Найти в Дзене
Бесполезные ископаемые

Волшебная пряжа мистера Фемброу

По греческой мифологии каждому смертному полагается персональная "мойра", прядущая нить его судьбы. "Прядильщиков" моей жизни объединил вокальный коллектив The Spinners, чей последний участник - баритон Генри Фемброу воссоединился со своими коллегами буквально на днях.

Двое других основателей - Филипп "Соул" Уинн и Бобби Скотт успели отойти в мир иной неприметно. Можно сказать, скрылись за кулисами. Исчезновение людей, особенно артистов, чти имена при тебе никто ни разу не произнес вслух, не омрачает настроение необходимостью сказать что-нибудь скорбное.

Итак, "прядильщики". Хотя "ткачи" тоже звучит не плохо - чеканно и отрывисто. Только я не припомню кого-то, кто бы носился с пылким вопросом "Ткачи есть?", как было принято спрашивать про более востребованные группы.

Дело детройтских Ткачей - какой заголовок пропадает!..

-2

Музыка Спиннерс была ясна и привлекательна сама по себе, не оставляя места для изучения "фактов биографии", отслеживания "этапов творческого пути", словом, всего того, с чем сегодня может ознакомиться любой, кому это любопытно.

Взамен осведомленности ориентиром служила неизъяснимая красота и поэзия песен. О них мы и попытаемся напомнить вместо формальных соболезнований. Песни Спиннерс обладали магической способностью регулировать настроение отдельного слушателя, не требуя одобрения сверстников и членов семьи. Мне, например, был лично известен человек, влюбленный в их версию Ooh, Child, от которой буквально тошнило его сестер-актрис и невесту-переводчицу.

Возможно, это был клинический случай мономании, возможно и нет.

Мотауновский период "Прядильщиков" курировал ветеран Харви Фуква, но победоносную It's a Shame рекомендовал группе Стиви Уандер, поскольку соавтором шедевра была талантливая Сайрита Райт, невеста девятнадцатилетнего гения.

Кстати, одну из детройтский песен Спиннерам подбросил Ричард Драпкин, тот самый, чью "Одержимую дьяволом" Леннон и Маккартни доверили спеть Харрисону в ритме отходящего ча-ча-ча. Правда на оригинале бес сидит в сердце кавалера.

Поразительно современный по форме и духу материал выдавали артисты, дебютировавшие в начале 50-х, когда тема конца света была не менее актуальна, чем сейчас.

Спиннерс всегда находились рядом, не требуя обращения к спекулянтам и местным законодателям поп-музыкальной моды. Чтобы услышать очередной хит, было достаточно вслепую повернуть верньер приемника. Подобные спонтанные встречи с песней в эфире с глазу на глаз, происходили чаще, чем это бывает в повседневной жизни между людьми. Вещь запоминалась по чисто внешним приметам, как прекрасная незнакомка по ту или эту сторону автобусного окна. Ты мог не знать, чья это песня и кто её поёт, но и спутать её с другими было уже невозможно.

Таким путем классика соула обогащала внутренний мир человека, со стороны никак не связанного с заокеанской действительностью той поры. Репортажи Валентина Зорина и лаконичные подводки дикторов "Голоса Америки" выглядели черно-белой репродукцией красочной мистерии на фоне таких композиций, как TSOP или Back Stabbers.

Переход Спиннерс с "Мотауна" на "Атлантик" знаменовал кристаллизацию филадельфийского стиля в основу дальнейшего развития мировой поп-музыки на много лет вперед. Филли-саунд в значительное мере повлиял на европейское творчество Клода Франсуа и Лучо Баттисти. И еще одно чудо света филадельфийской сборки Young Americans - рискованный и, как всегда, неожиданный альбом Боуи, о нем суесловить не будем.

Анонимное участие Дионн Уорвик в записи Just As Long As We Have Love, вдогонку хитовой Then Came You (там её имя указано) положило начало внушительному циклу дуэтов этой великолепной певицы. Мужскую партию исполнил Генри Фемброу.

Henry Lee Fambrough (May 10, 1938 – February 7, 2024)

-3