И снова история про архитектора. Но не написать и о нём, находясь в усадьбе Покровское-Стрешнево, нельзя! Именно он создал тот сказочный замок, который когда-то захотелось иметь у себя в подмосковном имении княгине Евгении Фёдоровне Шаховской-Глебовой-Стрешневой.
Сегодняшний рассказ о Тайном советнике Александре Ивановиче Резанове.
Будущий академик архитектуры Александр Резанов родился в Петербурге, в семье титулярного советника Ивана Резанова. Он был крестником императора Александра I, который присматривал за мальчиком, когда тот лишился отца.
Начальное образование маленький Саша получил в школе на Аптекарском острове и в то же время брал уроки рисования у некоего старика-учителя Соколова, подметившего его тягу к графическому рисунку. По настоянию императора, когда мальчику минуло девять лет, его отдали в Академию Художеств.
Занятия в Академии, как научные, так и художественные, шли у Александра Pезанова очень успешно, и он и по тем, и по другим неоднократно получал от Совета Академии похвалы и награды. В 1837 году Резанов сумел даже получить две серебряных медали сразу: одну - за проект "павильона", а другую - за проект "ресторана" и, кроме того, похвалу "за хорошие успехи в художествах" за "виды Москвы с натуры", а в 1839 году - за проект "театрального училища", Александр получил большую золотую медаль, минуя малую золотую. Так что и отец и покойный император Александр I им бы очно городились.
Очередной курс Академии молодой человек заканчивает со званием классного художника и с правом поездки за границу на шесть лет в качестве пенсионера Академии. Так наступает временный перерыв в его академическом обучении.
Однако 1 января 1838 года юноша поступает на службу в качестве "рисовальщика" при Комиссии по постройке Храма Христа Спасителя в Москве, где пробыл целый год.
Александр Резанов окончил Академию в 1839 году со званием классного художника архитектуры XIV класса, большой золотой медалью за проект театрального училища и правом на пенсионерскую поездку за границу. С 28 мая 1840 года он снова поступил на службу, вновь под руководство K. А. Тона, - «архитекторским помощником» в ведомство Московской дворцовой конторы Там он прослужил до 2 июля 1842 году, приняв участие и в строительстве Малого театра. Под руководством Тона успел поучаствовать в создании вышедшего в 1840 году «Атласа нормальных сельских строений».
28-го октября 1842 года Резанов всё же поехал, в качестве пенсионера Академии, в Италию. Там занимался рисование и обмерами различных зданий, Рисунков у него и его товарищей было столько, что Совет Академии рассмотрел эти рисунки в 1848 году и единогласно положил ходатайствовать у Государя Императора "об отсрочке пребывания за границею Резанова и Кракау еще на год, со дня окончания назначенного им срока, т. е. по 2-е февраля 1850 г., с производством содержания им из Государственного Казначейства по 300 червонных каждому". Описание же реставрации собора в Орвието было издано отдельным изданием в 1877 году, в Париже, под заглавием «Monographie de la cathédrale d'Orvieto» и принесло авторам известность среди европейских зодчих.
Александр Иванович вернулся в Россию в 1850 году. Он, с подачи министра двора князя П. М. Волконского, был назначен «старшим архитектором» Департамента уделов; пребывал же в этой должности вплоть до своей кончины. Большую часть своего рабочего времени Резанов тратил теперь на утомительную и неблагодарную работу по проверке бесчисленных смет и по ремонту всевозможных зданий в удельных имениях, разбросанных по всей России, что почти не давало ему возможности заниматься частной практикой. Однако в том же году Академия, "в уважение искусства и познаний в архитектурном художестве, доказанных исполненными им трудами во время путешествия за границею", возвела его в звание академика, а в 1852 году, за проект "Греко-российской церкви на кладбище" - в звание профессора архитектуры.
А в 1854 году началась и преподавательская деятельность Резанова. Сперва ему поручено было преподавание «строительного искусства и архитектурного черчения» в Землемерном училище Департамента уделов, а с 1-го мая 1855 г., по случаю отъезда за границу профессора Жилязевича, - и чтение лекций строительного искусства в Академии, в звании адъюнкт-профессора. Преподавание у него не ограничивалось стенами учебных заведений, но простиралось и на целый ряд учеников и пенсионеров, работавших в его мастерской на «Литейном дворе» Академии. Он образовал целую школу молодых архитекторов, из которых немало вышло прекрасных строителей.
