Он был из очень знатного рода, близкого к императорскому двору. Он был умен и честолюбив. Он мог сделать высочайшую карьеру и принести много пользы государству Российскому. Но уже в 30-летнем возрасте он ушел с политической сцены. Правда, успев оставить свой след в истории. О котором вспоминают скорее с негативом.
Отпрыск знатного рода
Никита Петрович Панин родился 17 апреля 1770 года в Харькове. Его отец, граф Петр Иванович Панин, был генерал-аншефом и сенатором, отличился в Семилетней войне и командовал разгромом Пугачевского восстания. Дядя Никиты Петровича, Никита Иванович Панин, был главой внешней политики Российской империи и наставником Великого князя Павла Петровича. Он также вошел в историю тем, что был автором первого в России конституционного проекта.
В пятилетнем возрасте Никита Панин потерял мать, отец постоянно воевал, поэтому воспитывал мальчика его знаменитый высокопоставленный дядя. Стоит ли говорить, что мальчик получил превосходное образование и придворное воспитание. При этом, по воспоминаниям современников, «Панин рано приобрёл самоуверенность и апломб».
Его описывали так:
«Это был человек крутой, прямолинейный, с непомерно развитым честолюбием, с ледяною внешностью; при одном взгляде на его высокую, сухую фигуру, с неподвижным лицом и резким, холодным взглядом многие чувствовали к нему антипатию».
Ранняя страсть к интриганству
Представитель знатного рода был принят при дворе. Великий князь Павел Петрович очень благоволил к племяннику своего воспитателя - тот скоро стал его доверенным лицом и часто бывал в его доме в Павловске. Но, видимо, страсть к интриганству рано проявилась в Никите Панине. Он решил вмешаться в и без того непростые отношения Павла Петровича и Екатерины II и окончательно рассорить сына с матерью.
На одной из конфиденциальных встреч с Павлом Панин сообщил цесаревичу, что ему стало известно о «заговоре», который против него затевает императрица. Тот попросил его составить список заговорщиков и поставить под ним свою подпись. Получив листок, Павел Петрович выгнал интригана и велел ему больше не показываться на глаза. Великий князь понял, что Панин затевает интригу. Ведь для того, чтобы устранить сына, Екатерине не нужен был никакой заговор. Неужели Панин уже тогда, в конце 1791 года начал задумывать заговор в пользу Александра?
Павел Петрович показал панинский список императрице, и та была возмущена. Панин потерял расположение Екатерины, поэтому, хотя он добивался назначения послом в одну из европейских стран, она отклонила назначение, и только в 1793 году, в память о дяде, произвела его в камергеры. А через два года вместо европейского двора он был отправлен в Гродно в качестве губернатора. Это назначение шло в разрез с намерениями Никиты Панина, но пришлось подчиниться.
На дипломатической службе
Никита Панин, все-таки, получил назначение на дипломатическую службу, но уже после кончины Екатерины. Вступив на престол, Павел I вернул его в Петербург и присвоил ему звание генерал-майора. Но Панина военная служба не интересовала, и он вступил в члены Коллегии иностранных дел. В 1797 году Никита Панин был назначен послом в Берлин. Но и это назначение его не обрадовало, так как он презирал прусский двор, считая его развращенным.
В 1799 году Панина отзывают в Петербург. Ему еще нет и 29 лет, а он получает от Павла чин вице-канцлера и становится действительным тайным советником. Но это не сделало его более лояльным к императору Павлу.
В 1800 году с одобрения Павла началось сближение России с Францией и наметился разрыв с Англией. Но Никита Петрович был заклятым врагом всяких республик. Он считал союз с Наполеоном «постыдным делом». Поэтому у Панина с императором возникли разногласия, что привело к отставке Панина.
Новый заговор против Павла
Воспитанный дядей на идеях конституционной монархии и недовольный своим положением, Никита Панин начинает действовать. Способствовала этому и его дружба с Английским послом в Петербурге Уитвортом.
Осенью 1800 года Панин начал тайные переговоры с наследником, Великим князем Александром, об отстранении Павла и привидении к власти Александра при условии регентства – так, как это было в Англии в годы безумного короля Георга III. И кто как ни английский посол Уитворт мог дать «полезные советы», основанные на английской системе регентства. К тому же, англичанин был очень заинтересован в свержении Павла, который охладел к Англии и стал сближаться с Наполеоном. В Лондоне отлично знали о готовящемся заговоре против императора Павла, и даже финансировали заговорщиков.
