("Ной", Noah, 2014, США)
Вопреки тому, что эту картину снимал знаменитый Даррен Аронофски ("Реквием по мечте", "Фонтан", "Рестлер", "Черный лебедь").
Вопреки тому, что главную роль в ней сыграл еще звездный в ту пору Рассел Кроу, да и прочий ансамбль не подкачал (Дженнифер Коннелли, Энтони Хопкинс, Рэй Уинстон, Эмма Уотсон, Ник Нолти).
Вопреки тому, что в "Ноя" вбухали увесистые 125 млн. долларов, ландшафты Исландии и работу талантливых художников.
Вопреки тому, что никто не ограничивал Аронофски полет его творческой мысли, что позволило ему напихать в классический сюжет уйму своей фэнтезятины.
Вопреки тому, что религиозные цензоры не закатили по этому поводу скандал, и фильм вышел в прокат сразу в не урезанном "режиссерском" варианте...
Так вот, даже вопреки всему этому букету удачных обстоятельств, кино выдалось очень уж занудным.
Особенно - вторая его половина, где все "избранные" герои уже сидят внутри своего гигантского плавучего зоопарка, за бортом которого ревет буря. А все "дето-отцовские" конфликты между ними больше напоминают беспричинную истерику, чем хоть сколько-то осмысленные выяснения отношений.
Ну да - каковы времена, таковы и нравы, но елки-палки! Раз уж это все равно не канон, а "фантазия на тему", неужто было так трудно устроить межгеройские разборки на ковчеге столь же интересными, какими они были в сюжете до Потопа? Ведь пока он не начался, "Ной" радовал какой-никакой, но движухой, разнообразием и вменяемым психологизмом.
Родство с ветхозаветной книгой Бытия у Аронофски довольно условное, но оно и понятно - все-таки он вырос в семье, где исповедовали консервативный иудаизм. На чьи священные тексты Даррен, вероятно, ориентировался в первую очередь, а они - я не знаток темы, а лишь допускаю, - явно расходятся во многих деталях с христианским житием Ноя.
Впрочем, на неискушенный взгляд - а "Ной" ориентирован на массового зрителя возрастной категории 12+ - перед нами пусть необычное, но доступное для понимания фэнтези. Про избранного высшей силой героя, коему открылось ужасное будущее, и который решает проблемы не только выживания своей семьи, но и фауны и флоры на планете. При этом обороняя свое строящееся убежище от нападок тех, кому билеты в светлое будущее не положены. То есть, фактически, от всего человечества "предыдущей версии", что была забракована его создателем и приговорена к отправке "в корзину". Ну или куда похуже, если использовать уместные "водные" аналогии.
Иными словами, перед нами - этакая мрачная антиутопия, где слово "утопия" можно понимать вполне буквально.
Увы, но пока зритель азартно потирает ладоши, предвкушая обещанный в трейлере Великий Потоп (вдобавок всем интересно, утрет ли Аронофски нос Эммериху с его суперцунами из "2012"), в фильме сохраняется какая-никакая интрига. Которую Даррен растопчет особенно вероломно, ведь самая долгожданная эпическая сцена "всё утонуло" продлится в итоге... секунд 40. После чего и грядут одни стенания героев, запертых внутри унылого деревянного ящика вместе со своей живностью. А вы, глядя на их крикливые рефлексии, развлекаете себя тем, что составляете список интересных вопросов, которые хотелось бы задать Аронофски.
Например, не считает ли он святотатством то, что ковчег в его трактовке Потопа построил не Ной, а... толпа огромных каменных страхолюдин (здесь их именуют Стражами; см. скриншот ниже)? Зато дарреново объяснение того, почему в ходе плаванья зверье не сожрало друг друга, любопытное: потому что всё оно вжух! - пребывало в магической спячке. А вот штаны и шмотье современного покроя на "перволюдях" выглядит примерно таким же милым анахронизмом, как и подобная одежда на кроманьонцах из "10000 лет до нашей эры" того же Эммериха.
Но всё это, конечно, восхищает не так, как стальные клинки с серрейторными (!) лезвиями у допотопных кочевников. Вот эта штука будет и впрямь посильнее герметичного судна из грубо тесаных бревен и разумных каменных троллей-гастарбайтеров.
***
В общем, пускай Роланд Эммерих снимал "2012" отнюдь не про Великий Потоп,тем не менее лучше всего этот катаклизм воплотил на экране все-таки он, а не Аронофски в своем "Ное". Даррен же остался верен себе и сделал "нечто этакое", что не относится ни к 100% драме, ни к экранизации библейского эпоса, ни даже к фильму-катастрофе, хотя в трейлере нам коварно представляли "Ноя" в виде последнего. "Нечто этакое" вроде бы для всех, и в то же время нет. Поэтому нет и гарантий, что оно вам понравится, либо, напротив, разочарует - тут надо проверять лишь на собственном опыте, а не доверять мнению других.
Однако своих поклонников, судя по кассовым сборам, фильм все-таки нашел (не в моем лице, к сожалению). И кабы он вдруг окупился в прокате не троекратно, а выше, уверен, мы увидели бы и "Ной 2: Возвращение Потопа", а не экранизацию Исхода от Ридли Скотта ("Исход: Цари и боги"), которой, к сожалению, в кинотеатрах повезло значительно меньше.