Найти тему
А101 Лёрнити

Back to school, или Как перестать сомневаться и начать влиять на свою жизнь и заодно жизнь своего района

Оглавление

Вы бурлите идеями по поводу качества жизни в районах, но не знаете других инструментов кроме сбора подписей за или против?

Вы мечтаете реализовать проект, который понравится всем соседям, но в одиночку его поднять нереально?

Можно было бы продолжать список останавливающих вас «но», если бы в районах А101 не объявили о старте проекта, который свяжет девелопера и жителей районов не только договором сделки.

О Школе районных инициатив, которая поможет вам пустить идейное бурление в правильное русло, и компетенциях после её окончания мы поговорили с Любой Гурарий, куратором соучастных практик в А101 Лёрнити и экспертом по работе с сообществами.

Не жилищники и не коммунальщики

Запуская Школу районных инициатив, мы хотим, чтобы в районах А101 появилась культура совместного развития территорий жителями и девелопером, их постоянный продуктивный контакт, а также деятельное сообщество, которое впоследствии вовлекает в эту культуру вновь прибывших.

Школа районных инициатив не нацелена на решение проблем ЖКХ. Это школа не про уборку мусора и льда, она про социальную среду. Кому-то в этой среде не хватает условий для непрерывного образования, кто-то переживает за бездомных кошек и хочет устроить приют, для третьих это возможность обмениваться книгами, для четвёртых – сеть родительской взаимопомощи.

То есть проектов как точек входа в классную жизнь в районе может быть множество, а следовательно у многих есть повод снова пойти в школу, чтобы научиться закрывать дефициты территории – общение, образование, что угодно, – стать частью живой социальной сети и чувствовать поддержку соседей.

Школа запускается в два модуля, весной в Скандинавии, осенью в Испанских кварталах. Образовательный цикл состоит из восьми экспертных лекций, практикумов, разработки индивидуального или командного проекта, защиты и поддержки в реализации. Школу сопровождает грантовый конкурс, слушатели смогут участвовать в нем и материализовывать идеи в течение двух месяцев после выпуска. Площадкой для презентации пилотных проектов и обратной связи станут самые многолюдные события районов – Фестиваль добрососедства летом и «Добрый декабрь» зимой. Команда А101 Лёрнити будет информационным спонсором проектов, предложит кураторство и экспертизу.

-2

Судьба резидента

– Кто может стать студентом школы?

– В школу могут прийти, условно говоря, резиденты территории. Не обязательно жить здесь, с районом у вас могут быть иные тесные связи – живут родители или есть малый бизнес. Главное, чтобы проекты, которые студенты школы будут разрабатывать, были реализованы и напрямую влияли на качество местной жизни.

– А если у меня нет проекта, но есть желание улучшать это самое качество жизни?

– Школа в такой же степени будет полезной для созерцателей и наблюдателей, как и для деятелей, потому что любому деятелю помимо компетенций и знаний нужно физическое участие единомышленников.

Если вам интересно, как устроено взаимодействие людей, интересны городские сообщества, любопытно, что делается в мире с точки зрения территориального развития, но кажется, что затея не подойдёт вам по темпераменту, всё равно эта школа и для вас!

Посещайте лекционную часть и знакомьтесь с методами работы с городом и районными сообществами и вносите свой вклад, ценно любое движение.

-3

Фактически у школы будут два параллельных трека. Один как раз про расширение кругозора, а второй – прицельно про проектную деятельность.

Если вы хотите просто посещать лекции, можно приходить на них в свободном режиме и даже прийти на одну конкретную, где вам очень интересна тема и спикер.

Проектная группа – для генераторов и реализаторов идей. Вы придёте к «выпускной» работе с проектом, для которого поставлены конкретные цели и задачи, расписана дорожная карта, представлена смета, коммуникационный план с фокусом на воплощение проекта в жизнь.

Это потрясающий комплекс навыков, который затем можно применить к любой сфере в своей жизни, фактически инвестиция в развитие собственных компетенций и движение вперед.

Тьюторская поддержка на протяжении всего образовательного цикла поможет посмотреть на проект со стороны, тьютор станет вашей «второй» головой, что ободряет, даёт силы двигаться дальше. Поддерживающая среда – это один из ключевых моментов обучения. Здесь вас окружают эксперты, открытые к общению, атмосфера, где бережно помогают вынашивать проект. Эдакое родовспоможение проектной деятельности.

