Найти тему
Материк книг

255 лет баснописцу Ивану Крылову. Интересные факты, о которых не расскажут в школе

Оглавление

Ужасающая цифра - шутка ли, 255 лет со дня рождения поэта, а мы читаем его и прекрасно понимаем. Вот она сила искусства и подтверждение, что люди не меняются в главном.

Иван Андреевич Крылов строго взирает на нас с портретов. Но в жизни он отличался веселым нравом, любил простые удовольствия и даже порой шалил)

Вот некоторые интересные факты:

Непростое детство

Во время Пугачевского бунта отец Крылова командовал осажденной крепостью. Как позже писал Пушкин

Пугачёв скрежетал. Он поклялся повесить не только Симонова и Крылова, но и всё семейство последнего, находившееся в то время в Оренбурге. Таким образом обречён был смерти и четырёхлетний ребёнок, впоследствии славный Крылов.

Продовольствия не хватало. Голодали и дети, в том числе 4-летний Иван. Психологическая травма привела к невоздержанности в еде в течение всей жизни, большой тучности и проблемам со здоровьем.

Неудавшаяся женитьба

Крылов в молодости жил очень бедно и даже не смог получить образования. В 22 года он полюбил дочь священника, но родители были против, т.к. не понимали, на что же молодые будут жить. Избранница поэта Анна так тосковала, что родственники, наконец, согласились.

Но Крылов не имел денег даже чтобы приехать из Петербурга в Брянск и попросил привезти девушку к нему. Это ужасно оскорбило родителей и стало последней каплей. Свадьба не состоялась. Крылов так и жил один. Ходили слухи, что была у него сожительница и родила дочь, но официально эти отношения не были оформлены.

Сделал себя сам

Как это сейчас модно говорить. Не получив никакого системного образования, сам постигал иностранные языки и русскую словесность. Писал для театра, работал библиотекарем, имел государственную пенсию, а позже стал и академиком.

-2

Крылов и Пушкин

Пушкин беседовал с Крыловым, использовал его воспоминания и рассказы его отца, когда писал "Историю Пугачева". Поэт высоко ценил дарование Крылова, называл "народным поэтом". Они общались, бывали друг у друга в гостях. Незадолго до роковой дуэли Пушкин также заходил к Крылову. Иван Андреевич был поражен, узнав о гибели поэта.

«О, если б я мог это предвидеть, Пушкин! Я запер бы тебя в моём кабинете, я связал бы тебя верёвками! Если б я это знал!».

В числе близких друзей он нес гроб с телом Пушкина.

Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич Картина Чернецова
Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич Картина Чернецова

За словом в карман не лез

Крылов умел поставить на место тех, кто пытался ему дерзить:

Однажды на набережной Фонтанки, по которой он (Крылов) обыкновенно ходил в дом Оленина, его нагнали три студента, из коих один, вероятно не зная Крылова, почти поравнявшись с ним, громко сказал товарищу:
— Смотри, туча идет.
— И лягушки заквакали,— спокойно отвечал баснописец в тот же тон студенту.

Когда баснописцу прописали все-таки диету, он невыразимо страдал. И надо же случиться, что на званом обеде один остроумец решил подколоть поэта:

– Господа! Посмотрите, как разгорелся Иван Андреевич! – а потом процитировал строчку из крыловской басни «Волк на псарне»: – Глазами, кажется, хотел бы он всех съесть! Крылов, услышав колкость, отреагировал быстро: – За себя не беспокойтесь, мне свинина запрещена...

А вот как Крылов осадил рыбака, который по обыкновению, рассказывал небылицы о размере выловленной рыбины:

Не окончив фразы, помещик протянул руку с одного конца довольно длинного стола, где он сидел, к другому концу, у которого сидел Крылов. Иван Андреевич встал, отодвинул стул и сказал: "Позвольте, я отодвинусь, чтобы пропустить вашу стерлядь".

Причуды

Современники оставили воспоминания, по которым можно сделать вывод, что Крылов представлял собой, видимо, прототип Обломова. Он был чрезвычайно ленив, неопрятен, мог ходить в рваной одежде и не мыться неделями. Бывало, что ел даже подпорченную еду не по необходимости, а из-за неразборчивости.

Одно время Крылов жил у князя Голицына в имении, где обучал его детей и работал секретарем. В сельской глуши он чувствовал себя настолько свободно, что повадился гулять по безлюдным окрестностям голышом. За что однажды чуть не поплатился - крестьяне приняли его, заросшего и нагого, за лешего и чуть не утопили.

Любил пожары и кулачные бои. Играл в карты, однажды выиграл крупную сумму денег.

На обеде у императрицы

Однажды был приглашен ко двору. Оставил об этом уморительные воспоминания:

- Что царские повара! С обедов этих никогда сытым не возвращался. А я прежде так думал - закормят во дворце. Первый раз поехал и соображаю: какой уж тут ужин - и прислугу отпустил. А вышло что? Убранство, сервировкам - одна красота. Сели - суп подают: на донышке зелень какая-то, моркови фестонами вырезаны, да все так на мели и стоит, потому что супу то самого только лужица. Ей-богу, пять ложек всего набрал. Сомнение взяло: быть может нашего брата писателя лакеи обносят? Смотрю - нет, у всех такое же мелководье.

А пирожки? Не больше грецкого ореха. Захватил я два, а камер-лакей уж удирать норовит. Попридержал я его за пуговицу и еще парочку снял. Тут вырвался он и двух рядов со мною обнес. Верно, отставать лакеям возбраняется.

Рыба хорошая - форели; ведь гатчинские свои, а такую мелюзгу подают, - куда меньше порционного!...

За рыбой пошли французские финтифлюшки. Как бы горшочек опрокинутый, студнем облицованный, а внутри и зелень, и дичи кусочек, и трюфелей обрезочки - всякие остаточки. Н а вкус недурно. Хочу второй горшочек взять, а блюдо то уж далеко. Что же это, думаю, такое? Здесь только пробовать дают?!

Добрались до индейки. Не плошай, Иван Андреевич, здесь мы отыграемся. Подносят. Хотите верьте или нет - только ножки и крылышки, на маленькие кусочки обрамленные, рядышком лежат, а самая-то птица под ними припрятана и нерезанная пребывает. Хороши молодчики! Взял я ножку обглодал и положил на тарелку. смотрю кругом. У всех по косточке на тарелке. Пустыня пустыней. Припомнился Пушкин покойный: "О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?" И стало мне грустно-грустно, чуть слеза не прошибла..

Рерайт и перевод

Самые известные басни, такие как "Лиса и виноград", "Стрекоза и Муравей" и ряд других Крылов не сам выдумал. Их сюжеты восходят еще к Древней Греции. Но прекрасная адаптация, безусловно, принадлежит его перу. Кроме того, написал множество новых басен, всего 236 штук. И уже их переводили на другие языки.

Перечитываете Крылова? Какая басня у вас любимая?