина состояния не сколотил, семья жила скромно, но образование сыновьям (у Никиты был еще брат Петр) Иван Панин дал хорошее – понимал его необходимость для продвижения в Петровскую эпоху.

Оба брата, и Никита, и Петр, были зачислены в Конногвардейский полк, и в 22 года Никита был произведен в корнеты. И если его брат так и пошел по военной линии, по стопам отца, то для Никиты судьба приготовила крутой поворот.

В ноябре 1741 года Никита с другими гвардейцами принимал участие в дворцовом перевороте, в результате которого на трон взошла Елизавета. Молодой корнет получает придворный чин камер-юнкера, а через некоторое время он привлек внимание Елизаветы Петровны. Это очень не понравилось ее фаворитам, Ивану Шувалову и Алексею Разумовскому, и с их подачи в 1746 году Никиту Панина отправили в Данию посланником. Так закончилась его офицерская карьера, зато началась новая – дипломатическая. И здесь молодому дипломату пришлось непросто.

Никита Иванович Панин в молодости
Никита Иванович Панин в молодости

На дипломатической службе

В Копенгагене начинающий дипломат пробыл недолго, через несколько месяцев оказался в Стокгольме.

В Петербурге уделяли большое внимание положению дел в Швеции, так как Стокгольм являлся главным соперником России в борьбе за влияние в Северной Европе. Поэтому назначение на столь важный пост начинающего дипломата было для многих неожиданным. Видимо, канцлер Алексей Бестужев-Рюмин смог разглядеть потенциал Никиты Панина и поручил ему это важное дело. В задачу Панина входило ослаблять власть короля, для чего поддерживать конституционные реформы в Дании.

Неопытному Панину по сути пришлось с нуля учиться всем тонкостям дипломатической деятельности, создавать собственные методы ведения дел. Свою задачу – не допустить новую войну России и Швеции, добиться нейтралитета Стокгольма и заключить союз против появления британского военного флота на Балтике он выполнил.

Стокгольм в середине 18 века
Стокгольм в середине 18 века

В Стокгольме Панин провел 12 лет. Эти годы он посвятил не только дипломатической службе. Он собрал большую библиотеку, занялся самообразованием, а также изучал систему правления Швеции, где в то время власть короля ограничивали члены парламента. Он проникся идеями конституционной монархии, что в последующем вылилось в проект первой Российской конституции.

Воспитатель великого князя

Так как Никита Панин был человеком «из лагеря» канцлера Алексея Бестужева-Рюмина и проводил его внешнеполитический курс, то после того, как Бестужев впал в немилость и был сослан, Панин тоже оказался в немилости у нового канцлера – Михаила Воронцова. Времена для Панина наступили непростые, он даже стал проситься в отставку. Тем удивительнее оказалось то, что в конце 1759 года Елизавета Петровна велела Панину прибыть в Петербург и назначила его воспитателем и обер-гофмейстером 6-летнего цесаревича Павла Петровича.

Новый воспитатель определил для своего воспитанника широкий круг тем, которые, как он считал, необходимы для будущего императора. В соответствии с его планом обучения были подобраны учителя. Юный Павел Петрович привязался к своему воспитателю, который фактически заменил ему родителей. К тому же Панин не докучал своему воспитаннику излишними нравоучениями, ценил его свободу и право выбора.

Такие теплые отношения не очень нравились Екатерине Алексеевне, хотя она высоко оценивала его познания и интеллект, называла ходячей энциклопедией, и позже он стал для императрицы Екатерины IIхорошим помощником и советчиком.

Павел Петрович очень уважал своего воспитателя. Когда он достиг 17-летнего возраста, Екатерина отстранила Панина от своего сына, чем оба были очень расстроены. Но Никита Иванович до последних дней имел влияние на великого князя, который часто спрашивал мнения своего наставника, прислушивался к его советам.

Великий князь Павел Петрович в юности
Великий князь Павел Петрович в юности

Придворная служба

Воспитатель наследника быстро стал приобретать вес при дворе, причем, не только благодаря своему положению. Искусный дипломат и образованнейший человек, долгое время проживший в Европе, он хорошо разбирался не только в европейской политике, но и в культуре. Таких людей в России было не так много, и их ценили. Уважала его и благоволила к нему и Елизавета Петровна. К тому же воспитатель великого князя был очень обаятельным человеком и умел расположить к себе людей. Поэтому Никита Панин быстро стал при дворе влиятельной персоной.

Когда после смерти Елизаветы Петровны к власти пришел Петр III, положение воспитателя цесаревича осложнилось. Петр III не доверял Панину, хотя пожаловал ему чин действительного тайного советника, наградил орденом Св. Андрея Первозванного и даже хотел произвести того в военный чин генерал-аншефа, но Панин отказался, так как ему пришлось бы постоянно присутствовать на многочисленных парадах.

