Найти тему
ТыжИсторик

Фильм, по мотивам одноименного романа о Мастере и Маргарите. Но мотивы бывают разные.

Давно позабытая рубрика: обратная связь. Тыжисторик предоставляет площадку, ежели кому надо высказаться о наболевшем.

Автор: Виктор Н.

Я современное кино не жалую. Очень редко бывают настоящие художественные фильмы, как раньше писали. Сплошные блокбастеры, экшены и иже с ними. Посмотреть этот фильм нас с женой подвигло молодое поколение, сказав, что стоящий. По мотивам - это уже хорошо, чтобы не было излишних ожиданий. Но, как говорят, мотивы бывают разные.

Пошли. Одна серия, в отличие от предыдущих экранизаций, но 157 минут. Это еще высидеть надо.А если не понравится? Высидели. Жене фильм не понравился, а меня озадачил. Попробуем разобраться с точки зрения простого обывателя, а не кинокритика. Хоть это и по мотивам, но сравнивать с книгой и другими экранизациями все же придется.

1. Первое, что надо уяснить - это время и место действия.

А вот тут совсем не определяется. По роману, это должна быть Москва 30-х годов. Но не очень-то и совпадает. Если мы и не жили в то время, то осталось много кинохроники, фильмов и фотографий. И то, что мы увидели. не совпадает с нашим представлением о том времени. Показано некое тоталитарное государство, город, помесь старой Москвы, новой и партийных фантазий. Звучит неплохой джаз, но это авангард из 50-х. Да и то, в то время он звучал за океаном. А у нас эта музыка толстых была под запретом. И персонажи постоянно ходят не по тротуару, а по мосткам. Перестройка или плитку перекладывают? Или эти мостки соединяют прошлое с настоящим.

Посмотрим действующие лица.

2. Воланд.

-2

Это большая удача. В яблочко. "Я в восхищении!", - как сказал бы Бегемот. Таким его и представлял (с мелкими нюансами). Замечательно, что актер не знаком российскому зрителю, нет ассоциаций с прежними ролями. Но должен отметить две линии образа. Когда действие соответствует книге, великолепно. Когда же авторы дают отсебятину, то неплохо.

Например, когда они с мастером сидят в партере театра и выпивают. Хорошо, что не из горла, а из фужеров. К чему эта сцена?

3. Маргарита. Жене не понравилась. А я бы отметил следующие положительные детали. У Маргариты есть стать, внутренний стержень, благородство, что я не наблюдал в предыдущих экранизациях.

-3

Энергичная, обаятельная. Полет "Валькирии" - прекрасно

А вот почему она выбрана Королевой бала, не очень-то и ясно. Имя Марго прозвучало, но как-то без связи с Маргаритой. И в последних сценах она растворяет в бокале некую шипучую таблетку. Что это , аспирин или стрихнин? Тоже можно только догадываться, так как ничего затем не происходит. Как сказал классик, - Если на стене висит ружье. то оно должно выстрелить.

4. Мастер.

Четкого отношения к его образу у меня нет. Незапоминающийся образ. Скорее, в нем слишком много додуманного. Автор в эпоху тоталитаризма, напоминающий Булгакова. Пытающийся уйти от страшной действительности и в своих произведениях, и в уединенном старом доме, заканчивая сумасшедшим домом и смертью. Отметил про себя, что Мастер слишком часто выпивает.

-4

У меня двоякое объяснение: или уход от реальности или алкоголизм.

5. Коровьев. Не понравился. Визгливый фигляр. Тут уж с теплотой вспомнишь Абдулова. Шутить, наверное, тоже можно по-разному.

-5

6. Азазелло. Мне не зашел. Принять этот образ можно с натяжкой. Ведь по книге:

маленький, прихрамывающий, обтянутый черным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с желтым клыком, с бельмом на левом глазу

7. Кот. Мейн-кун нормальный, а вот Бегемота мы так и не увидели.

-6

8 Гелла. Некая девушка, просящая автограф у Мастера, вдруг оказывается в свите Воланда. На каком основании? Или она уже там была, в свите, я имею ввиду. Так что же, она подослана к Мастеру? С какой целью?

9 Бездомный. Незапоминающийся образ. А его поведение тоже вызывает вопросы. Особенно на заседании Массолита. Что это, собрание в сельском клубе или все же писателей? Вот уж у кого наблюдаются следы психического расстройства. Тут я с авторами согласен. Но выздоровление Бездомного и его превращение в Понырева не произошло. А ведь по книге роман начинается с Бездомного и им и заканчивается. А здесь сюжет не дописан.

