Это вполне обычное явление, когда ребенок с особенностями развития ведет себя на любом занятии, мероприятии, да и в любых непривычных для него обстоятельствах, шумно и непредсказуемо. Или, как говорила одна знакомая психолог, "предсказуемо шумно".
И, кстати, психолог эта - не какая-нибудь там "диванно-доморощенная", а настоящий профессионал, который работает в нашем любимом социальном спецучреждении для детей с ОВЗ, где я веду творческие кружки.
Конечно, она имеет в виду ребят преимущественно с ментальными нарушениями, но это вполне логично. Ведь каждые три недели наши стационары заполняются в основном такими ребятами: тяжелыми, очень тяжелыми и… вроде бы тяжелыми, но относительно других будто бы обычными детьми.
Да-да, и такое бывает!
Например, когда в смене, состоящей почти полностью из деток, не понимающих обращенной речи, носящихся по помещению с воплями и переворачивающих мебель, случайно оказывается один ребенок с УО, но умеющий читать по слогам и считать на палочках в пределах десятка - он уже по умолчанию становится умнющим гением. А такой, который может стишок выучить на праздник - так вообще звезда.
В общем, что я имею в виду
Если любой наш воспитанник будет на уроке кричать, мычать, мяукать, грызть жалюзи, размазывать акварель лицом(!) по столу, метать в педагога деревянные пирамидки, удивляться никто не будет. А будет лишь аккуратно и нежно поворачивать руль от опасных действий ребенка к безопасным (как для самого воспитанника, так и для педагога, который "тоже человек").
А если вдруг ребенок не кричит, не хулиганит, не раскидывает предметы или не совершает иных каких-либо характерных для него действий, то тут уже, сами того не желая, могут бить тревогу не только педагоги, но и, в первую очередь, родители.
Шумная Даша
Эта девочка приезжала к нам в стационар уже 3 раза. Ребенок 5-ти лет, тяжелые ментальные нарушения. Не разговаривает, обращенную речь не понимает, обстановку вокруг - тоже, на свое имя не отзывается, к контакту практически недоступна. Маленькая, тоненькая, бледненькая.
Ничего не делает, только громко-громко кричит, заливаясь слезами, да утекает со стула вниз, вырываясь и выскальзывая как рыбка, если ее попытаться задержать. И это - практически постоянно, и днем и ночью (по крайней мере, дежурные воспитатели говорят, что в стационаре происходит именно так, а уж как дома себя Даша ведет мы можем знать только со слов мамы).
Но, надо отдать должное Даше, в отличие от многих ребяток с похожими "особенностями", агрессию к окружающим она не проявляла, не кусалась, других детей не обижала. А если они к ней подходили, то она их либо игнорировала, либо так же плакала и "утекала".
Мама Даши
Мама - немногословна. Говорит корректно и по факту: ничего у них не меняется с тех пор, как специалисты начали работать с Дашей, ни на йоту не продвинулись, каким был ребенок 2 года назад, таким и остался.
Да и никто не обещал чудес, и мама ни на кого не сердится, а воспринимает всё без "розовых очков". Но… "раз уж положено нам, раз уж направления дают, то будем непременно ездить и получать максимум социально-педагогических услуг, хотя бы здесь".
Но ведь… "локомотивом" всех социальных услуг служат как раз таки не педагогические, а медицинские! И направления к нам в учреждение дают врачи, а не учителя! Только вот от базовой терапии, которую предлагают у нас, зачастую родители отказываются. И это их право.
И мама Даши - тоже отказывалась. Ну а курирующий врач - она может только предлагать, а не настаивать. Да и отказ сопровождающего родственника от части предлагаемых услуг не является основанием для исключения ребенка из списка получателей других услуг.
И… круг замыкается.
А в этом "круге" (почему не "в кругу"?) томится та самая плачущая Даша, которая даже не может понять, что она в нём сидит. И не может расслабиться, потому что всё вокруг вызывает у нее напряжение и плач. Или так (опять же, как говорит наша психолог): "Дашка для того-то и плачет, чтобы это напряжение снять. Это своего рода расслабляющий ритуал для нее".
Даша у меня на занятии
Уж не знаю, какому "светлоголовому диагносту-распорядителю" пришло на ум записать Дашу в один из моих самых сложных кружков (оригами, уааа!), но… надо так наааадо.
