Найти тему
Материк книг

Листая старые тетради: сочинение по басне И. А. Крылова "Волк на псарне"

Интересно иногда перечитать свои школьные сочинения. Например, вот это - довольно неплохое, как мне кажется) Называется "Басня как сатирический жанр на примере произведения Крылова "Волк на псарне"

"Басня – короткое произведение, часто в стихотворной форме, имеющее в своей основе поучительную историю, рассказанное остроумно и с выдумкой. Сказки, анекдоты, пословицы, назидательные сентенции имеют много общего с баснями.

В детстве у меня была именно такая книга Крылова с иллюстрациями Рачева. Теперь всех героев я представляю в таких образах.
В детстве у меня была именно такая книга Крылова с иллюстрациями Рачева. Теперь всех героев я представляю в таких образах.

Основоположником жанра считают Эзопа. В Греции басня получила наибольшее распространение. Во Франции известен Лафонтен. В России этот жанр представлен произведениями А. Кантемира, А. Сумарокова, Д. Бедного, С.В. Михалкова.

Но наибольшего мастерства в этом жанре достиг русский баснописец первой половины девятнадцатого века Иван Андреевич Крылов, который прославился именно своими сатирическими произведениями, написанными в жанре басни. Он весьма интересовался общественными явлениями, политической ситуацией, тонко чувствовал занимавшие современное ему общество вопросы.

Иван Андреевич Крылов
Иван Андреевич Крылов

Война 1812 года послужила поводом для написания некоторых точных и метких его басен. Одна из самых известных – «Волк на псарне». Это произведение издано осенью 1812 года, когда стало ясно, что нашествие французов обречено на провал.

Сюжет басни прост. Попавшего на псарню Волка загоняют в угол. Хитрец, поняв безвыходность ситуации, идет на переговоры. Клянется, что пришел мириться. Однако Ловчий, прерывая его речи и не веря ни одному слову Волка, спускает на него гончих, приговаривая, что он уже стар, чтобы верить в такое (Ты сер, а я, приятель, сед).

те самые старые тетради
те самые старые тетради

На примере этой басни можно рассмотреть все признаки жанра.
Во-первых, ее политическая направленность: сатира на Наполеона, мечтавшего без труда захватить Москву, не встретив там никакого сопротивления. Что из этого вышло, истории хорошо известно.
Во-вторых, в ней ярко выражена аллегория. Человек заменен зверем – Волком, сюжет напоминает известную психологическую ловушку: хотел как лучше, а получилось как обычно.

Не обошлось и без морали. В данном случае, ее можно выразить так: вору воздастся по заслугам.
В аллегорическом смысле Волк-Наполеон представляется жалким, трусливым, загнанным в угол, побежденным. Автор басни зло смеется над ним, симпатизируя мудрому Ловчему. В этом небольшом произведении события развиваются очень динамично, что также соответствует жанру басни. Крылов берет лишь маленький эпизод, в данном случае не комментируя его прямо, но присутствие автора чувствуется. «Мой хитрец», - пишет он о Волке.

Иллюстрация Рачева к басне "Волк на псарне"
Иллюстрация Рачева к басне "Волк на псарне"

Используемые художественные приемы также соответствуют басенному жанру. Например, олицетворение позволяет наделить зверя определенными человеческими качествами. Как правило, Волк – это воплощение коварства, жестокости и трусости.

Язык басни прост, речь максимально приближена к разговорной. Обязательно присутствие автологии – употребление слов и выражений в их прямом значении. Хотя, как считается, для басни характерны скорее не метафоры, а развернутые сравнения, «Волк на псарне» достаточно богат подобными изобразительными приемами: «псы залились в хлевах», «в минуту псарня стала адом» и тому подобное. Очевидно, И.А. Крылов настолько был переполнен патриотическими чувствами, что эмоции требовали особо сильного выражения.

Текст басни
Текст басни

Структура басни также имеет свои особенности. Хотя произведение недлинное, можно выделить начало – вступление, кульминацию и краткий итог – концентрацию смысла. Читатель сам делает выводы из разговоров героев.

Сам диалог – признак басенного жанра, он помогает привнести в произведение комедийность и даже сатиру. Персонажи обычно четко делятся на положительных и отрицательных.

Басни берут свои истоки в народном творчестве, а произведения Крылова так точно ему соответствуют, и оказались так близки русскому характеру, что многие строки стали афоризмами и прочно вошли в нашу память.
Крылов был непревзойденным баснописцем. После него, уже более 150 лет, никто не взялся за этот интереснейший жанр. И басня в России тихо угасла, хотя поводов для ее возрождения предостаточно".

И вот, кстати. хочу спросить - а вы знаете хоть одну современную басню?