10 Берлиоз. Персонаж может и не плохой, но сцена его гибели не соответствует роману и моему представлению. Как сказал бы Станиславский,- Не верю!

11 Алоизий Могарыч. А вот тут удача. Мерзкий тип получился. Как характеризовал его Варенуха в интимной компании

Такой сволочи, как этот Алоизий, он будто бы никогда не встречал в жизни и что будто бы от этого Алоизия он ждет всего, чего угодно

12 Понтий Пилат. Похож, по моему разумению.

-7

Лучше всех ранее представленных в кинематографе. Сцены древнего Ершалаима нам не с чем сравнить. Нет визуального ряда. Только другие картины. Да и сцен древнего города в фильме практически нет. Скорее, это часть пьесы Мастера, снятая с показа. Мало связанная с основным повествованием. Хотя и разговаривают на древнем языке, что неплохо.

13 Иешуа. Образ странствующего философа выбран так, чтобы не было никаких ассоциаций с реальными событиями двухтысячелетней давности. Да и на судьбе Мастера это никак не отразилось.

14 Остальных персон нет смысла описывать. С разной степенью удач они... Посмотрим далее.

15 Любовь. А это главная тема, раз рабочее название фильма с "Воланда" сменили все же на "Мастер и Маргарита". Хочется эту любовь увидеть. Ведь в романе как

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!

И что? Мы ее не увидели. Так, отношения уставшей супружеской пары. А ведь в романе эта любовь показана. И не только в сценах Мастера и Маргариты. Даже в словах выздоравливающего Бездомного она присутствует. Когда ему сообщают о смерти его соседа,Мастера, он восклицает:

Я так и знал! Я уверяю вас, Прасковья Федоровна, что сейчас в городе еще скончался один человек. Я даже знаю, кто, – тут Иванушка таинственно улыбнулся, – это женщина

16 Сцена в Варьете. Сверху падают деньги, люди переодеваются в модную одежду, затем разгром магазина, как в черную пятницу в Америке. И что? Где здесь мораль?, - как вопросила бы Алиса. А ничего не происходит. Все жадные и алчные остаются при своих.

17. И последняя сцена на крыше дома. Мессир со своей свитой наблюдает взрывы домов в условной Москве. 1812 год? Кто ж там орудует и что врывает. Ведь и Коровьев с Бегемотом, и Азазелло тут, рядом.

-8

18 И мне непонятна сцена на балконе клиники Стравинского. Не расшифровал. Мастер прыгнул с балкона? Самоубийство? Это уж слишком. Можно долго еще писать, хотя сравнение с книгой и неправомерно Это ведь по мотивам. Но хотелось бы закончить словами, которые не раз звучат в фильме: "Роман не окончен, его необходимо дописать". Чтобы сцены обрели смысл. И была бы хоть какая-то причинно-следственная связь.

Фильм начинается с погрома в некой квартире. Не читавший роман и не смотревший другие экранизации вряд ли поймет в чем дело. Фильм немного и затянут. Скучно становится в таких местах. И оглядывая зал, я видел светящиеся смартфоны. Не у одного меня такие впечатления.

Но были и удачи. В двух местах щипнуло горло.

А теперь серьезно. Если роман "Мастер и Маргарита" гениальный, но антихристианский, то фильм просто бесовский. Недаром рабочее название было "Воланд".

Эпиграф к роману:

… Так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
Гете, «Фауст»

Эти слова есть и в фильме.

Посмотрим "добрые" дела, благо, Воланда.

- Платок Фриды? Это слова.

- Два человека убиты, один искалечен (Бенгальский)

- Алчность не наказана (Варьете).

- Пол-Москвы сожжено.

- Пилат не получил облегчения участи.

- Бездомный не выздоровел.

- Воланд заполучил души людей, кончивших жизнь самоубийством. Может быть это и была цель? Тогда все объясняется и становится логичным. А домик у моря в одно мгновение может оказаться иллюзией.

Маргарита сама считала себя ведьмой. Да и Мастер, будучи атеистом, мало чем отличается от Берлиоза и Бездомного. Только таланта побольше и знаний. Как говорится - по вере вашей.

Список можно продолжить.

Так горят рукописи или нет? Этот миф сам Мессир и развенчивает.

-9

А сцена красивая.

Чем этот фильм хорош для меня - заставляет задуматься. Поразмышлять о нашем бытии и истории. Вспомнить когда-то любимый роман. Посмотреть на себя и вокруг.

Я о просмотре не жалею.