Его реализованные проекты совершенно не похожи один на другой. Ну вот судите сами:
1. Перестройка костёла Святого Казимира в Вильно (1834—1837)
2. Свято-Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря (1848—1875)
3. Парк Михайловской дачи (1850-е, Петергоф)
4. Дворец Великого князя Владимира Александровича; помощник И.С. Китнер (1867—1872, Санкт-Петербург)
5. Пассаж К.С. Попова, строительство осуществлял С.В. Дмитриев (1877, Москва, улица Кузнецкий мост)
И особняк К.С. Попова, строительство которого так же осуществлял С. В. Дмитриев (1877, Москва, Смоленский бульвар)
Это здание не только сохранило свой исторический вид, но является одной из жемчужин Москвы. Правда под другим именем: Особняк М.К. Морозовой.
В 1980-х годах по заказу княгини Евгении Фёдоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой архитектор Высочайшего двора Александр Иванович Резанов делает проект перестройки её усадьбы в Покровском-Стрешневе. Под его карандашом вырастал чУдный сказочный замок, что несказанно удивило тех, кто его потом увидел, но принесло массу удовольствия его хозяйке, вернувшейся из заграницы.
Одной из интереснейших работ академика архитектуры А.И. Резанова стало проектирование и строительство Императорского дворца "Эриклик" в Крыму. Руководил строительством А.Г. Венсан. Название Эриклик в переводе с крымскотатарского означает "сливовый сад". Дворец в этой местности был построен для больной туберкулёзом императрицы Марии Александровны по совету доктора С.П. Боткина
Под руководством А. И. Резанова в течение апреля-августа 1872 года дворец был построен, а в следующем году весной императрица уже в него въехала.
Перед дворцом устроен парковый партер с системой дорожек и круглым фонтаном, растительность расчистили с целью максимально открыть панорамный обзор на горы и море. Архитектурно комплекс создавался уподоблением природы Крыма символическим изображениям горного пейзажа, свойственным китайской живописи, тогда все так увлекались "китайщиной". Дворец был деревянный и одноэтажный, состоял из трёх корпусов, соединённых друг с другом под углом 60°. В деревянном дворце было всего 8 -10 комнат.
На верху, на уступе скалы была построена беседка в китайском стиле. Впоследствии за дворцом закрепилось название Чаир-Эриклик, в которой часто бывал Николай II с семьей. В начале XX века деревянная дача обветшала, а в середине века её останки были просто снесены. Однако! - очаровательный парк, спроектированный Александром Резановым, остался в нашей культуре. Помните:
"В парке Чаир
распускаются розы,
В парке Чаир
расцветает миндаль.
Снятся твои
золотистые косы,
Снится веселая, звонкая даль..."
А романс был написан на слова участника штурма Зимнего в 1917 году Павла Арского! Вот такие зигзаги иногда преподносит Её Величество История!
Он был первым председателем Петербуржского общества архитекторов (1870-1887), а с 1881 года - главным архитектором по сооружению Храма Христа Спасителя в Москве. Также он был главным архитектором Гофинтендантской конторы, архитектором Высочайшего двора (с 1864 года) и Почётным член-корреспондентом Королевского института британских архитекторов (1876 г). Он имел титул Тайного советника (с 1877 года). Многие его произведения останутся классикой в истории архитектуры.
Однако умер Александр Иванович в одиночестве: единственный его сын ушёл из жизни из-за тяжёлой болезни задолго до своего отца.
Тайный советник Александр Резанов умер от инсульта 30 ноября 1887 года. До конца своей жизни он считал своим самым важным строительным трудом довершение московского храма Христа Спасителя, которое было поручено ему, как самому даровитому из здравствовавших учеников первого соорудителя этого монументального здания, Константина Тона, здания, которое он отделал и привел в полное благолепие, сколь возможно ближе держась стиля своего бывшего наставника.
Вот такая история. А всего лишь, погуляла по усадьбе в своём районе...