Панин видел слабость Петра III как императора, поэтому выступал за его отстранение от власти. К участию в перевороте его привлекла Екатерина Дашкова. Правда, он считал, что императором должен стать его юный воспитанник, а Екатерина Алексеевна до совершеннолетия Павла должна быть его регентом. Но все произошло не так, как он планировал. Тем не менее, он принял переворот и стал одним из советников императрицы.

На службе у императрицы Екатерины II

Екатерина II приблизила к себе Панина. За участие в заговоре она наградила его ежегодной пенсией в размере 5 тыс. рублей. Панин продолжал исполнять обязанности воспитателя цесаревича, но при этом какое-то время был и неофициальным советником императрицы в вопросах внешней политики – ей важен был его опыт дипломата и его широкие познания в области политики. В какой-то степени он стал конкурентом своему бывшему покровителю графу Алексею Бестужеву, которого Екатерина вернула ко двору. Но постаревший Бестужев быстро отошел от дел, и 4 октября 1763 года Екатерина назначает Панина старшим членом Иностранной коллегии, к нему также отошло заведование делами коллегии.

Павел Ворожцов в роли Никиты Ивановича Панина, сериал "Великая. Золотой век"
Павел Ворожцов в роли Никиты Ивановича Панина, сериал "Великая. Золотой век"

Почти 20 лет Никита Иванович Панин руководил внешней политикой Российской империи и оставался одним из главных советников Екатерины II. Он много сделал для укрепления авторитета России на международной арене. При его участии трон Речи Посполитой занял российский ставленник Станислав Понятовский. Он выступал за сближение с Пруссией, принял участие в создании Северного союза «Северный Аккорд», в который входили Российская империя, Речь Посполитая, Дания, Саксония, и который направлен был против Франции и Австрии. Этот союз также позволял сдерживать и Турцию.

С 1780 года внешняя политика России изменилась - началось сближение с Австрией, и Панин, как сторонник союза с Пруссией, перестал быть нужным Екатерине. Он был отправлен в бессрочный отпуск, а затем и получил отставку.

Автор первой конституции России

Еще во время пребывания в Швеции Никита Панин проникся идеями конституционного строя и явился автором проекта конституционной монархии. Последние годы своей жизни он, совместно с братом Петром, активно занимался подготовкой конституционного проекта – первого в истории России. В его проекте говорилось, что правитель должен избираться своим народом и он должен заботиться о благе подданных. Базовой основой внутренней политики он считал частную собственность, соединенной со свободой – это и есть основа национального благосостояния. Также он считал, что нужно упорядочить систему престолонаследия, писал о судах и налоговой системе.

Полностью подготовить конституцию Панин не успел, были готовы только тезисные наброски, которые тоже по большей части утеряны. Свой проект конституции Никита Иванович завещал Павлу Петровичу, который претворил в жизнь идею престолонаследия своего воспитателя.

Личная жизнь Никиты Панина

Несмотря на столь разностороннюю деятельность, Никита Иванович Панин был очень медлителен и ленив. Екатерина II говорила, что он умрёт от того, что поторопится. Он вел жизнь сибарита: любил роскошь, вкусно поесть - у него были лучшие в Петербурге повара. Предпочитал французскую кухню. Вставал он за полдень, правда, и ложился в около 5 часов утра. От такой жизни он сильно располнел. Жил он на Большой Морской улице, дом 20.

Дом на Большой Морской улице, 20, в котором жил Никита Панин
Дом на Большой Морской улице, 20, в котором жил Никита Панин

Даже его недруги отмечали его энциклопедический ум, считали образованнейшим человеком и отзывались о нем как о добром, честном и щедром человеке. Как-то подаренных ему крепостных он поделил между своими секретарями, к слову, среди них был и будущий драматург Денис Фонвизин. Репутация Панина была безупречна, он никогда не был заметен во взяточничестве.

Никита Иванович очень любил карты и женщин, хотя женат не был и наследников не оставил. В последние годы он жил с Марией Талызиной, отличающейся, как и он сам, большой полнотой.

Никита Иванович Панин скончался 31 марта 1783 года в возрасте 64 лет. Возле постели любимого воспитателя находился Павел Петрович, который держал его за руку. Похоронили Панина в Александро-Невской лавре, траурная процессия была многолюдной, в ней были и те, кто при жизни Никиты Ивановича являлся его недругом. Екатерина II на похороны не пришла.

Надгробие на усыпальнице Н.И. Панина
Надгробие на усыпальнице Н.И. Панина

В 1797 году ученик и воспитанник Панина, император Павел I, поставил своему учителю памятник в церкви святой Магдалины (современный Павловск).

Некоторые исследователи считают, что именно Никита Панин является организатором заговора поручика Мировича по освобождению императора Ивана VI из Шлиссельбургской крепости:

Парадокс истории: Павел I уважал, почитал и любил своего воспитателя, Никиту Ивановича Панина. Погиб Павел I в результате заговора, идеологом которого был другой Панин – Никита Петрович, родной племянник воспитателя императора.