Сейчас на уроках литературного чтения сын учит наизусть басню Крылова "Стрекоза и Муравей". Прослушав ее несколько раз, стала задумываться) Какое многогранное на самом деле произведение!
Начнем с того, что это не сочинение самого Крылова, а его перевод басни Лафонтена, который тоже заимствовал сюжет у Эзопа. Но это сюжет, а заслуга Крылова - в том, что басня эта, пересказанная им больше 200 лет назад, мало того, что актуальна и сегодня, еще и блестяще написана простым, понятным языком.
Еще один интересный момент: в более ранних версиях басни главными героями были Муравей и Цикада (Кузнечик). Причем у Эзопа они оба были мужского пола, а у Лафонтена - женского! Причем Цикада просила лишь еды, да еще обещала вернуть позже.
В басне же Крылова другие нюансы. Во-первых, Стрекоза здесь женского пола, а Муравей - мужского, Стрекоза просит и кров, и "накормить". Стрекоза обращается к Муравью "кум", что говорит о том, что они не чужие.
Кроме известного толкования - муравей "трудолюбивый", стрекоза - "легкомысленная бездельница", которому всех нас учили в советские времена, есть и другие. Например, что это противостояние дворян и буржуазии. Или людей искусства и людей богатых.
Сам-то Крылов, хоть и познал в детстве и молодости бедность, был все же, каким-никаким дворянином. А вовсе не "трудовым народом". Да и потом, получив известность, он наверстал упущенное. Чего только стоят рассказы о его неуемном обжорстве и прочих странностях. Так с чего же ему воспевать муравьев? Но учебнику лучше известно о точке зрения Крылова:
И если 30 лет назад #дети бодро отвечали, кто хороший, кто плохой, а если засомневаются, им объясняли это однозначно, то теперь мнения разделились. И даже авторы учебника это признают. По сети гуляет сочинение, якобы написанное школьником, где он подробно рассказывает почему ему нравится стрекоза.
А есть ведь третий вариант - оба хороши. И жадный муравей, и не позаботившаяся ни о чем Стрекоза.
Вот так короткая #басня, в которой по закону жанра, должна быть однозначная мораль, может послужить источником не только споров, но целого литературного исследования.
А вы на чьей стороне?)