Иван VI получил Российский престол буквально в колыбели – ему было 2 месяца, когда умерла императрица Анна Иоанновна, тетка его матери – Анны Леопольдовны. Казалось, малыш родился с золотой ложкой во рту. Но на самом деле вся его жизнь - это мучения, закончившиеся трагедией.
Свержение императора Иван VI
25 ноября 1741 года в Петербурге произошел очередной дворцовый переворот, на этот раз бескровный. Гвардейцы Преображенского полка возвели на престол Елизавету Петровну, свергнув законного императора Иван VI. Арестована была вся семья императора: его мать и регентша Анна Леопольдовна, отец герцог Брауншвейгский Антон Ульрих и 4-месячная сестра Екатерина. Самому императору в то время было год и три месяца.
Вся семья была отправлена в ссылку в Рижский замок. Елизавета раздумывала, как поступить с «Брауншвейгскмм семейством». Зла она им не желала, тем более, с «сестрицей» Анной Леопольдовной они было ранее в неплохих отношениях. Поэтому Елизавета даже думала отпустить их в Европу. Но окружение молодой императрицы убедило ее, что там, за границей, низложенное семейство сможет найти поддержку, что приведет к новому перевороту, теперь уже против Елизаветы.
И вскоре Елизавета убедилась, что это вполне возможно. Уже в 1742 году был раскрыт готовящийся заговор камер-лакея Александра Турчанинова, служившего Анне Леопольдовне. Он с сообщниками хотел свергнуть Елизавету Петровну, убить Петра Федоровича, освободить пленников и вернуть им власть. После этого Елизавета поняла, какие последствия могут быть, окажись «Браунгшвейцы» на свободе, и ее отношение к семейству изменилось.
Какое-то время все семейство перевозили из одной крепости в другую. Так пытались запутать следы на тот случай, если кто-то опять решит их освободить. В конце концов в 1744 году всю семью привезли в Холмогоры, подальше от границы, и там 4-летнего мальчика разлучили с близкими. Больше они друг друга не видели. Ужас положения заключался в том, что жили они в одном доме, но за непроницаемой стеной.
Жизнь у мальчика была тоскливая. Его практически никогда не выпускали на улицу, он только мог наблюдать из окон или пустой двор, или снежную равнину без конца и края. Правда, при мальчике были слуги и нянька, супруга пристава Миллера, которая не позволяла мальчику забывать о его происхождении, научила его молиться и грамоте.
Заговор Зубарева и ужесточение содержания
1756 год стал для Иоанна Антоновича переломным – в еще более худшую сторону. Ему исполнилось 16 лет, то есть, теперь он мог быть самостоятельным императором, а потому становился очень опасным для властей. Это понимала не только Елизавета, но и ее враги за границей.
Тайной канцелярией был раскрыт новый готовящийся заговор - тобольского посадского Ивана Зубарева. Действовал Зубарев по заданию Прусского короля Фридриха II. Зубарев был раскольником. В его задачи входило устроить бунт среди холмогорских раскольников, захватить острог, где содержались пленники, освободить их и доставить в Архангельск, где их будет ждать специально для этой цели подошедшее торговое судно. На нем пленников должны были вывезти за пределы России.
Итогом этого заговора стало то, что Ивана Антоновича перевели в Шлиссельбургскую крепость.
Узник Шлиссельбургской крепости
Шестнадцатилетнего бывшего императора поместили в одиночную камеру. Если раньше он мог общаться с няньками и слугами, то сейчас он был совсем один. Заходить к нему могли только несколько специально назначенных офицеров, которым запрещено было с ним разговаривать. Священник мог посетить узника только в случае опасной болезни. Его охранники даже не знали, с кем они имеют дело. Им велено было называть его просто Григорий.
Содержали его плохо, кормили скудно, офицеры позволяли себе рукоприкладство, да еще и практически полное отсутствие общения. Стоит ли удивляться, что через три года у Ивана Антоновича началось умственное расстройство и он стал бросаться на своих тюремщиков. А те избивали его еще больше, сажали на цепь и лишали еды. Он дичал, постепенно терял человеческий облик.
Существует предание, что однажды узника посетила Елизавета Петровна. По другой версии – его привезли в Петербург. В обоих вариантах Елизавета, желая сохранить анонимность, переоделась в мужскую одежду. Елизавета не ожидала увидеть юношу в таком удручающем состоянии, она даже расплакалась. Но ничего не сделала, чтобы облегчить его участь.
