Найти тему
6000 миль до Голливуда

Эпоха мокрого хаоса. Новая фантастическая драма-апокалипсис

("Всемирный потоп", The End We Start From, 2023, Великобритания)

Бывают иногда в киномире формулы, к результатам чьих расчётов относишься с большим скепсисом еще до того, как ознакомишься с ними. Ибо вроде бы и так понятно, что именно вы там увидите.
Вот, к примеру, когда одна очаровательная леди снимает фильм-катастрофу по сценарию другой очаровательной леди, написанному по книге еще одной очаровательной леди, - и тоже про очаровательную леди-выживальщицу, да вдобавок с младенцем на руках.... И что от всех них следует ожидать? Наверняка килотонны рефлексий, страданий и рыданий с перерывами на сюсюканье и жалобы на несправедливость жизни, да?
Так ли оно в случае со "
Всемирным потопом" Махалии Бело (уж не родственница ли того самого Великого Бело?), снятым по сценарию Элис Бирч, экранизации романа Меган Хантер, с Джоди Комер в главной роли?

Всё хорошо на постере фильма кроме одного: врёт, зараза, и не краснеет! Потому что никакой "роланд-эммериховщины" вам тут не покажут, даже не мечтайте.
Всё хорошо на постере фильма кроме одного: врёт, зараза, и не краснеет! Потому что никакой "роланд-эммериховщины" вам тут не покажут, даже не мечтайте.

А вот и нет - совсем не так! И это тот случай, когда "несбыче" собственных прогнозов можно лишь искренне порадоваться.
Несмотря на то, что все вышеназванные милые леди ожидаемо не стали делать
брутальный апокалипсис в духе своих коллег-мужиков, назвать картину Махалии Бело эмоционально-женской тоже нельзя. Потому что все эмоции в ней четко дозированы, затянуто-рефлексивные сцены отсутствуют, и даже младенец, сын главной героини, не будет раздражать вас своим криком. Нет, ну так-то иногда он, естественно, покрикивает, но - исключительно в уместных по сюжету местах. И ровно столько, чтобы зрители не начали морщиться.
Редчайшее для женщины-режиссера чувство меры в изображении на экране чьих-либо чувств, доложу я вам.

Вторая любопытная особенность "Всемирного потопа", которую замечаешь по ходу просмотра и поначалу даже не знаешь, удачная это находка или нет: почти ВСЕ штампы апокалиптической фантастики здесь сломаны об колено. Что тоже выглядит неожиданно смело. И когда безымянная Героиня (Д. Комер) оказывается со своим сыном в очередной "ситуёвине", вы, уловив эту режиссерскую фишку, заранее готовитесь - ага, вот сейчас всё пойдет явно не так, как я жду.

Другой вопрос, что идёт это "всё" зачастую и не так, как нам хотелось бы. Особенно в мрачной истории про конец света. И всё же по просмотру фильма понимаешь: а его создатели и не стремились превратить свою драму в максимально художественную и театральную. По сути это бытовая зарисовка про обычную женщину с ребенком, вокруг которой творится вполне вообразимый катаклизм. Разве что его масштабы расширены до целой Великобритании (слово "Всемирный" в названии фильма - придумка росс. прокатчиков). И то, что Героиня встречает в своих злоключениях по большей части адекватных людей, а не фриков, как это случилось бы в большинстве "концесветных" фильмов - так ведь не успели еще её сограждане в массе своей обезуметь. Как и сама она, к слову, тоже. Хотя уж ей-то, простой парикмахерше далеко не выживальщицкой закалки, рехнуться от всего происходящего было бы подавно легко.

Выпитая из горла́, бутылка водки, ночь, костерок, симпатичная девушка... Что еще нужно доктору Стрэнджу (Б. Камбербэтч) для того, чтобы... рассказать ей о принципах функционирования Мультивселенной?
Выпитая из горла́, бутылка водки, ночь, костерок, симпатичная девушка... Что еще нужно доктору Стрэнджу (Б. Камбербэтч) для того, чтобы... рассказать ей о принципах функционирования Мультивселенной?

Еще одна фишка картины: всех её персонажей, кроме безымянной Героини, кличут какой-либо буквой латиницы, либо двумя-тремя таковыми: R, O, AB, DR, KGB, MWC... Даже младенчику, коего, растущего, сыграло по очереди аж 15 (!) детишек грудного возраста, родители дают имечко в стиле отпрысков Илона Маска - ZEB.
Какой, однако, в этом был смысл, неясно. Возможно, в книге-первоисточнике он как-нибудь объяснялся, либо что-то символизировал, но в фильме подобная "стенография" выглядит странно.

Зато всё остальное - вполне себе обыденно, если вдруг вам не посчастливилось жить в стране, уходящей под воду.
Именно это случилось с Британскими островами, на которые однажды обрушились аномальные ливни. После чего британцы бросились спасаться туда, где повыше и посуше. Но с каждым днем таких козырных мест становилось всё меньше, поскольку вода всё прибывала, а еда, сметаемая из магазинов в преддверии еще худшего "песца", наоборот, убывала с бешеной скоростью.
А Героине вовсе и повезло, и одновременно не повезло родить в это суровое времечко своего первенца. Благо у нее имелся муж, а у того в провинции - папка и мамка, к которым можно было бы удрать из тонущего Лондона.

Вот только мирная деревенская жизнь с блинчиками, овощами и разносолами для Героини и прочих тоже однажды закончилась. Какое там! Всё это было лишь завязкой её дальнейших скитаний по хлюпающей под ногами отчизне в поисках спасения для себя и своего ZEBа.
Найдется ли оно? Как знать, как знать...
А вот то, что зритель точно не найдет во "
Всемирном потопе", так это... самого потопа. Ну кроме ряда коротких сцен, где что-то плещется и булькает, а также нескольких общих планов с затопленным Лондоном и окрестностями.
Хорошо это или плохо?
Что ж, в
иной подобной истории-апокалипсисе без "катастрофической движухи" было бы явно скучновато. Но в картине Махалии Бело сей недостаток почти не ощутим. Ведь, повторюсь, с ее похвальным чувством творческой меры во всём даже обычное странствие Героини по дичающему миру смотрится с интересом и интригой. Причем безо всяких цунами, селей и оползней - благодаря заодно и "вкусной" операторской работе еще одной очаровательной леди Сьюзи Лэвэлл.

London is a very wet capital of Great Britain!
London is a very wet capital of Great Britain!

***

В общем, рискнул-таки посмотреть - и не пожалел. Ибо, при всех своих авторских выкрутасах, картина оказалась совершенно адекватной, красивой, стильной и по-настоящему драматичной. Где из, казалось бы, самых обыденных (для данной конкретной ситуации) событий и встреч в итоге складывается довольно поэтичная и законченная история. В которой и без лишних истерик и сантиментов хватает сильных эмоций вкупе с психологическими дилеммами. А её несравненная "фронтвумен" Джоди Комер лишний раз доказывает, насколько она многогранная и самобытная актриса. Которая может с одинаковым успехом и в боевиках прыгать, и исторические костюмы примерять, и давать стране угля... в смысле драму повышенной суровости, прямо как здесь.

Иными словами, если подчеркнуто взрослый фильм-катастрофа без буйства спецэффектов и беготни от них не является для вас табу, то "Всемирный потоп" можно вам ненавязчиво порекомендовать. Хотя, конечно, при всех своих достоинствах картина это всё равно явно на любителя. И если вы окажетесь морально не готовы именно к таким своеобразным хроникам очередного "конца света", то удовольствие от них вам, увы, не гарантировано.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):