-4

Районная магистратура

– Школа окончена. С каким багажом мы оттуда выходим?

– По нашей задумке, с довольно габаритным.

Вы научитесь правильно и чётко формулировать идею, а до этого исследовать её актуальность и востребованность, упаковывать её в продукт и продвигать его. Вы научитесь собирать единомышленников, вовлекать людей в проектирование своего проекта, создавать вокруг него инфополе.

У вас будет понимание, как искать финансирование, можно ли проект монетизировать и как написать грант именно под него.

Вы узнаете о видах городских партнёрств и выстраивании коммуникации с каждым из них – администрацией района, девелопером, блогерами, НКО, районными чатами и так далее – пойдёте от идеи до реализации, находя по дороге единомышленников и партнёров.

Вы научитесь работать в команде и вместе с ней делать трекинг результативности проекта, то есть узнаете, как отрефлексировать ваши действия – дать себе признание, с одной стороны, с другой – понять, что можно улучшить.

Вы узнаете всё о трендах и инструментах территориального развития при помощи сообществ и поймёте, почему это сила.

-5

Звёздный десант

– Мы подобрали отличную команду экспертов для школы. Можем ли мы заранее познакомиться с ними поближе?

– Я дам старт школе с лекцией о соучастии как методе и принципе реализации городских проектов. Поговорим, в чём разница между насаждением разумного и доброго сверху и выращиванием идеи снизу вверх. Второе всегда прорастает намного ярче и даёт более полезные и сочные плоды.

Второй наш эксперт – Анна Гусейнова, антрополог по образованию и в настоящее время руководитель социальных проектов направления устойчивого развития X5 Retail Group. Сначала она расскажет про сообщества именно с антропологической точки зрения, а затем познакомит с работой направления через конкретные кейсы. От неё вы узнаете про типы городских стейкхолдеров – людей и организации, влияющих на результаты работы проекта; про коммуникации в городе, про городские партнёрства. С её помощью мы пройдём мастер-класс, на котором, словно выкройку на ткань, разложим теорию на наши первые идеи.

Следующий спикер  нашей школы – Ольга Рокаль, архитектор, педагог, партнёр бюро UTRO, эксперт по проектированию общественных пространств с фокусом на детские и семейные. Ольга познакомит слушателей с техниками преобразования пространства под себя и работе с городской средой вообще. Примерим на свой район некоторые идеи тактического урбанизма, который позволяет изменить среду здесь и сейчас, а заодно протестировать гипотезу, нужны ли предложенные нами изменения. (Один из близких нам примеров тактического урбанизма – проект «Арт-тропа».)

-6

В качестве практикума мы сделаем картирование территории, где отметим места притяжения, места силы и те, где мы ощущаем определённые дефициты.

Гуру по грантам  в школе районных инициатив – Евгения Бабакаева. С её помощью вы научитесь писать грант, чтобы его заметила приёмная комиссия. Сначала Евгения сделает обзор всех грантовых возможностей на сегодня, а после практикума по написанию гранта даст экспертные комментарии и советы.

Среди наших экспертов также есть местные жители. Ирина Горлова, предприниматель и местный активист, сфокусирует вас на проекте с точки зрения материальной поддержки, его монетизации, с её помощью вы узнаете, как заложить цикл на самоокупаемость.

Ещё одна жительница районов А101 Екатерина Григорьева – преподаватель РАНХиГС, урбанист, ведущая самого популярного телеграм-канала Скандинавии. Она расскажет, как продать вашу идею пабликам, как грамотно выстраивать взаимодействие с аудиторией в чате.

Для школы очень важно и ценно, что жители районов уже активно включены в нынешнюю повестку и станут не только слушателями школы, но и её спикерами.

Также мы пригласили ребят из блога со смешным названием «Мамкины урбанисты». Это команда городских активистов, которая по-настоящему раскроет секрет аббревиатуры ЛПР, то есть расскажет вам, как выявить на территории людей, принимающих решения, найти подход к каждому и выстроить с ними работу.

И наконец, мы обязательно привлечём экспертов в SMM, чтобы люди получили прикладные навыки по работе с конкретными соцсетями и каналами.

-7

Реалии

– Назови какие-нибудь любимые проекты, которые прошли путь от идеи реализации.