Хотя бы для начала попробуем без отвращения потрогать бумагу пальчиком, послушать, как она приятно(?) шуршит, взять лист в руки и не уронить его.
Куда там! Какая бумага? Дашу не то, что бумага, а вообще ничего, ничего, ни-че-го в кабинете (даже игрушки, погремушки да вертушки) как бы не интересует.
Мама Даши, глядя на всё это дело, не сюсюкает, не нацеловывает, не умоляет, а говорит ей:
- Доча, надо заниматься! Я скоро приду.
А потом мне говорит:
- Я за дверью буду. Вы на ор не обращайте внимание, она везде орёт. На любом занятии! Но врач сказала нам пробовать ВСЁ. Вот мы и пробуем. Так что можете заниматься. Если уползать будет, смело сажайте, не бойтесь. Дашка у меня не драчливая.
Но что-то пошло не так…
Дашка таки утекала. Под стол. С плачем и визгом. Несколько раз.
В очередной раз - не стала я доставать ее оттуда, а приманила "ежиком-антистрессом", который переливался зеленым светом и забавно "чпокал", когда восстанавливал форму после сжатия.
Когда ребенок кое-как наполовину выполз, снова беру и сажаю на маленький стульчик. А Дашка, ну конечно же, как и всегда, как и везде, пытается выскользнуть, упирается руками и ногами, как кузнечик, закрытый в кулачке.
Пододвигаю к Дашиному стульчику сзади большой стул, сажусь на него, обнимаю Дашу сзади сверху и легонько так прижимаю. И очень хорошо чувствую, что она то напрягается, пытаясь высвободиться, то - наоборот, становится мягкой и "текучей" (очевидно, чтобы вытечь из моих объятий). Передаю Даше ежика и мягко нажимаю на него Дашиными руками.
Интересно, что ДО того, как ежик оказался в ее руках, она визжала так, будто бы к крокодилам попала, а потом, когда с моей помощью ей удалось зажечь в нем фонарик, визг постепенно перешел в поскуливание. Или негромкое мычание. А Даша так и оставалась "текучей".
Но ведь не кричит!
Качает головой из стороны в сторону, руки - полностью расслаблены (ежик держится только благодаря моим рукам вокруг ее рук). А потом Даша - и вовсе прислонилась ко мне.
Понятно, просто устал ребенок от своих же криков и танцев "с подвыподвертом". Тихо сидит, спокойно сопит, глазки - закрываются. Еще и за палец меня придерживает. Руки - розовенькие, теплые, без "дерганий и трясок". Ну засыпает Дашка, только и всего! И даже немножко улыбается!
Но мама, видимо, испугалась не на шутку
Вошла в кабинет и беспокойно так:
- А с Дашкой тут точно всё в порядке? Почему она не кричит? Что такое?
- То есть, всегда-всегда, везде и всюду, Даша просто обязана кричать? - спрашиваю маму с легонькой долей обиды за Дашу.
А мама, не понимая, к чему я клоню, отвечает:
- Конечно! А как вы думаете? Сегодня она на уколе - орала, у логопеда - орала, на массаже - орала, на музыке - орала, вот и сейчас у вас…
- А вот сейчас орать - УСТАЛА! - чуть ли не стихами завершаю я мамину фразу.
А счастье было так возможно!
Мама стучит Даше по плечу:
- Доча, хватит отдыхать, разлеглась мадам! Нам на ФТО надо, а ну пойдем!
Даша - дернулась, открыла глаза… рот… и, вдохнув побольше воздуха ка-ак закричит! Ну и быстренько - под стол, под стол. Эээх, всю "малину" обломили девчонке! А, казалось, было ей так спокойно.
Но зато теперь маме спокойнее. И привычнее. Да что там, мамочка сама призналась, что ей не по себе, когда "дочь ведет себя слишком тихо". Вот орала бы и орала себе, а тут вдруг - тишина в кабинете. Подозрительно это как-то и даже немного страшно.
Ну а мне страшно, что такие тревожные ощущения некоторых родителей преследуют ежедневно. И они вовсе не полезны ни для них, ни для детей, которым, конечно, они передаются.
Не буду никому советовать сохранять спокойствие, ибо сама не умею. Но очень прошу, отдавая дитятку в кабинет, просто доверять специалистам. Они ведь и сами не допустят того, чего можно было бы бояться. А кнопки вызова медиков - есть в каждой комнате.
А всем, кто затевает какое-то полезное доброе дело - успехов!