("Всемирный потоп", The End We Start From, 2023, Великобритания)
Бывают иногда в киномире формулы, к результатам чьих расчётов относишься с большим скепсисом еще до того, как ознакомишься с ними. Ибо вроде бы и так понятно, что именно вы там увидите.
Вот, к примеру, когда одна очаровательная леди снимает фильм-катастрофу по сценарию другой очаровательной леди, написанному по книге еще одной очаровательной леди, - и тоже про очаровательную леди-выживальщицу, да вдобавок с младенцем на руках.... И что от всех них следует ожидать? Наверняка килотонны рефлексий, страданий и рыданий с перерывами на сюсюканье и жалобы на несправедливость жизни, да?
Так ли оно в случае со "Всемирным потопом" Махалии Бело (уж не родственница ли того самого Великого Бело?), снятым по сценарию Элис Бирч, экранизации романа Меган Хантер, с Джоди Комер в главной роли?
А вот и нет - совсем не так! И это тот случай, когда "несбыче" собственных прогнозов можно лишь искренне порадоваться.
Несмотря на то, что все вышеназванные милые леди ожидаемо не стали делать брутальный апокалипсис в духе своих коллег-мужиков, назвать картину Махалии Бело эмоционально-женской тоже нельзя. Потому что все эмоции в ней четко дозированы, затянуто-рефлексивные сцены отсутствуют, и даже младенец, сын главной героини, не будет раздражать вас своим криком. Нет, ну так-то иногда он, естественно, покрикивает, но - исключительно в уместных по сюжету местах. И ровно столько, чтобы зрители не начали морщиться.
Редчайшее для женщины-режиссера чувство меры в изображении на экране чьих-либо чувств, доложу я вам.
Вторая любопытная особенность "Всемирного потопа", которую замечаешь по ходу просмотра и поначалу даже не знаешь, удачная это находка или нет: почти ВСЕ штампы апокалиптической фантастики здесь сломаны об колено. Что тоже выглядит неожиданно смело. И когда безымянная Героиня (Д. Комер) оказывается со своим сыном в очередной "ситуёвине", вы, уловив эту режиссерскую фишку, заранее готовитесь - ага, вот сейчас всё пойдет явно не так, как я жду.
Другой вопрос, что идёт это "всё" зачастую и не так, как нам хотелось бы. Особенно в мрачной истории про конец света. И всё же по просмотру фильма понимаешь: а его создатели и не стремились превратить свою драму в максимально художественную и театральную. По сути это бытовая зарисовка про обычную женщину с ребенком, вокруг которой творится вполне вообразимый катаклизм. Разве что его масштабы расширены до целой Великобритании (слово "Всемирный" в названии фильма - придумка росс. прокатчиков). И то, что Героиня встречает в своих злоключениях по большей части адекватных людей, а не фриков, как это случилось бы в большинстве "концесветных" фильмов - так ведь не успели еще её сограждане в массе своей обезуметь. Как и сама она, к слову, тоже. Хотя уж ей-то, простой парикмахерше далеко не выживальщицкой закалки, рехнуться от всего происходящего было бы подавно легко.
Еще одна фишка картины: всех её персонажей, кроме безымянной Героини, кличут какой-либо буквой латиницы, либо двумя-тремя таковыми: R, O, AB, DR, KGB, MWC... Даже младенчику, коего, растущего, сыграло по очереди аж 15 (!) детишек грудного возраста, родители дают имечко в стиле отпрысков Илона Маска - ZEB.
Какой, однако, в этом был смысл, неясно. Возможно, в книге-первоисточнике он как-нибудь объяснялся, либо что-то символизировал, но в фильме подобная "стенография" выглядит странно.
Зато всё остальное - вполне себе обыденно, если вдруг вам не посчастливилось жить в стране, уходящей под воду.
Именно это случилось с Британскими островами, на которые однажды обрушились аномальные ливни. После чего британцы бросились спасаться туда, где повыше и посуше. Но с каждым днем таких козырных мест становилось всё меньше, поскольку вода всё прибывала, а еда, сметаемая из магазинов в преддверии еще худшего "песца", наоборот, убывала с бешеной скоростью.
А Героине вовсе и повезло, и одновременно не повезло родить в это суровое времечко своего первенца. Благо у нее имелся муж, а у того в провинции - папка и мамка, к которым можно было бы удрать из тонущего Лондона.
Вот только мирная деревенская жизнь с блинчиками, овощами и разносолами для Героини и прочих тоже однажды закончилась. Какое там! Всё это было лишь завязкой её дальнейших скитаний по хлюпающей под ногами отчизне в поисках спасения для себя и своего ZEBа.
Найдется ли оно? Как знать, как знать...
А вот то, что зритель точно не найдет во "Всемирном потопе", так это... самого потопа. Ну кроме ряда коротких сцен, где что-то плещется и булькает, а также нескольких общих планов с затопленным Лондоном и окрестностями.
Хорошо это или плохо?
Что ж, в иной подобной истории-апокалипсисе без "катастрофической движухи" было бы явно скучновато. Но в картине Махалии Бело сей недостаток почти не ощутим. Ведь, повторюсь, с ее похвальным чувством творческой меры во всём даже обычное странствие Героини по дичающему миру смотрится с интересом и интригой. Причем безо всяких цунами, селей и оползней - благодаря заодно и "вкусной" операторской работе еще одной очаровательной леди Сьюзи Лэвэлл.
***
В общем, рискнул-таки посмотреть - и не пожалел. Ибо, при всех своих авторских выкрутасах, картина оказалась совершенно адекватной, красивой, стильной и по-настоящему драматичной. Где из, казалось бы, самых обыденных (для данной конкретной ситуации) событий и встреч в итоге складывается довольно поэтичная и законченная история. В которой и без лишних истерик и сантиментов хватает сильных эмоций вкупе с психологическими дилеммами. А её несравненная "фронтвумен" Джоди Комер лишний раз доказывает, насколько она многогранная и самобытная актриса. Которая может с одинаковым успехом и в боевиках прыгать, и исторические костюмы примерять, и давать стране угля... в смысле драму повышенной суровости, прямо как здесь.
Иными словами, если подчеркнуто взрослый фильм-катастрофа без буйства спецэффектов и беготни от них не является для вас табу, то "Всемирный потоп" можно вам ненавязчиво порекомендовать. Хотя, конечно, при всех своих достоинствах картина это всё равно явно на любителя. И если вы окажетесь морально не готовы именно к таким своеобразным хроникам очередного "конца света", то удовольствие от них вам, увы, не гарантировано.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):