– Было дело, когда «Пятёрочка» объявила грант для директоров своих магазинов под названием «Лидеры заботы». В этот момент НКО «Единая семья», поддерживающая многодетные семьи, проводила мастер-классы в рамках работы Центров местного сообщества (социальный проект, сеть комьюнити-центров с участием НКО, волонтёров, активистов и магазинов «Пятёрочка» как площадок для встреч и общения – прим.).

Директор одного из магазинов, в одиночку воспитывающая двоих детей, высказала мысль, что было бы здорово сделать такую службу, которая в отсутствие няни и бабушек-дедушек давала маме, пашущей без выходных на работе и дома, глоток воздуха. И вместе с «Единой семьёй» мы придумали проект «Мамин выходной» – службу для занятых мам, которая раз в неделю предоставляет помощницу по хозяйству или няню и действительно даёт маме выходной.

Сумма гранта на проект составляла 50 тысяч, а по нашим подсчетам, нам требовалось 350. Но благодаря тому что заявку на «Мамин выходной» подписали ВСЕ директора новороссийского кластера «Пятёрочки», сумму, выделенную на каждый магазин, удалось объединить в один грант. Служба проработала на эти деньги около четырёх месяцев, после чего мы оформили и выиграли заявку на президентский грант.

-8

Ещё один прекрасный кейс, который я очень люблю. В Питере есть сообщество «Коломна». Административно это район Новой Голландии и окрестностей, а исторически он называется Коломна. В одном из коломенских дворов издавна стояла женская скульптура, известная всем под именем Венера Коломенская, которая перманентно становилась объектом  разнообразных художественных высказываний. Её то одевали в разные одежды, то перекрашивали, так что в какой-то момент администрация города решила статую снести. И тут местное сообщество возмутилось, потому что считало Венеру районообразующим объектом и местной достопримечательностью. Люди не просто начали собирать деньги на реставрацию, они разыскали уже довольно возрастного автора скульптуры, местные пивовары выпустили пивную серию, посвящённую этой богине труда и женской силы, и все деньги тоже отправили на восстановление.

А пока дело крутилось вокруг районного культурного наследия, люди так сдружились, что обратили внимание на загрязнённую набережную и расчистили её, позже открыли гуманитарный склад, начали проводить регулярные тематические программы (экология, книги, краеведческие экскурсии)...

Конечно, у любого сообщества есть жизненный цикл, но его существование всегда гуманизирует общество в целом. Социальная среда невозможна без гуманизации и сотворчества, совместности личности, города и людей. Она про понимание потребностей не только моих, но и окружающих, про поиск компромисса, про общую повестку улучшайзинга. Наша школа районных инициатив – для людей, у которых улучшайзинг в крови.

-9

Все инструменты в оркестре

– Мы легко объединяемся, когда бегаем вместе или с собаками гуляем. Научит ли школа объединять людей вокруг своего проекта?

– Мы научим, как объединить людей вокруг собственной идеи, и сверх того хотим, чтобы люди почувствовали себя сообществом, объединённым идеей улучшения жизни на территории. Хочется, чтобы появилось деятельное ядро, которое будет общностью и одновременно очень разнообразно в своих интересах.

Каждый из участников этой школы будет камертоном районного созидания и будет уверен, что для этого есть инструменты и люди и поддерживающая среда.

– У меня есть проект, но в моменте я не получил грант на его развитие. Научусь ли я привлекать деньги на его реализацию?

– Безусловно, школа научит способам привлечения финансирования. Кроме конкретного гранта, есть множество других возможностей привлечения денег. Можно искать финансирование через социально ответственный бизнес, через краудфандинг. Конечный проект может далеко выйти за рамки школьного гранта, и мы научим, как найти финансирование на проект любого масштаба.

-10

От винта

Школа районных инициатив – пилотный проект, который в этом году мы реализуем в Скандинавии и Испанских кварталах. Мы хотели бы повторить такую школу на следующий год в других районах А101, расширяя деятельную и живую социальную сеть. У каждого человека есть свой опыт и компетенции, которыми он может поделиться.

Мы создаём уникальный прецедент совместного развития социальной среды девелопера и жителей. Многие занимаются развитием сообществ и комьюнити-центров, но Группа компаний А101 здесь выступает новатором, для которого выстраивание социальной среды в районах станет одновременно полноценным исследованием эффекта от вложений именно в самоорганизованное созидательное сообщество.

-11

Школа районных инициатив

23 марта – 25 мая

Клуб соседей А101, Скандинавский б-р, 3к2

Подготовила Лидия Ни