Тайные встречи Панина с Великим князем проходили по ночам. Местами встреч были переходы Зимнего дворца, подвалы и даже баня. Панин рисовал Александру картины общего неблагополучия в стране и еще больших несчастий, которые непременно наступят, если будет продолжаться царствование Павла. Он говорил о его неуважении к супруге и детям. Говорил о сумасшествии государя и о том, что опасность с каждым днем растет, что в любой момент можно ожидать неслыханных и жестоких насилий. В том числе, и по отношению к семье.
Чтобы воспрепятствовать императору творить зло над страной и своими близкими, необходимо его низложить. Он убеждал Александра, что Павлу Петровичу создадут спокойную и достойную жизнь, что он будет по-прежнему жить в любимом Михайловском замке и пользоваться всеми почестями и преимуществами своего положения. И при этом страна не будет подвергаться опасностям.
Панин много говорил Александру о том, что благополучие государства и народа требуют, чтобы тот стал соправителем своего отца, что Сенат принудит Павла признать Александра своим соправителем, при этом самому Александру вмешиваться в это не придется.
Ни о каких насильственных действиях в отношении Павла речи не было.
Александр колебался. Тогда Панин решил привлечь человека, который пользовался особым доверием императора и обладал огромной властью — военного губернатора Петербурга графа Петра фон Палена. В заговор втягивалось все больше людей, и к осени 1800 года его план в основе был готов.
Помешала его реализации отставка Панина и его высылка из Петербурга в декабре 1800 года. Свершение заговора было отодвинуто, но не отменено. Его руководителем становится Петр Пален. В марте 1801 года император Павел стал жертвой заговора, разработанного графом Никитой Петровичем Паниным. Но сам он лично участие в его свершении не принимал.
Интересно было бы узнать, если бы руководил захватом Михайловского замка сам Панин, был бы убит император, или, может, все закончилось мирно?
Шведский посол Стедингк, хорошо знавший и Панина, и Александра I, писал 3 июля 1802 года:
«Панинский проект революции против покойного императора был в известном смысле составлен с согласия ныне царствующего императора и отличался большой умеренностью. Он задавался целью отнять у Павла правительственную власть, оставив ему, однако, представительство верховной власти, как мы это видим в Дании».
Судьба Никиты Панина после свершения заговора
Александр I, став императором, снял опалу и вернул Никиту Панина в коллегию иностранных дел и поручил ему руководство всей внешней политикой Российской империи. Это вызвало большое неудовольствие матери, которой была известна роль Панина в заговоре.
Но уже летом отношение императора к идейному вдохновителю заговора, приведшего его к власти, изменилось явно в негативную сторону. Осложнил положение графа и разлад с старшими коллегами по дипломатической службе - Александром Куракиным и Семеном Воронцовым.
Панин понял шаткость своего положения и то, что его карьере на государственной службе пришел конец, и подал прошение об отпуске. 30 сентября 1801 года он получил разрешение на трехлетний отпуск – это было равносильно отставке, просто в более мягкой форме. Панин отправился в путешествие за границу. На обратном пути он заехал во владения шведского короля. Но там его объявили персоной нон грата и выслали. Когда он вернулся в Россию, ему запретили проживать в столицах.
Наступили годы опалы, а продолжались они более 30 лет, до его кончины. Даже Николай I, сменив брата на императорском троне, не простил его.
Панин проживал в родительском имении Дугино. Занимался его благоустройством, охотой, чтением и изучением оккультных наук, чем очень увлекся. В 1806 году смоленское дворянство избрало его начальником земской милиции. Александр Iне утвердил его избрание.
Никита Петрович Панин умер 1 марта 1837 года в возрасте шестидесяти шести лет.
Семейное положение
В 18 лет Никита Панин влюбился в графиню Софью Владимировну Орлову, дочь младшего брата екатерининского фаворита. Отец был против, так как негативно относился ко все Орловым, но все-таки разрешил единственному и любимому сыну жениться.
В отличие от мужа, человека сухого и несгибаемого, Софья Владимировна была женщина мягкая и добрая. Она разделила судьбу опального мужа. В их браке родилось 10 детей, из них до совершеннолетия дожили пятеро.