Посетил узника и Петр III. Прусский король Фридрих II, который был для Петра Федоровича самым большим авторитетом, посоветовал ему казнить Ивана, чтобы исключить возможность заговора. Но Петр III, увидев больного и несчастного юношу, практически потерявшего рассудок, пожалел его, решил, что он не опасен и даже собирался отпустить его. Но не успел.
Угроза для Екатерины II
В июне 1762 года в результате дворцового переворота власть захватывает Екатерина II. Екатерина прав на русский престол не имела, по сути, была самозванкой, при этом в Шлиссельбургской крепости томился законный наследник престола – Иван VI. Екатерина прекрасно понимала, какую серьезную угрозу для нее представляет сам факт существования этого молодого человека. Тем более, не все были довольны тем, что русский трон захватила немка.
По Петербургу стали ходить разговоры, что незаконную немку надо сменить на законного императора Иоанна Антоновича. Инициаторами разговоров были гвардейцы, двое братьев Хрущёвых и трое братьев Гурьевых. Неосторожных заговорщиков схватили, двух зачинщиков, Петра Хрущёва и Семёна Гурьева, казнили путем четвертования, остальных сослали на Камчатку.
После этого в Шлиссельбургскую крепость, к офицерам-тюремщикам Ивана Антоновича, поступила инструкция, в которой говорилось:
«Ежели, паче чаяния, случится, чтоб пришел с командою или один, хотя бы офицер, без именного за собственноручно ея императорского величества подписанием повеления или без письменного от меня приказа и захотел арестанта у вас взять, то онаго никому не отдавать и почитать все это за подлог или неприятельскую руку. Буде же так оная сильна будет рука, что спастись не можно, то арестанта умертвить, а живаго никому его в руки не отдавать».
Заговор поручика Мировича
Среди офицеров Шлиссельбургской крепости был подпоручик Василий Мирович. Его дед, переяславльский полковник Федор Мирович, перешел на сторону Мазепы и после поражения под Полтавой бежал в Польшу. Отец был сослан в Сибирь, имения конфискованы. Василий, родившийся в Сибири, неоднократно обращался с просьбой вернуть родовые поместья, но получал отказ, в том числе, и от Екатерины II. Это и подтолкнуло его к заговору по освобождению Ивана VI и свержению Екатерины.
Мировичу удалось склонить на свою сторону несколько солдат караульной команды, и он попытался освободить из крепости Ивана Антоновича. Ни Мирович, ни солдаты не знали о тайном приказе, полученном приставами капитаном Власьевым и поручиком Чекиным, в котором строго указывалось, что пленника при попытке освобождения следует убить.
5 июля 1764 года 23-летний император Иван VI, при попытке его освобождения, был убит. Его тюремщики выполнили приказ. Таким образом, пытаясь спасти узника, Мирович его убил.
Несчастного императора не только в тайне содержали, но и тайно похоронили. Неизвестно, где находится могила Ивана VI. Скорее всего, захоронен он на территории Шлиссельбургской крепости. Но где именно?
В 2016 году в г. Чаплыгин Липецкой области был установлен памятник Ивану VI. В XVIII веке здесь была крепость Раненбург, в которой какое-то время томилась семья императора-младенца.
Кто был настоящим организатором заговора
Василий Мирович был схвачен и казнен 15 сентября того же года четвертованием.
Существует версия, согласно которой Мирович был лишь орудием настоящего заговора, на самом деле организатором его является один из высоких сановников – граф Никита Иванович Панин, воспитатель цесаревича Павла Петровича, и сам заговор готовился задолго и тщательно. Какие факты говорят в пользу этого предположения:
- Известно, что Василий Мирович одно время служил адъютантом у Панина, и тот вполне мог организовать его перевод в Шлиссельбургскую крепость.
- Именно от Панина тюремщики Ивана Антоновича получили инструкцию о том, в каком случае узника следует умертвить.
- Интересный факт: в декабре 1763 года капитан Власьев и поручик Чекин, которые практически неотлучно находились при пленнике и сами уже были как арестанты, прислали прошение, в котором умоляли освободить их от этой караульной службы. На что они получили ответ:
«Не волнуйтесь. Будете вознаграждены. Потерпите немного до лета следующего года».
То есть, дата «освобождения» бывшего императора была уже назначена.
Конечно, факты, говорящие о причастности Никиты Панина к заговору, косвенные. Неизвестны и его мотивы. Возможно, он действовал самостоятельно, в интересах своего юного воспитанника, Павла Петровича. Но также возможно, что это было сделано с согласия императрицы Екатерины II.
О графе Никите Ивановиче Панине, наставнике цесаревича Павла Петровича, в последующих статьях.
Другие публикации, посвященные Ивану VI Антоновичу и его семье: